В Березовском районе неплательщикам жилищно-коммунальных услуг начали дистанционно блокировать канализацию.
Ни для кого не новость, что за оказанные услуги надо платить, будь то парикмахерская, химчистка или коммуналка. Но по какой-то причине именно ее оплачивать нерадивые жильцы не спешат. Даже выработали определенную тактику, чтобы не дать лишить себя коммунальных благ: игнорируют уведомления, не пускают в квартиры работников, а долг и пеня растут. Но в этом году на неплательщиков нашлась управа. ГУПП «Березовское ЖКХ» закупило систему «Оникс стандарт», позволяющую заблокировать канализацию дистанционно, без доступа в квартиру.
Эта система уже давно и хорошо зарекомендовала себя в России. Она компактна, мобильна, проста в эксплуатации. Прибор состоит из манипулятора с видеокамерами и захватом, крепящимся к гибкому управляющему рукаву, и монитора.
Мы ознакомились с процессом установки заглушки в доме №49 на улице Северный городок. Гражданка Т. допустила задолженность с учетом пени в размере более 500 рублей. Дверь работникам коммунальной службы не открывала, на уведомления не реагировала. Своим поведением предоставила нам возможность посмотреть оборудование в работе.
Блокировка водоотведения осуществляется с чердачного помещения или крыши. Поднявшись туда, работники ЖКХ в течение десяти минут собрали прибор, закрепили заглушку на манипуляторе и опустили ее в канализационную трубу. Видеокамера позволяет найти нужный этаж и квартиру, а заглушка специальной формы перекрывает водоотведение только в квартире должника. Весь процесс занял не более получаса. Быстро и эффективно. После окончания работ на дверь квартиры должницы и подъезда прикрепили уведомления об отключении от коммунальных услуг. Когда долг будет погашен, коммуникации восстановят в течение двух дней. Но следует помнить, что работы по монтажу и демонтажу заглушки производятся за счет неплательщика.
Процедура отключения от коммунальных сетей полностью законна, она регламентирована постановлением Совета Министров Республики Беларусь и не требует решения суда или исполнительной надписи. Наличие долга – основание для отказа в оказании услуг. Согласитесь, никто не обязан работать бесплатно.
Блокирование коммуникаций не происходит внезапно, этому процессу предшествует работа с гражданином. Ему звонят, высылают предупреждения, пытаются убедить добровольно погасить задолженность. Если никакие увещевания не помогают, а долг накопился за два и более месяца, нерадивый жилец попадает в списки должников и может лишиться коммунальных благ, за которые отказывается платить.
Сегодня в нашем районе почти 500 должников по коммунальным услугам, общая сумма задолженности с учетом пени составляет более одного миллиона рублей. К слову, в списки должников попадают разные люди. Кто-то случайно в силу определенных жизненных ситуаций, они переживают, звонят, просят отсрочку. Есть любители экстрима, создающие задолженность за 3–6 месяцев, они обычно вносят платеж, как только к ним приходят перекрывать водоснабжение. Встречаются и злостные неплательщики, у которых уже давно обрезаны все коммуникации, взывать их к совести бесполезно. Как правило, к ним применяются другие меры воздействия, вплоть до принудительного отчуждения жилплощади. Что интересно: задолженность есть и у пользователей арендного жилья. Получив от государства бесплатно квартиру, они рассчитывают и на безвозмездное оказание коммунальных услуг. Такая позиция вызывает недоумение.
Обратите внимание на сумму задолженности – более одного миллиона рублей. Все мы любим сыпать претензиями в адрес коммунальников: не подмели, не убрали, не установили. А ведь сколько всего можно было на эти деньги сделать: положить тротуарную плитку, построить детские площадки, отремонтировать дома. Благоустройство все-таки общее дело, и каждый должен вносить свою толику.
Александр ТЫМАНСКИЙ
Фото автора и Сергея БОБРОВА
Подписывайтесь на нас в Telegram!