Для выражения эмоций человеку обычно нужны слова, а Марина Липовик, хореограф Дворца культуры г. Березы, умеет демонстрировать их через один жест, одно па, один взмах руки в танце. Каждое движение танцора – это слово, отражающее яркие краски эмоций, это средство общения со зрителями, которым пластика тела танцора рассказывает историю – волнующую, трогательную, темпераментную.
– Марина, расскажите о своем пути в профессию – как Вы начали заниматься хореографией, когда пришло понимание, что будете танцевать профессионально?
– Танцами я начала заниматься на хореографическом отделении Детской школы искусств г. Березы и в хореографическом ансамбле «Радуга», куда меня привели родители. Там меня окружали прекрасные хореографы и педагоги, примеры для моей будущей профессии – Геннадий Алексеевич и Инна Леонидовна Лукашевич. После выпускного в школе искусств мой наставник поговорил с мамой, не хочу ли я стать профессиональным танцором. Так началась моя осознанная подготовка к поступлению: занималась растяжкой и отрабатывала технику, продолжала танцевать в коллективе. А мои педагоги помогали мне раскрыться и подготовили к поступлению.
– Где Вы продолжили постигать азы танца?
– В Пинском колледже искусств. Сначала занималась на подготовительных курсах, затем на вступительных экзаменах демонстрировала свои хореографические возможности – растяжку, выворотность стоп, прыжок, показывала эстрадный танец «Девка по полю ходила». Еще в «Радуге» я солировала в нем, а для поступления мы с педагогом адаптировали его только под меня. Проявила актерское мастерство – вообразила себя бабочкой с помощью легкости и пластичности. Вот так я стала студенткой хореографического отделения.
– Время учебы – эйфория или труд? Как справлялись с физическими нагрузками?
– С самых первых дней я очень скучала по семье и дому, пришлось резко перейти во взрослую жизнь. Первые два месяца – огромная физическая нагрузка, потом мышцы, тело привыкают к такой серьезной работе, что ты просто не замечаешь усталости. Да и скучать было некогда – я выполняла много общественных поручений: староста группы, председатель профсоюза учащихся колледжа, член совета общежития.
– В какой танцевальной группе Вы выступали во время учебы в колледже?
– Буквально с первых дней учебы я вошла в состав заслуженного коллектива Республики Беларусь народного ансамбля танца «Пинская шляхта». Стоит отметить, что у ансамбля очень высокий уровень. Мы много гастролировали по Беларуси и за пределами страны.
– Как Вы оказались в прославленном Белорусском государственном академическом заслуженном хореографическом ансамбле «Хорошки», который считается одним из лучших в нашей стране и хорошо известен за пределами республики?
– С детства я безумно мечтала попасть в этот ансамбль. На последнем курсе колледжа с одногруппниками поехала пробоваться в состав. Нас вдвоем отобрали, прислали запрос на распределение. Но меня ожидало страшное разочарование – за пределы Брестской области никого не отпустили. Я поехала отрабатывать в Березу, но через несколько месяцев перераспределилась и попала в «Хорошки». Моя мечта сбылась!
– Для Вас лично что дала работа в прославленном коллективе, знакомство с яркими артистами и выступления на различных площадках?
– Это коллектив, который имеет богатейший фольклорный материал. Я безумно рада, что попала в ансамбль и увидела всю нелегкую работу изнутри. «Хорошки» – красивейшие костюмы, белорусский юмор, национальный колорит, веселье и, конечно же, колоссальный труд на репетициях, чтобы зритель увидел оригинальные хореографические постановки. Я счастлива, что мне удалось поработать с удивительной женщиной и руководителем ансамбля Валентиной Ивановной Гаевой, с талантливым заслуженным артистом Беларуси, который был принят в первый состав «Хорошек», Федором Яковлевичем Балабайко. Ансамбль профессиональный и всегда оправдывает высокий уровень своим выступлением. Учеба в колледже и опыт в «Хорошках» помогли твердо усвоить, что, если человек хочет танцевать, он танцует через усталость, боль и всегда с улыбкой на лице.
– Теперь Вы работаете во Дворце культуры г. Березы с детьми. Было ли волнительно примерять на себя роль педагога-хореографа?
– Да, обстоятельства сложились так, что я вернулась в родной город. Сейчас я балетмейстер и руководитель детского танцевального коллектива. У меня несколько групп, начиная от маленьких «кнопочек» и заканчивая старшим возрастом, около 60 ребятишек с удовольствием приходят в хореографический зал. Во время обучения в колледже я взаимодействовала с детским коллективом: подрабатывала в студии танца, и моими подопечными были малыши от трех до пяти лет. Плюс на педпрактике довелось работать с детьми разного возраста. Каждый ребенок способен выразить в танце свои чувства, показать свои способности, надо просто учиться читать их настроение.
– Как называется танцевальный стиль, в котором Вы работаете с детьми? Что Вам самим ближе?
– У нас нет единого стиля, но больше это эстрадные постановки, подтанцовки к вокальным номерам. В самой младшей группе дети осваивают танцы с различными сюжетами и элементами игр, потому что они очень быстро устают от монотонности и повторения движений. Со старшими – работаем с народной и классической хореографией, а также с современной. Мне самой ближе эстрадное направление, там произвольные движения, больше свободы, можно вложить, как мне кажется, больше души, пропустить танец через себя, через свои чувства и воспоминания, свои ассоциации. Ведь танец – это не просто движение, это выражение мысли, чувств, эмоций.
– Расскажите, как строится занятие в зале.
– На занятиях я стремлюсь выложиться по-максимуму, в каждой группе важно выстроить дисциплину, хорошие взаимоотношения. Урок мы обязательно начинаем с поклона, разминки, разогрева всего тела. Затем либо отрабатываем танцевальный или силовой элемент – побросать ножки, сделать кувырки, либо занимаемся только номером, учимся под музыку показывать эмоции жестами, телом, мимикой. В конце – обязательно растяжка, шпагат.
Я стараюсь делать все возможное, чтобы заниматься деткам было комфортно и интересно. Мой небольшой опыт помог мне заметить, что природное любопытство и непосредственность маленьких деток очень заряжают своей энергетикой. Со старшими наоборот – ты им больше отдаешь, выкладываешься, они вытягивают из тебя энергию, после работы с ними нужно время на восстановление и отдых. Я педагог – значит только творчество и только движение вперед!
– Марина, а теперь откройте секрет о редком направлении в танце и хореографии, которое скоро появится во Дворце культуры, где статные и изящные девушки с киверами с перьями на голове, с жезлами или барабанами в руках.
– Создание коллектива мажореток во Дворце культуры сынициировала наш директор Татьяна Викторовна Демидович. Мажоретки – это девочки, которые во время праздничных мероприятий маршируют с палочками или барабанами в руках и радуют публику. Мы надеемся, что уже совсем скоро состоится наша премьера и все у нас получится, что без нас не будет обходиться ни одно торжественное событие и праздники, шествия и значимые концерты, что выступления мажореток в скором времени станут изюминкой любого праздника и доброй традицией.
– В Вашей профессиональной деятельности есть еще одно направление хореографии…
– Да, это спортивное направление – чирлидинг. Я собрала и тренирую группу поддержки нашего хоккейного клуба «Соболь», работаем мы в основном с публикой на трибунах без акробатических элементов. Занимаюсь с хоккеистами растяжкой и реабилитацией после травм.
– Поделитесь с нами своими профессиональными планами.
– Хореограф должен быть хорошим режиссером и актером, иначе в номере не будет сюжета. Зрителю будет неинтересно смотреть такую постановку. Поэтому планирую поступить на режиссуру представлений и праздников в Белорусский университет культуры и искусства.
– Какой танец Вы мечтаете поставить на сцене?
– Моя мечта – создать танцевальный мини-спектакль на трогательную и проникновенную песню «Журавли». Я прослушивала исполнение этой песни в разных аранжировках многих артистов. И выбрала исполнение Олега Винника. Под оригинал сделать это невозможно – он вызывает нескончаемый поток слез. У меня давно вырисовался четкий рисунок танца, но немного боязно за него браться, хочется, чтобы танец получился просто идеальным и публика его приняла.
– Какой музыке Вы отдаете предпочтение в повседневной жизни?
– Я определенно меломан, у меня нет одного направления, которое предпочитаю. Композиция в моем плейлисте зависит от настроения: это может быть и джаз, и рок, и попса. Для меня важнее не текст песни, а ритм, мелодичность, настроение музыки.
– Марина, чем для Вас являются танцы?
– Это движение, образ жизни, мое призвание, моя любовь. Я не представляю себя без танца. Даже если сложится так, что я окажусь в совершенно другой профессиональной сфере, все равно буду заниматься танцем просто для души. Движение в танце делает жизнь ярче и прекраснее.
Жанна МИРОШНИК
Фото Сергея БОБРОВА, Александры ДЕРБИС и из архива героини публикации
Подписывайтесь на нас в Telegram!