Настоящие мужчины, как правило, не носят украшений, и не потому, что они аскеты – истинное достоинство, мужество, внутренняя сила и честь сами по себе бесценные украшения. Настоящие мужчины сдержанны и, рискну утверждать, скромны даже при самой высокой (адекватной) самооценке… Их слова весомы и дорогостоящи, как драгметаллы; измерять их следует в унциях или каратах… Настоящих мужчин мало: штучных изделий и не может быть много! Но нам повезло – мы знаем такого! Это уникальный и неповторимый Владимир Николаевич Воробьев.
Судьба участника Великой Отечественной войны, комсомольского и партийного работника, учителя, журналиста и редактора нашей газеты потянула бы не только на очерк – на полновесный роман с продолжением! Тем более, что прекрасно владеющий словом Владимир Николаевич сам мог бы написать историю своей жизни… Но такой уж он человек – ни под каким видом не желает «светиться» в СМИ. Причина – та самая истинная скромность, не имеющая ничего общего с замаскированным высокомерием! В ее основе абсолютная честность и высочайшая требовательность – к себе и окружающим. А рассказать девяностосемилетнему ветерану есть о чем! Сам факт долголетия на фоне перенесенных тягот и лишений заслуживает почтительного удивления. Это ведь не только перст судьбы – плоды здорового образа жизни и интереса к ней, постоянного умственного напряжения и привычки анализировать, позитивного мышления и сдержанности в словах и суждениях… Что ж, попробуем выполнить за него эту ответственную миссию.
Детство В.Н. Воробьева прошло в Осиповичском районе, недалеко от Бобруйска, но война застала семью в Пинске: отца направили в местный облисполком (Пинск был тогда областным городом) начальником отдела юстиции. Шестнадцатилетний Владимир узнал о начавшейся войне в 7 часов утра (историческое выступление В.М. Молотова по радио состоялось только в 12 дня): ночевавший у них товарищ отца рано утром отправился на железнодорожную станцию, но вернулся назад, так как поезда уже не ходили. Он и принес эту горькую весть…
Пинский аэродром в тот день бомбили мало: там находились в основном гражданские самолеты. Зато военные самолеты на аэродромах в Пружанах и Бресте практически все были уничтожены… Сначала хотели эвакуировать население водным транспортом, но передумали ввиду большой опасности; на вторую ночь войны посадили людей в железнодорожные вагоны… Семья Воробьевых через Микашевичи добралась до Гомеля, откуда отец думал отправить мать с детьми (были еще двое младших) в Рязань к родным. Но Владимир убедил маму ехать на ее родину, в Елизово (близ Бобруйска), к тете, мол, мера эта временная, скоро Красная армия погонит немцев, и они вернутся в Пинск. И мама послушала сына.
Радио не работало, о продвижении врага ничего известно не было. Владимир надеялся, что немцев уже отбросили чуть ли не до Германии… О том, что взят Минск, не знали… Первого июля прямо из окна они увидели немцев, копошившихся у стратегически важного железнодорожного моста через реку Березину. Мост уцелел, ибо попытки граждан предупредить о приближении немецких войск к Бобруйску и, следовательно, о необходимости взорвать мост воспринимались как провокации паникеров. Немцы хитростью, с минимальными потерями овладели и мостом, и подошедшим бронепоездом.
Уже в начале зимы 1942-го Владимиру вместе с местными парнями удалось найти партизан: поначалу посты немецкого гарнизона в Елизово пропускали молодых ребят; те говорили, что идут просить хлеба… После наблюдения и проверок в марте 1942 года их с другом Васей приняли в отряд П.И. Ливенцева. Через полтора месяца Вася погиб; другу же его Володе предстояла долгая, нелегкая, богатая событиями жизнь…
Рядовой боец 210-го истребительного партизанского отряда имени И.В. Сталина Осиповичской военно-оперативной группы под командованием Героя Советского Союза П.И. Ливенцева Владимир Воробьев стал участником знаменитой рельсовой войны. В августе 1942 года они с товарищами пустили под откос вражеский эшелон на железной дороге Блужа – Марьина Горка, в результате чего был разбит немецкий паровоз и 12 вагонов с продовольствием и боеприпасами. В сентябре с участием Воробьева сошел с рельсов немецкий паровоз и платформы с автомобилями; были взорваны три моста на шоссе Березино – Червень. Летом 43-го их группа перебила рельсы на участке Осиповичи – Шатырка, разгромила вражеский гарнизон в деревне Косье, а осенью того же года устроила крушение немецкого эшелона на участке Талько – Верейцы, уничтожив паровоз и пять вагонов с живой силой и боеприпасами. В июле 44-го подорвали два вражеских авто с живой силой на дороге Липень – Вязье, разгромили помещение немецкого гарнизона. 1 июля 1944 года Красная армия освободила Осиповичский район, партизанские соединения под знаменем вступили в Осиповичи. Из пятидесяти человек отряда, в котором воевал В.Н. Воробьев (всего там было 600 человек), был сформирован истребительный отряд, куда он и был зачислен. Работы было много: отлавливали не успевших удрать немцев и полицаев. Потом молодого бравого партизана зачислили во взвод охраны военно-эксплутационного отделения, занимавшегося охраной железных дорог на освобожденных территориях. В январе 1945 года Воробьев по поручению товарищей от всего взвода обратился к начальнику политотдела с просьбой отправить их на фронт «до полного разгрома фашистов», но им отказали.
До войны Владимир нацеливался на поступление в вуз, но теперь, после Победы, со всем своим боевым и жизненным опытом он все также имел девять классов за плечами, то есть не имел среднего образования. Главное теперь было прокормить себя, помочь матери и младшим брату и сестре.
По воспоминаниям В.Н. Воробьева, у него сложилась богатая послевоенная трудовая биография. Заочно окончил Пинское педучилище, учительствовал; работал в Светиловичском райкоме комсомола на Гомельщине, был пропагандистом райкома КПБ, помощником начальника политотдела Лунинецкой МТС по комсомольской работе. С 1954 года В.Н. Воробьев трудится на журналистском поприще: возглавляет сельскохозяйственный отдел Лунинецкой районной газеты «Авангард», а позже становится заместителем редактора и редактором. После окончания Высшей партшколы при ЦК КПБ в 1961 году его направляют в Березу редактором районной газеты «Пламя», межрайонной газеты «Маяк коммунизма» и, наконец, в 1965–1968 гг. – Березовской районной газеты «Маяк коммунизма». Параллельно с присущими ему ответственностью и принципиальностью исполняет обязанности члена бюро Березовского райкома КПБ.
Время редакторства Воробьева в «Маяке» – это время «оттепели». Бесконечные панегирики в честь партийных и советских руководителей и директивы на страницах печатных изданий начинают уступать место ярким интересным журналистским материалам, острой (конструктивной!) критике недостатков – а их немало, как на производстве и в сельском хозяйстве, так и во всех сферах жизни. «Маяк», возглавляемый Воробьевым, действительно превращается в коллективного информатора, пропагандиста и агитатора; живо откликается на каждый импульс жизни района, становится по-настоящему массово-политическим печатным органом, обретает крепкую обратную связь с читателями, растит рабселькоров количественно и качественно. Требовательность и перфекционизм редактора, его природная интеллигентность и собственный личностный рост становятся стимулом для качественного преображения газеты. Воробьев укрепляет трудовую дисциплину в коллективе, прекращает распри. При нем растет журналистское мастерство сотрудников, в коллектив приходят журналисты А.Е. Климов, Е.В. Селеня, которым предстоит определять лицо газеты в будущем. Евгений Васильевич Селеня, в последующем на протяжении восемнадцати лет руководивший «Маяком», называет В.Н. Воробьева своим учителем в журналистике, отмечая его глубокую порядочность, абсолютную грамотность и интеллигентность.
Большое внимание коллектив во главе с редактором уделял внешнему облику издания, как сказали бы сейчас, газетному дизайну. При В.Н. Воробьеве березовская районка становится обладательницей диплома 1-й степени областного управления по печати за лучшее художественно-техническое оформление и полиграфическое исполнение издания; награждается Почетной грамотой Госкомиздата БССР, становится победителем в областном конкурсе на лучшее художественно-полиграфическое исполнение.
Уйдя с поста редактора, Владимир Николаевич с 1969 года возглавляет районный комитет народного контроля – весьма ответственный и влиятельный участок работы. Здесь также в полной мере проявляются его абсолютная честность и принципиальность и одновременно – объективное, – конструктивное отношение к выявленным недостаткам, уважение к людям. В 1969 году он становится членом исполкома районного Совета народных депутатов. Его мнение – одно из самых компетентных и весомых.
Как председатель комитета народного контроля, а позже инструктор отдела организационно-массовой работы райисполкома, Владимир Николаевич подходит к делу творчески и ответственно, ищет новые методы в работе, выстраивает четкую систему работы органов сельской власти.
Ему и сегодня не изменяют неподдельный интерес к соотечественникам и землякам, доброжелательность и отзывчивость к людям. Не имея возможности по состоянию здоровья откликнуться на приглашения из школ, он тем не менее ведет диалог со школьниками и учителями. Непосредственно на основании его воспоминаний в СШ №3 г. Березы создан интересный буклет под редакторством М.С. Стефановой о партизанской юности ветерана. Живо волнует В.Н. Воробьева происходящее в районе и стране. По сей день он внимательно следит за «Маяком», радуется ярким материалам, журналистским находкам, переживает неудачи. Еще несколько лет назад Владимир Николаевич мог охотно подискутировать с журналистами районки, дать объективную оценку тому или иному явлению и вышедшей статье, поделиться мудрым советом (без какой-либо назидательности!). Все это свидетельства молодости души, неиссякаемой человечности, истинной интеллигентности.
Привычки творческих людей неизменны с годами. Долгие годы Владимир Николаевич гулял по утрам в Комсомольском сквере. «Маяковцы», выглядывая в окна, случалось, шутили: «По Воробьеву можно часы сверять!» Он и сегодня не мыслит себя без чтения, анализирует прочитанное, размышляет.
Словно получив вместе с тяжелейшими испытаниями юности заряд энергии на десятилетия, он ценит жизнь и, по собственному утверждению, точно знает, что нет на свете ничего дороже мира.
Свидетели его персонального вклада в торжество мира – орден Отечественной войны II степени, медали «Партизану Отечественной войны I степени», «За отвагу», «За Победу над Германией», «За доблестный труд» и ряд других. Свидетели же его профессиональных достижений и личностых качеств – жители Березовщины, которой он отдал свыше шестидесяти лет своей наполненной, такой красивой жизни!
Маргарита ГОРОВАЯ
Фото Сергея БОБРОВА и из архива редакции
Подписывайтесь на нас в Telegram!