Современные технологии и мир интернета подарили десятки новых способов взаимодействия и сделали жизнь каждого человека публичнее. Пользователи ведут блоги, выкладывают посты с фотографиями, делятся историями из жизни, ищут друзей, обсуждают злободневные темы. Самой актуальной платформой у молодежи считается TikTok. Сегодня каждый второй подросток мечтает стать блогером и прославиться в интернете. У гимназисток из Белоозерска это получилось – их ролики набирают миллионные просмотры.
Аккаунт гимназии в TikTok ведется три года, каждый год новые редакторы – выпускники-одиннадцатиклассники. В сентябре этого учебного года создавать ролики стали четыре креативные школьницы – Арина Мостыка, Полина Манчак, Анна Кулинка и Дарья Василевская. За это время у них получилось набрать хорошую аудиторию: количество подписчиков выросло с 3 до 10,5 тысячи подписчиков. Авторы роликов формулируют свою концепцию и главное правило так: «Снимать без треша». Ролики о школьных буднях, а, как показывает статистка, события из повседневной жизни в тренде уже не один год. Их длительность 10–20 секунд. Аудитория – ровесники, ведь все, что школьницы показывают, для них также актуально. Снимают на айфон, так качество видео лучше.
– Мы придумываем идею ролика или одна из нас может подкинуть тему, а вместе мы ее дорабатываем. Бывает, появляется какой-то трендовый звук или музыка, и уже к ним подбираем сюжет и текст, – рассказывают девчонки. – Чтобы не пропасть с радаров соцсети, выкладываем видео несколько раз в неделю.
Сюжеты набирают разное количество просмотров. Предугадать, что точно будет пользоваться популярностью, а что не очень, сложно. Хотя школьницы утверждают: «Когда сняли, то какие-то чувства есть, залетит или не залетит ролик». Когда первое видео залетело на миллион, казалось, счастью нет предела. За один ролик количество подписчиков сразу выросло на тысячу. Затем ролик о звуках и свистах просмотрели 2,3 млн человек. У самого популярного ролика 6,8 млн просмотров, на него сделали 88 тысяч закладок и 800 тысяч лайков, в комментариях 11 тысяч человек разгорелись в бурных обсуждениях.
Чтобы интерес к аккаунту рос, ролики размещают три раза в неделю – в среду, пятницу и воскресенье до 18.00. Именно в эти дни пользователи наиболее активны, такую подсказку дал учитель информатики и администратор сайта и всех соцсетей гимназии Кирилл Бортник. Мы задали ему несколько вопросов об изучении информатики и TikTok.
– Кирилл Геннадьевич, Вы отслеживаете отснятый контент до его выхода?
– Нет, я так же, как обычный подписчик, вижу ролик после его размещения. Мы с девочками взаимодействуем на доверии. Я жду выхода ролика как очередную серию захватывающего сериала, почти каждый вызывает у меня улыбку. Контролирую только график выхода. Конечно, могу удалить ролик, если он не соответствует целевой аудитории и гимназии. С нынешними авторами таких моментов не возникало. Если ролик не вышел вовремя, они знают – будут штрафные баллы.
– Так называемые штрафные санкции? Такое наказание стимулирует и приучает к дисциплине?
– Безусловно, это их дисциплинирует. За каждый день просрочки они лишаются одного балла. Свою определенную систему стимулирования я отрабатывал не один год. Начинал с бумажных карточек – теперь это электронный формат с QR-кодами. Дети могут хитрить. Например, бумажные карточки они могли подарить, поэтому и я стараюсь совершенствоваться и идти с ними в ногу.
– На Ваш взгляд, какие возможности дает школьникам TikTok?
– Мне кажется, это дополнительная возможность для социализации подростка. Например, раскрепощение. Редакторы этого года для меня, как и для других учителей, открылись по-новому. Все отмечают их креативность, творчество, подход с юмором. Ребята учатся грамотно взаимодействовать, а это важно в будущем в связке руководитель – подчиненный. Они учатся коммуницировать, договариваться, предлагать свои варианты. Выпускники пойдут учиться в вузы и колледжи, там тоже ценят активность и инициативу.
– Теперь в тренде учительский контент в TikTok. Вы не планируете стать «TikTok-учителем»?
– Я очень придирчивый к себе (улыбается), больше чем к ученикам. Мне кажется, что мне не хватит запаса креативности. Плюс время необходимо. Пока я занят другим: получаю высшую квалификационную категорию. Мне интересна тема геймификации при изучении курса информатики. Хочу с ней глубоко поработать, сделать что-то свое.
– Кирилл Геннадьевич, Вы со своими учениками являетесь постоянным участником акции «IT-каникулы». Расскажите об этом.
– Мы не первый год с мотивированными ребятами 7–11 классов, которые занимаются программированием, на каникулах отправляемся в Парк высоких технологий. Им представляется уникальная возможность посетить офисы компаний-резидентов и окунуться в рабочую атмосферу. Пообщаться с молодыми IT-специалистами, узнать больше о профильных профессиях, подискутировать о технологиях будущего, ознакомиться с технологиями искусственного интеллекта, виртуальной реальности, узнать о том, как с помощью IТ можно реализовать свои идеи. «IT-каникулы» позволяют посмотреть на эту профессию изнутри и развеять стереотип, что в IT, игровой индустрии работают только программисты. На самом деле очень широкий диапазон профессий – художники, тестировщики, переводчики. На весенних каникулах 13 ребят побывали в бизнес-инкубаторе, такие каникулы они вспоминают очень долго.
– Как считаете, гаджеты – зло? Как определить разумную грань их пользы и вреда?
– Думаю, что нет, в них нет ничего плохого. Просто нужно вбрасывать подросткам полезные сервисы, нужно в меру балансировать между гаджетами и той же книгой например. Давно проведены исследования, что не в играх зло, а в их дозировке. Игры во многом учат внимательности, усидчивости, точности, определенной реакции. Подростки, разумно играющие, во многом в жизни лучше взаимодействуют. Ведь в игре ты чаще всего командный игрок: если твое звено выпадает, то команда терпит поражение.
– Вы в педагогике десять лет. Что держит в этой сфере?
– Часто слышу вопрос, почему я до сих пор не в IT-сфере. Мне нравится работать и получать результат. В 8 классе, где я преподаю информатику и классный руководитель, две сестрички-близняшки занимаются программированием на телефоне, я для них нашел приложение. Когда захожу в кабинет, то вижу многих ребят играющими в телефонах, а эти ученицы сидят и решают задачки. Их целеустремленность и меня во многом мотивирует. Или, например, был ученик, который интересовался только программированием, все остальное считал скучным и неинтересным. После 9 класса поступил в лицей, а через два года пришел ко мне поделиться хорошими новостями: победа на олимпиаде по программированию дала ему возможность бесплатного обучения в Москве. Эти достижения – его заслуга, он каждый день три часа уделял программированию, у него была высочайшая мотивация. Мне приятно, что я немного причастен к этому и что выпускники делятся своей радостью и достижениями.
– Искусственный интеллект захватит мир? Теперь все чаще люди задают этот вопрос.
– Сразу вспоминается фильм, где человек сражается с роботами. Мне все больше кажется, что это уже не фантастические кадры и человечество стремительным развитием рано или поздно к чему-то такому придет.
Жанна МИРОШНИК
Фото Сергея БОБРОВА и из архива гимназии
Подписывайтесь на нас в Telegram!