Раньше профессиональную подготовку старшеклассников обеспечивали учебно-производственные комбинаты, сейчас же освоение рабочих специальностей организуется на базе учреждений образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».
– Профессиональной подготовкой в нынешнем учебном году был охвачен 391 учащийся, из них 205 десятиклассников и 186 одиннадцатиклассников, – рассказывает методист районного учебно-методического кабинета Елена Козак. – Обучение велось в 11 учреждениях общего среднего образования района и двух колледжах по 10 специальностям: «живописец» на базе СШ №1 г. Березы им. В.Х. Головко, «кассир торгового зала», «слесарь по ремонту автомобилей» и «член бригады быстрого обслуживания (официант)» – Белоозерского колледжа электротехники, «штукатур», «облицовщик-плиточник» – Березовского колледжа строителей, «столяр» – СШ №3 г. Белоозерска, секретарь – Сигневичской СШ, «рабочий зеленого строительства» – Малечской СШ, «оператор персональных электронно-вычислительных машин» в средних школах г. Березы. На будущий год планируем добавить специальности продавца и швеи.
Получить первую в жизни профессию еще в школе – очень удобно и рационально. В этом удалось убедиться во время посещения СШ №1 г. Березы им. В.Х. Головко, где для учащихся 10–11 классов организовано профессиональное обучение по специальности «живописец». В 2023/2024 учебном году образовательную программу профессиональной подготовки освоили 65 учащихся – три группы десятиклассников и три одиннадцатиклассников. Программу реализуют педагоги Валерий Наумлюк и Ирина Байдук. В группах занимаются ребята из всех трех городских школ, но большинство из них из первой. Уже сейчас родители и дети могут получить информацию на новый учебный год и поспешить записаться для получения профессии.
– Обучение по этой специальности в нашей школе проходит с 2018 года, – делится в разговоре Валерий Наумлюк. – Основной целью трудового обучения учащихся является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию, убедиться в правильности своего выбора. Обучение двухгодичное, занимаемся шесть часов в неделю. На первом курсе учащиеся обучаются графике и акварельной живописи, компьютерной графике, на втором – изучают композицию.
В кабинете и школе созданы все необходимые условия для того, чтобы качественно подготовить ребят по данной профессии. Эта база создана и сохранилась с того времени, когда в рамках профильного обучения в школе функционировали художественные классы. Помимо этого, педагог и учащиеся выходят на пленэры в городской парк. Для занятий Валерий Наумлюк закупает блоки для акварели и черчения, гуашь, профессиональные кисточки. Средства на закупку выделяет отдел по образованию.
Знания, полученные на занятиях, несомненно, пригодятся им в повседневной жизни, а кто-то, возможно, и свою профессиональную деятельность свяжет с этим направлением.
– Такое обучение развивает у ребенка художественный вкус, чувство меры, усидчивость, аккуратность, – говорит Валерий Владимирович. – В жизни нужно уметь работать с колоритом, например, смешать краску при ремонте. Ребята точно знают, какие краски необходимо смешать, чтобы получить желанный цвет или оттенок.
На курс обучения приходят те, кто занимался не один год в студиях изобразительного искусства. Но как за два года профессионально научить владеть кистью и красками школьника, если он не ходил в кружок и уроки изобразительного искусства у него были только в начальной школе?
– Мне часто говорили, что я не прав и невозможно научить за два года неумеющего рисовать человека. Работы ребят на выставке говорят об обратном, – рассказывает педагог. – Я могу научить чисто математическим путем. У меня своя авторская методика, программу обучения разрабатывал сам на основе рекомендаций Министерства образования: делал так, чтобы детям было интересно и разнообразно. Еще недавно мы были единственными в республике, кто обучал специальности «живописец». В этом учебном году я поделился своей программой с коллегами.
При посещении школы азы данной профессии постигали одиннадцатиклассники. Решили у них поинтересоваться, над чем они работают и зачем им это нужно.
– Лично мне нравится рисовать, я ходила еще на кружок к Валерию Владимировичу, занималась в студии изобразительного искусства, – подключается к разговору учащаяся 11 класса Ксения Тюшкевич. – Здесь развиваю свои знания, поэтому не жалею, что выбрала именно эту специальность. Плюс мой выбор – поступление на факультет графического дизайна в институт современных знаний им. А.М. Широкова в Минске.
– Я еще в 9 классе выбрал свою будущую профессию. Мне нравится заниматься рисованием, особенно писать пейзажи, скетчи, – делится Роман Макаревич. – Также планирую получить специальность графического дизайнера или дизайнера виртуальной среды в Гродненском государственном университете, именно поэтому и выбрал в 10 классе курс по живописи.
– Был выбор между живописцем и оператором ЭВМ, – рассказывает Екатерина Медведь. – У меня творческое мышление, цель – стать графическим дизайнером. Помимо занятий в школе, самостоятельно осваиваю курсы в интернете. В качестве выпускной работы выбрала натюрморт с сиренью. Надеюсь, комиссия оценит мою работу.
Совсем недавно ребята-одиннадцатиклассники сдали выпускной экзамен. Перед независимой комиссией они ответили на один из билетов и защитили свою выпускную работу. Выдержали испытание – и у них в руках свидетельство о получении специальности живописца 2-го разряда. В качестве выпускных работ выпускники в основном выбрали натюрморт с цветами.
В кабинете изобразительного искусства своя особенная творческая аура. Ребята признаются, что, когда заходишь в него, сразу появляется желание сесть за мольберт и писать. В кабинете всегда, на уроке или на факультативном занятии, играет музыка. Например, малыши в первом классе даже дружно подпевают слова любимых песен. А еще у педагога есть книга отзывов, в ней на каждой странице слова благодарностей от учеников и их родителей, коллег. «Вы самый замечательный учитель в моей жизни», – не эти ли слова – самая лучшая награда для учителя от своих воспитанников.
Жанна МИРОШНИК
Фото автора и из архива учреждения образования
Подписывайтесь на нас в Telegram!