Та далекая беспощадная война забрала жизни 495 советских авиаторов. Именно на них, пилотов «вертушек», возлагалась огромная ответственность и лежала колоссальная нагрузка: экипажи оказывали помощь наземным частям и подразделениям. Своими воспоминаниями поделился березовчанин, кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени, бортовой техник вертолета МИ-8 майор в отставке Владимир Стефанович Моторный.
Путь в авиацию
Владимир Моторный родом из Донецкой области. Отец-фронтовик Стефан Иванович прошел Великую Отечественную войну, начало которой – 22 июня 1941 года – встретил в г. Таллине, а 9 мая 1945 года в г. Праге. Отец был удостоен высоких наград, среди которых медали «За отвагу», «За боевые заслуги», а также орден Славы. Мама Анастасия Трофимовна трудилась продавцом в сельском магазине. В семье воспитывалось трое детей – Владимир и две сестры. После окончания школы в 1971 году герой публикации поступил в первое Харьковское военное авиационно-техническое Краснознаменное училище, где осваивал специальность «техник по вертолету и двигателю», а спустя три года, в 1974 году, прибыл для прохождения службы в вертолетный полк Белорусского военного округа в г. Кобрин.
– Когда учился в школе, очень любил географию и мечтал стать геологом, учителем географии, открывать для себя новые страны, – рассказывает мой собеседник. – Как поступил в военное училище? Немалую роль в выборе моей профессии сыграл двоюродный брат, который, будучи офицером, приехал в гости, забрал меня с собой в Харьков. В тот год был большой набор – 800 курсантов, и меня, школьника с аттестатом хорошиста, с радостью приняли. Не скрою, что поначалу было трудно. Комбатом был полковник Николинко, который во время Великой Отечественной войны был командиром штрафной роты. Он не позволял нам расслабляться, дисциплина, дисциплина и еще раз дисциплина. Но благодаря такой закалке мы выстояли перед всеми трудностями. Потом не раз вспоминали его добрым словом. Помню, лежу ночью, слышу стук колес поездов… Неподалеку располагалась железнодорожная станция. Куда я попал? Слезы, тоска… Но быстро втянулся, подумал, стыдно перед родителями, мол, что я трудностей испугался. Настроился, стало очень интересно. Вскоре пришло осознание, что сделал правильный выбор – стать офицером. Борттехник, или, как мы говорили, бортач, это член летной команды, который проводит техническое обслуживание. Поэтому моей задачей были запуск двигателей и включение-выключение всех механизмов и приборов. Если во время полета, не дай бог, случался отказ, я должен был за считанные секунды определить причину, доложить командиру и принять правильное решение. Четко выполнял все указания, справлялся с обязанностями техника, но всегда хотел сесть за штурвал. А мечтам свойственно сбываться… Двадцать один день изучал военную технику в Торжке, потом отправили в Крым, в так называемый центр выживания, где обучался рукопашному бою. Мы ходили в горы, занимались спортом.
В крылатом строю
Будучи опытным авиатором, имеющим квалификацию «техник-мастер», капитан Моторный выполнял интернациональный долг в Афганистане с 1 декабря 1985 года по 30 декабря 1986 года. За это время совершил 498(!) боевых вылетов на вертолете МИ-8 разных модификаций, а общий личный налет составил 534 часа 7 минут. Службу нес в составе 302-й отдельной вертолетной эскадрильи, которая базировалась на аэродроме Шинданд. В жарком небе приходилось находиться по десять, а то и больше часов. Взлетали в 4 утра, а возвращались к полуночи. Особенно запомнился Моторному день, когда пришлось налетать 12 часов 40 минут. Однажды время нахождения в воздухе при боевой операции за шесть дней составило более 50 часов. Для сравнения: в мирное время минимальная норма налета за год составляла 50 часов!
Первый самостоятельный вылет Владимира Моторного – 6 ноября 1974 года, крайний – 17 декабря 1994 года. Количество вылетов за эти годы – 5 204, общий налет составил 3 238 часов 6 минут (что равно 135 суткам).
– Основные наши задачи – досмотр караванов, доставка почты, продуктов, оружия, перевозка руководящего состава, артистов, высадка десанта, а также разведчиков спецназа, – рассказывает Владимир Стефанович. – В августе участвовали в операции на иранской границе, совершали полеты как поисково-спасательная служба. Основную миссию выполняли СУ-25. И кстати, однажды нам удалось спасти экипаж сбитого СУ-25. Часто во время встреч школьники меня спрашивают, страшно ли было летать. Конечно, каждый раз присутствовало волнение, не без этого. Самое главное, чтобы страх не перерос в панику. Помню, подходишь к вертолету, ощущаешь легкое волнение. Как только запущены двигатели, как только закрутились винты – все отпускает. И по прилету также. Каждый вылет тогда был боевой: то ли за почтой, то ли за раненым, то ли на боевое задание. Каждый раз мог стать последним. Занимались и аэрофотосъемками. Один из наших вертолетов МИ-8 был оснащен фотоаппаратом. Снимки боевой работы по целям делались для анализа эффективности нанесения бомбо-штурмовых ударов. Трагический день, который никогда не забыть, – день гибели экипажа в составе капитана Виктора Хрусталёва и лейтенанта Ивана Леоненко.
Творческая натура
Владимир Моторный – человек уникальный. Он еще и стихи пишет! Любовь к творчеству проявилась в молодости: писал о любви, природе, порах года и, конечно, про авиаторов. Особенное место занимают произведения, посвященные товарищам, сослуживцам, тем, в чьих сердцах навсегда оставила след Афганская война. Владимир Стефанович любит читать, книголюбом был и его отец, кумиром которого был Эрнест Хэмингуэй.
– Рад, что прочитал все произведения Чехова, – говорит мой собеседник. – С новой стороны открыл для себя Максима Горького, наслаждаюсь классикой, также читаю Ремарка, Драйзера. В апреле-мае отдаю предпочтение военной литературе.
Жизнь – лучший подарок
В Березе Владимир Стефанович живет с 2000 года. Он активный член ветеранской организации авиаторов, с удовольствием откликается на приглашения выступить в школе, библиотеке. «Как-то во время встречи в одной из школ мальчишка, услышав, что в июле-августе 1995 года я участвовал в контртеррористической операции в Чеченской республике, задал вопрос: где было лучше, где хуже – в Афганистане или Чечне. Я, не задумываясь, ответил: если бы сложилось так, что нужно было бы сделать выбор, отправился бы опять в Афганистан, – рассказывает Владимир Моторный. – В Березе живут добрые люди, здесь много товарищей, много моих единомышленников. Благодарен за поддержку моему другу и учителю Владимиру Николаевичу Воробьеву. Этот человек – честь и совесть нашей эпохи, невероятно заслуженный, но довольно скромный».
Очень трепетно наш герой рассказывает о своей главной поддержке и опоре – о семье. Дочь Наталья живет в Москве. Она педагог, а супруг Сергей вертолетчик, с прошлого года на пенсии и работает в российской санавиации. Гордость дедушки – внук Ванька. С супругой Светланой Александровной счастливы в браке более 20 лет.
В завершение нашей беседы Владимир Стефанович прочитал свои строки:
Спасибо, пехота, десант и спецназ,
Спасибо друзьям по крылатому строю,
Отдельно спасибо, родной «МИ восьмой»,
С которым прошел я свой путь боевой.
Спасибо, братишки, за храбрость и честь,
За дружбу мужскую, которая есть.
Нижайший поклон вам до самой земли
За все, что сумели, за все, что смогли,
Родные мои «шурави»!
Рита ЛЮТЫЧ
Фото из архива героя публикации
Подписывайтесь на нас в Telegram!