С 1 марта 2021 года вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП). Рассмотрим, что изменилось для нанимателей, их должностных лиц и других работников в составах правонарушений в сфере охраны труда.
Новым КоАП предусмотрено разделение административных правонарушений в зависимости от характера и степени общественной вредности на три категории (ст. 2.2 КоАП):
1) административные проступки;
2) значительные административные правонарушения;
3) грубые административные правонарушения.
К административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде штрафа в размере, не превышающем:
1) для физического лица – 10 базовых величин;
2) для индивидуального предпринимателя – 25 базовых величин;
3) для юридического лица – 50 базовых величин.
К значительным относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде конфискации, депортации, штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции или дохода, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), либо в размере, превышающем:
1) для физического лица – 10 базовых величин;
2) для индивидуального предпринимателя – 25 базовых величин;
3) для юридического лица – 50 базовых величин.
К грубым относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.
В зависимости от категории административного правонарушения изменились сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию (ст. 4.9 КоАП).
Так, в старом КоАП, лицо считалось не подвергавшимся административному взысканию по истечении 1 года после исполнения административного взыскания. В новом же КоАП данный срок сохранен только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение.
Физическое или юридическое лицо, совершившее административный проступок, считается не подвергавшимся административному взысканию со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания (например, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение – по истечении 6 месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания.
Рассмотрим основные изменения в административной ответственности по охране труда.
В новом КоАП изменилась нумерация статьи, предусматривающей ответственность за нарушения законодательства об охране труда (ст. 9.17старого КоАП изменена на ст. 10.13 нового КоАП), изменена ее формулировка, а также добавлены уточняющие сведения.
Так, в старом КоАП формулировка ч. 1 ст. 9.17 была следующего содержания: «Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем обязательных для соблюдения требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических и локальных правовых актах», в новом КоАП – «Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда» (ч. 1 ст. 10.13 КоАП), санкция осталась прежней – штраф от 5 до 40 базовых величин.
Старый КоАП предусматривал ответственность за допуск к выполнению работ (оказанию услуг) лица, не прошедшего медосмотр либо освидетельствование, в случаях, когда это необходимо (ч. 2 ст. 9.17 старого КоАП), в новом КоАП ответственность за данное нарушение отдельно не выделена.
Также в старом КоАП была предусмотрена повышенная ответственность за повторные нарушения в сфере охраны труда (ч. 3 ст. 9.17 старого КоАП), в новом КоАП ответственность за повторное нарушение отдельно не выделена.
Вместе с тем, отдельно выделяются меры ответственности, если нарушение требований по охране труда повлекло травмирование работающих (ч. 2 ст. 10.13 КоАП): штраф в размере от 20 до 50 базовых величин.
Отдельно необходимо обратить внимание, что с 1 марта текущего года предусмотрена ответственность за нарушение требований по охране труда не только должностных лиц нанимателя, но и иных работающих (ч. 3 ст. 10.13 КоАП): штраф до 5 базовых величин.
Как и ранее предусмотрена административная ответственность за нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Изменилась лишь нумерация статьи, которая предусматривает такую ответственность (ст. 9.20 старого КоАП изменена на ст. 10.14 нового КоАП), штраф остался прежний – от 10 до 50 базовых величин.
С.И. БОБЕЛЬ, главный специалист отдела труда управления по труду,
А.И. ЖОГАЛ, главный государственный инспектор Березовского межрайонного отдела Брестского областного управления Департамента государственной инспекции труда
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: