Танец сопровождал человека всегда в разные эпохи, он являлся частью культуры, религии, воспитания, становился профессией, терапией, спортом, искусством. Танец поднимает самооценку, придает уверенность в себе, помогает справляться с эмоциями, перебороть чувства страха и волнения, развивать воображение, расслабляет и дарит человеку позитивные эмоции.
Танец, движение и музыка сопровождают Светлану Александрович по жизни с самого раннего детства. Будучи ученицей начальных классов Первомайской средней школы, она посещала кружки сразу в двух Домах культуры – сельском и железнодорожников. Первый танец, исполненный на сцене, остался одним из ярких воспоминаний: малыши в фуражках железнодорожников, с белыми бантиками, словно чебурашки, танцевали под песню «Голубой вагон». Привела ее в клуб мама Ефросиния Петровна Давидович, человек творческий, музыкальный, которая участвовала в хоре и самодеятельности при клубе железнодорожников.
Светлана и ее сестра Татьяна любили дома разыгрывать разные сценки, устраивали кукольный театр. Публикой, конечно, были родители, бабушка. А еще им так нравилось менять наряды, надевать мамины туфли-лодочки и под звуки патефона кружиться в вихре танца. Именно мама дала дочерям важный совет: «Вы должны спину держать ровно, изящно и грациозно вальсировать».
Света хоть и росла девочкой застенчивой и скромной, но всю свою индивидуальность выражала в творчестве: сама придумывала и ставила танцевальные номера, показывала их с одноклассницами на школьной сцене. В те советские годы свою особенность нельзя было выразить, например, через прическу или макияж. Приходилось искать другие способы своего выражения или несогласия с чем-то. Светлана активно участвовала в составе сандружины на конкурсе юных инспекторов дорожного движения, была членом школьной редколлегии и кролиководческого звена школы. Одно лишь только не любила – петь в школьном хоре, поэтому просто старалась беззвучно совершать движения губами.
В школьные годы Света не думала, что танцы станут ее призванием, и уж тем более, что она будет что-либо преподавать. Хотела стать медиком или модельером и даже начала готовиться к поступлению в медучилище. Однажды директор Дома культуры Лариса Ивановна Скроцкая, прочитав объявление в районной газете об открытии нового училища искусств, предложила попробовать свои силы. Вопреки желанию мамы, Светлана самостоятельно отправилась подавать документы и в 1990 году стала студенткой первого набора отделения «хореографическое искусство» Пинского колледжа искусств. Это были очень сложные переломные годы: распад Советского Союза, пустые полки магазинов, тотальный дефицит всего. Первый директор училища Людмила Баханович ездила в Москву, чтобы найти хоть какую-то обувь и тренировочную одежду для своих студентов. Помещения для занятий специализированного не было, а в приспособленном – пол с неровностями и ямами, случалось, что девушки даже ломали ноги. Зато студенческие годы были яркими в творчестве, насыщенными интересными встречами и событиями – поездка в Москву в школу-студию Игоря Моисеева, первый просмотренный балет «Макбет» на сцене Кремлевского дворца. Светлане так не терпелось поскорее профессионально выступать на сцене в составе танцевального коллектива. Но в какой-то момент девушку могли «списать» по профнепригодности – уже тогда у нее начались проблемы с суставами. Даже перед госэкзаменами не могла полноценно танцевать – все комбинации отрабатывались в полсилы, каждое движение, каждый мах ноги и руки проживала и кружила в голове.
– Вот поэтому я не исполнитель, я педагог. И так сложилось, что танец – это часть меня, – говорит Светлана Евгеньевна. – По распределению попала на отработку в школу искусств в Ружаны, там познакомилась с будущим мужем Сергеем, человеком творческим и разносторонним. Вдвоем уехали в Малеч: он работал преподавателем по классу гитары в музыкальной школе, а я учителем ритмики в средней школе, подрабатывала и в санаторной школе, и в местном учреждении культуры. Нам временно дали комнату в детском саду, так что приходилось и за детками присматривать, если мамы запаздывали.
С 2000 года Светлана неизменно руководит детской студией эстрадного танца «Каприз» Центра дополнительного образования детей и молодежи г. Березы. Заниматься танцевальным искусством к ней приходят детки, самым маленьким из которых пять лет. В этом году педагог работает с восемью группами. Хотя коллектив носит название студии эстрадного танца, руководитель отмечает, что это своеобразный коктейль стилей и направлений.
– В преподавании я все равно основываюсь на классике – ну куда же без плейе, батмана? – раскрывает тонкости хореограф. – Классический танец развивает выносливость, пластичность, грациозность, выразительность, музыкальность и, конечно, утонченный вкус, это подготовительные упражнения, когда ноги и руки мы приводим в нужную позицию.
Постановка танца – творческий процесс от выбора стиля до подбора движения. Руководитель коллектива подбирает программу, учитывая индивидуальные особенности и темперамент участников, требования и запросы времени. Подолгу фантазирует над концертными костюмами и деталями, реквизитом танца. Затем вместе с костюмером Лидией Позняк и аккомпаниатором Еленой Мосейчук все сами воплощают в реальность. Шитью она научилась у мамы и у отца Евгения Григорьевича, который был наладчиком швейного оборудования. Кстати, некоторое оборудование до сих пор используется при пошиве танцевальных костюмов.
Ребенок и творчество – понятие неразделимое. Искорку творчества Светлана всегда поддерживает – при построении рисунка номера и задумке танца внимательно прислушивается к идеям и импровизации ребят. Это тоже как часть обучения и сплочения коллектива.
– Я думаю, секрет успеха в правильном подходе к обучению, – говорит Светлана Евгеньевна. – Постановка – не ради постановки. Она должна быть интересна прежде всего самим детям, и тогда они сделают все так, что зритель ахнет. Я очень люблю сюжетные номера – своего рода маленький спектакль. Художественный замысел воплощаю в том числе и с подсказкой детей, здесь важна каждая мелочь и деталь.
Ежегодно в коллектив приходят новые детки, каждый сезон наполнен упорной работой, репетициями и новыми номерами. Светлана Евгеньевна – кладезь новых идей. Это непросто и для детей, и для руководителя – занятия не дают профессиональной подготовки, репетиций два раза в неделю недостаточно, да и состав не всегда стабильный. А педагог еще успевала параллельно работать с детьми и в школе искусств, и хореографом в Ледовом дворце.
Светлана считает, что учиться двигаться в ритм музыки может каждый. И ни одному ребенку, если есть разрешение врача, она не отказывает. Были в коллективе и детки с незначительными нарушениями здоровья – например те, у кого проблемы с двигательной функцией, зрением или слухом. Светлана занималась с ними так же, как и с остальными детьми в коллективе, находя к каждому индивидуальный подход.
За годы работы в репертуаре ансамбля насчитываются десятки разнообразных хореографических композиций – это сюжетные и эстрадные танцы, особой популярностью пользуются номера с национальным колоритом. А еще всегда приятно видеть, как на балу выпускников на городской площади кружатся в вальсе березовские юноши и девушки, и это тоже заслуга Светланы Александрович.
Вся семья Светланы такая же харизматичная и творческая, как и она сама. Супруг Сергей – художник по свету Дворца культуры г. Березы, участник народного коллектива народной песни «Заранак», вокально-инструментального ансамбля «ВИВО», народного духового оркестра. Дочь Даяна – дипломированный фотограф, отучилась три года в Академии искусств на телеоператора – решила взять творческий перерыв в учебе, работает во Дворце культуры. Сын Адам – первокурсник БНТУ, долго занимался вокалом в Центре дополнительного образования детей и молодежи.
– Вообще, я считаю, что танцевать ребенку не только можно, но и нужно, – подчеркивает моя собеседница. – Наши занятия – направление досуговое, а хореография в целом дает человеку колоссальное во всех направлениях развитие.
Жанна МИРОШНИК
Фото Александра ТЫМАНСКОГО и из архива Светланы АЛЕКСАНДРОВИЧ
Подписывайтесь на нас в Telegram!