Иерей Алексий ОЛЕХНОВИЧ,
настоятель храма преподобного Серафима Саровского в г. Белоозерске
Добрачное сожительство, или, как его чаще называют, гражданский брак, – одна из важных проблем, существующих в современной семье и в целом в обществе.
Это явление можно описать примерно следующим образом: двое людей решают жить вместе как муж и жена, в том числе и сексуальной жизнью, под одной крышей, заботиться друг о друге, но при этом не регистрировать свои отношения в загсе и не прибегать к церковному благословению брака.
Оправдывают такие люди свое решение по-разному. Одни говорят, что штамп в паспорте для них ничего не меняет; другие предполагают, что это лучший способ проверить свои чувства; третьи поясняют, что решились на создание семьи, но не могут сразу официально оформить отношения, потому что им нужно постепенно ко всему прийти, а для этого необходимо некоторое время пожить вместе.
Гражданский брак стал в наше время настолько распространенным явлением, что уже совершенно не вызывает стыда или смущения у сожительствующих, как и осуждения. Оправдывая подобное проживание, некоторые говорят: «А что в этом плохого? Многие так делают, ничего страшного. Пусть поживут, посмотрят, захотят – поженятся. Они свободные люди и вправе делать то, что им заблагорассудится».
Вызывает чувство сожаления и тот факт, что некоторые из живущих в гражданском браке считают себя полноправными члена ми Православной Церкви и хотят, чтобы им было позволено участвовать в жизни Церкви посредством таинств. Во время исповеди эти люди признают свое сожительство как грех, но их покаяние, как правило, носит формальный характер: пребывание в гражданском браке они, желая приступить к Таинству Причащения, относят к повседневным, мелким грехам, но при этом ничего в дальнейшем в своем образе жизни не меняют.
Ситуация осложняется еще и тем, что сожительствуют отнюдь не только молодые люди, стремящиеся найти себе спутника жизни, но и люди в возрасте, много лет прожившие в законном браке. Они оставляют своих законных супругов и уходят жить к другим гражданским браком, мотивируя свои поступки различными причинами. Регистрировать свои отношения с сожителями они не собираются, поскольку, по их рассуждению, это неловко делать в немолодом возрасте. В такой ситуации грех удваивается, так как сначала распадается уже давно существующая и законная семья, а затем образуется еще и греховное сожительство.
Рассматривая мнимые преимущества сожительства над полноценным браком, можно обманчиво прийти к выводу, что в сожительстве люди пользуются всеми преимуществами брака, но при всем этом у них еще и остается полная свобода выбора в вопросах построения личных отношений. Но чем дольше продолжается само сожительство, тем труднее партнерам сделать шаг в сторону регистрации брака и создания полноценной семьи.
Частым вариантом развития событий у сожительствующей пары становится постоянное движение по кругу, то есть идет вечный поиск идеального партнера, и в результате этих поисков, как правило, находятся причины для расставания. Каждая новая встреча несет в себе своеобразную загадку: не окажется ли данный человек идеальным спутником жизни? Но очень часто после недолгого совместного проживания люди разочаровываются друг в друге,
и происходит очередное расставание, после которого вновь начинается поиск второй половинки.
Есть большая вероятность, что бесконечные поиски, пробы и ошибки духовно опустошат человека, доведут его до отчаяния,
а радость и непосредственность в новых отношениях уйдут, как и лучшие годы, которые можно и нужно было посвятить своему законному супругу (супруге) и детям. Стандартное оправдание и утешение («ничего страшного, это всего лишь была проба, своеобразная репетиция семейной жизни») с течением времени и с каждой новой неудачной попыткой перестает приносить облегчение.
В итоге человек теряет надежду создать полноценную семью.
Парам, выбирающим сожительство до брака, не стоит обманываться. Сожительство не является неким первым шагом на пути к созданию полноценной семьи – скорее всего, такие люди просто боятся ответственности, которая необходима для создания законных семейных отношений.
В браке супруги говорят друг другу: я принимаю тебя со всеми твоими достоинствами и недостатками и готов (или готова) посвятить свою жизнь тебе, проявляя ежедневно любовь, уважение, заботу и терпение. Сожительству ющие не могут строить отношения по таким семейным нравственным законам, так как они в случае любого недовольства партнером, при первом же обнаружении у него недостатков (хотя людей без недостатков не бывает!) готовы прервать надоевшее совместное проживание и отправиться на поиски нового знакомства.
Сожительства еще совсем недавно стеснялись, сейчас же идет процесс понижения статуса семьи и размывания традиционных семейных ценностей. Люди быстро сходятся и легко расстаются, оправдываясь тем, что в паспорт они штамп не ставили и обетов перед Богом не давали… Но человеку придется отвечать перед Богом за все свои поступки.
Сожительствуя и не вступая в брак, человек не разрушает, как многие теперь говорят, устаревшие стереотипы, а просто потворствует своим страстям. По сложившейся традиции во время венчания невеста надевает белое платье в знак своей чистоты и невинности, на молодоженов возлагают венцы в знак их победы над похотью. Если же начинать семью с сожительства, а потом для церковного венчания надевать белое платье, то это просто участие в красивом обряде, во время которого человек присваивает себе знаки почета, не заслужив их своей жизнью.
Конечно, многие скажут: все так делают! Но это не так – далеко не все! В этом вопросе нужно идти против течения и поступать так, как велит совесть.
Незарегистрированное сожительство не может иметь одобрения или сочувствия со стороны Церкви. Сожительствующие не могут быть допущены к Причащению и не должны участвовать в жизни Церкви, пока не раскаются и не изменят свой образ жизни.
И если находящимся в гражданском браке важно мнение Православной Церкви, если они заботятся о своей душе, они должны прислушаться к этому мнению и оставить свой греховный образ жизни.
Подготовила Маргарита ГОРОВАЯ