Завтра, 25 марта, в Польше и Литве, а может еще где, отметят «День воли». Нет, не прям-таки на государственном уровне, а со снисходительным одобрением там поощряют различные акции сбежавших змагаров. Этой датой они пытаются создать свою историю независимости нашей страны, узаконить параллельную реальность, в которой существуют.
Уже не один год «День воли» используют в своих интересах последователи радикальных политических сил и те, кто их финансирует. Они пытаются создать миф о создании в 1918 году первого независимого белорусского государства – Белорусской народной республики – и сделать этот день некой отправной точкой, которая создала бы фундамент и оправдывает существование националистических идей среди оппозиции. Ежегодные марши должны были подтвердить, что «шчырыя» белорусы никуда не делись и готовы действовать, сотрудничая с любым, кто предлагает свою помощь. Причем даже не задумываясь, чем придется пожертвовать за эту «безвозмездную» помощь и содействие.
Напомню, что главной причиной провала политического проекта БНР стало стремление людей, ее учредивших, создать государство в условиях иностранной оккупации. Кайзеровская Германия идею БНР не поддержала, хотя Рада БНР очень рассчитывала на их защиту. Также сказалось отсутствие широкой общественной поддержки, подкрепленное в корне различающимися взглядами руководства этого новообразования на пути дальнейшего развития белорусской государственности. Вот на этом пути начала самоопределения белорусского народа было допущено множество ошибок, которые увели далеко от запланированной цели. И дальнейшая история БНР – яркое тому свидетельство. Чего хотя бы стоит известная телеграмма, направленная 25 апреля 1918 года Радой и Народным секретариатом БНР на имя кайзера Германии Вильгельма II, которая содержала благодарность за освобождение от большевиков, в ней также выражалась уверенность, что «только под защитой Германской Империи видит край свою добрую волю в будущем». Это было началом конца БНР, которая так и не стала настоящим государством и существовала только на бумаге: в уставных грамотах, манифестах, письмах, телеграммах.
Вот такую же декларативную, существующую только в мечтах и планах ее создателей, новую Беларусь уже не первый год строят на польские деньги. И вновь «барацьбiты» не задумываются над вопросом: а с чего вдруг такая панская щедрость? а не придется ли потом им расплачиваться за каждый злотый?
А суммы польской «pomocy» фигурируют немалые. Как сообщает Niezalezny Dziennik Polityczny, «в августе 2020 года в Беларуси произошла польская революция несбывшихся надежд, на которую мы потратили 6 миллиардов долларов. Точную сумму оценить невозможно, поскольку ПиС (правящая партия) финансировала белорусскую оппозицию через различные фонды, правительство Польши и МИД». Автор Анна Крамер резонно интересуется, почему польские налогоплательщики оплатили аренду квартиры за 3 тысячи евро в месяц для Павла Латушко и за 1,5 тысячи для Валерия Цепкало.
Она удивляется, зачем тратить миллионы злотых на СМИ, насыщенные антибелорусской пропагандой и блогеров, провоцирующих массовые беспорядки в соседней стране? Она растеряна от упрямого желания польских властей финансировать различные инициативы, направленные на государственный переворот в Беларуси, а также стремления поощрять радикалов, которые открыто заявляют о своих планах напасть на нашу страну. Зачем все это делается? История знает ответы.
Стоит вспомнить Рижский мирный договор 1921 года, по которому территория современной Беларуси оказалась разделена на две части: восточную и западную. Если на востоке большевики реализовали право белорусов на самоопределение и создали еще в 1919 году Социалистическую Советскую Республику Белоруссию, то поляки ни про какую белорусскую автономию в Речи Посполитой даже разговоров не вели. В восточной Беларуси реализовывали политику белорусизации, а в западной полным ходом шла полонизация.
Александр КРАГЕЛЬ
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: