Масочный режим «скрывает» эмоции педагогов, что несколько обедняет учебно-воспитательный процесс. Но это лишь издержки коронавирусного времени. Учреждения образования предпринимают сейчас всевозможные меры для предупреждения инфекции. Журналисты «Маяка» убедились в этом на примере средней школы №1 г. Березы им. В.Х. Головко и Первомайского учебно-педагогического комплекса ясли-сад – средняя школа.
Отдел по образованию: полный контроль
Трудно считывать экспрессию при анализе литературного произведения, когда «говорят» лишь глаза. Непросто «зажечь» на уроках музыки, тем более держать дыхание при пении. И на физкультуре повышенная нагрузка на голос… Но это не жалобы – учителя просто констатируют изменения в новых условиях.
– Отдел по образованию райисполкома проводит контроль за соблюдением профилактических и противоэпидемических мероприятий в школах и детских садах, – сообщает начальник отдела Александр Шимчук. – Особое внимание обращаем на организацию питания, пропускного режима, проведение спортивных занятий, проветривание помещений, работу систем вентиляции и водоснабжения.
Еженедельно, рассказал Александр Васильевич, по этому вопросу проходят видеосовещания под руководством управления образования облисполкома.
В Березовском районе посещаемость учреждений образования на 11 декабря составила 80,4%. Между тем, образовательный процесс может быть приостановлен при отсутствии более 30% учащихся.
Школы и сады централизованно обеспечены дезинфицирующими средствами и жидким мылом. А также листовками, памятками о COVID-19, правильном мытье рук, пользовании антисептиком – информационные материалы размещены на стендах, стенах, дверях. Вход посторонним в школы ограничен.
Первая березовская: без замечаний
В СШ №1 г. Березы записываемся в журнал посещений – нас пропустили в здание по разрешению начальника отдела по образованию. На коридоре шумно, весело – ребята общаются, играют. Не скажешь, что во времена пандемии школа живет другой жизнью. Дети есть дети. Но у взрослых забот прибавилось. Замечаем, как активно работают на перемене технички – протирают полы с дезраствором, дверные ручки, лестничные перила.
Ждем директора Николая Жуковича. А вот и он. В белой маске с национальным орнаментом. Зная его приверженность белорусскости, не сдерживаемся:
– Вы и маску оригинальную приобрели.
– Гэта калега падарыла, – отвечает.
– Специально выбирала?
– Не пытаў, – улыбается. – Але пэўна так…
Да, время притупило страх перед вирусом, и в маске мы способны видеть уже не только индивидуальное средство защиты, но и аксессуар. Молодежь выбирает их по вкусу – с надписями, разноцветные, со стразами.
Соответственно производители стараются угодить потребителям. Но маска никогда не станет частью моды. Мода – про красоту, а маска – про шанс на спасение, какие бы контраргументы ни приводили скептики насчет ее бесполезности или даже вредности. Мы спросили у одной учительницы, каково это целый день вести уроки в маске. В ответ она продемонстрировала красное лицо с раздражением кожи…
Все мы мечтаем о победе над вирусом, который может быть беспощадным. Поэтому всем миром и боремся.
Подходим к умывальникам на коридоре. Мыло, антисептик, одноразовые полотенца – всего в достатке. Примечательно, что есть сушилка для рук. Особенно тщательно моют ладошки учащиеся начальных классов – как учат их педагоги. На классных часах, говорит директор, дети получают разнообразные знания о соблюдении личной гигиены, поведении во время сложной эпидемиологической ситуации.
Заглядываем в кабинет, откуда доносится новогодняя песенка. Урок в 1 «Б» классе ведет учитель музыки Светлана Тарасевич.
– Нужно глубже дышать, – показывает на маску в ответ на наш вопрос о сложности проведения такого специфического урока. Но тем не менее настроение в классе праздничное – Новый год на носу.
– Ношение масок для детей имеет рекомендательный характер, – тем временем поясняет директор. – Ведем по этому поводу беседы с родителями.
Заходим в столовую. Близится обед, и повара в темпе накрывают столы. В меню гречневая каша, куриная котлета, чай и банан. В столовой питается около 86% школьников, в том числе бесплатно учащиеся 1 – 4 классов и дети из социальных групп.
Все кухонные работники – в одноразовых масках. «Тяжело», – признаются, ведь на кухне и так парно. За день меняют до 4-5 штук – через каждые два часа.
Недавно специалисты районного центра гигиены и эпидемиологии провели мониторинг в СШ №1 г. Березы. Замечаний не было. Остались довольны работой завхоза Ольги Гордейчик, которая организовала противоэпидемическую работу на своем участке на должном уровне. К ней за консультацией приходили даже коллеги из других школ, сказали нам.
Первомайский ясли-сад: плюс кварцевание
Детский сад находится под одной крышей со школой и входит в учебно-педагогический комплекс.
Антисептиками пользуются только работники, они расставлены на высоте, недоступной для малышей. Воспитанники приучены к мытью рук – делают это с удовольствием, долго обмывая каждый пальчик. Воспитатели поощряют.
Информация о коронавирусе детям преподносится в игровой форме. Медицинская сестра организовала просмотр тематических видеороликов, где вирусы представлены человечками, против которых нужно сражаться.
– В старшей группе слово «коронавирус» уже выговаривают… – немного грустно заметили работники.
Во всех четырех группах ежедневно проводят кварцевание – в саду есть кварцевая лампа. А как известно, под ультрафиолетовым излучением погибают инфекционные микроорганизмы, в том числе вирусы и бактерии.
Все игрушки обрабатываются дезраствором.
В день нашего приезда болел только один детсадовец.
Первомайская СШ: не отличается от городской
По учреждению нас провел директор Игорь Зеленко. По сути, отличий от городской школы в обеспечении противоэпидемического режима нет. Установлены дозаторы с антисептиком, регулярно проводится влажная уборка, обработка твердых поверхностей.
В журнале учета рабочего времени работники проставляют данные по температуре тела. В начале первого урока в каждом классе проводится «утренний фильтр», во время которого учителя визуально оценивают состояние здоровья учеников. При обнаружении признаков заболевания ребенка осматривает медсестра.
– Родители наших учащихся – сознательные люди и не отправляют детей в школу, если замечают у них даже легкое недомогание, – говорит Игорь Александрович. – В настоящее время из 246 учащихся школы отсутствует 33 ученика, из них 18 болеют.
Мы пришли в спортзал. Ребята азартно играют в баскетбол. Как при этом можно соблюдать дистанцию друг от друга? Но, если это возможно, учителя стараются рассредоточить детей по залу. После каждого урока ученики моют руки под контролем учителей. Ужесточили требования к спортивной форме – она должна быть свежевыстиранной, никаких пятен. Мячи, маты и другой спортивный инвентарь после использования обрабатываются дезраствором.
Ольга КИВАТЫЦКАЯ, учитель 2 «В» класса СШ №1 г. Березы:
– Вопрос о том, носить маски или нет, не стоит. Нужно значит нужно. Иногда даже мои второклассники приходят в них. На учебе масочный режим не сказывается, разве что мне самой приходится «прибавлять звука» при объяснении материала, дважды проговаривать условия задания. Родители приобрели в класс жидкое мыло, гель-антисептик, влажные салфетки и другие предметы гигиены. На переменках дети сами протирают свои столы, хотя это делают и техработники.
Екатерина ШЕМЕТ, медсестра Первомайского УПК ясли-сад – СШ:
– Учащиеся с признаками ОРВИ отстраняются от обучения, об этом мы оповещаем родителей. С ребятами проводятся профилактические беседы, в том числе в столовой – рассказываем им о важности укрепления иммунитета. Почти каждый день в школьном питании присутствуют салаты – убеждаем детей в их полезности, иногда просто уговариваем не отставлять тарелки в сторону. В то же время призываем не игнорировать респираторный этикет – мне кажется, дети хорошо подкованы в этой теме.
Ольга КЛИМУШКО, учитель физкультуры Первомайского УПК ясли-сад – СШ:
– Проводить уроки стало сложнее. Бывает, и ученики приходят на урок физкультуры в масках. Обращаем внимание на то, чтобы в связи с этим при интенсивной нагрузке у них не ухудшилось самочувствие. Лично я сама строго соблюдаю все предписанные нормы, ведь дома меня ждет семья – муж и дети. Даже с родителями ограничила контакты – больше общаемся по телефону. Всем своим ученикам я желаю оставаться в строю – от них напрямую зависит моя работа.
Ангелина ТАРАСЕВИЧ, ученица 10 «Б» класса СШ №1 г. Березы:
– В моем классе в масках ходит несколько человек, в том числе и я. Сразу было неудобно, но потом привыкла. Почему в маске? Потому что часто болею, и это способ защитить себя от возможных осложнений. Каждый из нас может передать вирус, сам того не подозревая, поэтому маска – это и забота о здоровье окружающих. Мама согласилась с моим решением.
Наталья КОЗЛОВА, заведующий отделом гигиены Березовского районного центра гигиены и эпидемиологии, врач-гигиенист:
– Специалисты центра ведут контроль за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике и недопущению распространения коронавирусной инфекции в учреждениях образования района.
В каждом учреждении разработан «План организационных и санитарно-противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекции COVID-19, действий при выявлении заболеваний». В нем определены мероприятия и ответственные за их выполнение. В учреждениях установлен режим организации образовательного процесса, предусматривающий соблюдение принципов социального дистанцирования. В школах внедрена групповая (кабинетная) форма образовательного (воспитательного) процесса, за исключением занятий, требующих специального оборудования. Ответственный осуществляет ежедневный контроль за отсутствующими учащимися по причине заболевания острыми респираторными инфекциями, в том числе коронавирусной инфекцией.
Прием детей в учреждения дошкольного образования осуществляется при использовании родителями средств защиты органов дыхания.
Руководители учреждений активизировали работу с учащимися по соблюдению безопасной дистанции 1-1,5 м в местах массового скопления людей, соблюдению правил личной гигиены рук, своевременного обращения к медицинскому работнику при появлении признаков ухудшения здоровья и др.
Нина КРУКОВИЧ
Фото Сергея БОБРОВА