Потребность в творчестве заложена в каждом человеке на генетическом уровне, и неважно, какого рода эта творческая энергия. Важно, что она толкает нас на созидание, облегчая и насыщая жизнь чудесами технического прогресса, достижениями научной мысли во всех сферах нашего бытия, обогащая мир прекрасными постройками, парками и цветниками, картинами и музыкой, книгами и скульптурой. Наконец, наряду с академическим искусством она непрерывно пробуждает к жизни народное творчество.
На белорусской земле оно исстари цветет буйным цветом, даже в не самые легкие времена украшая жизнь и наполняя ее неким сакральным смыслом. В числе народных талантов Березовщины – старейший мастер росписи по стеклу Елена Васильевна Маковчик из деревни Совино. К ней мы и приехали в гости.
Откуда в душе простой крестьянской девочки, родившейся перед самой страшной войной двадцатого столетия, на чью долю выпала суровая участь малолетней узницы фашизма, эта неизбывная тяга к прекрасному? Какой тайный исток питает полноводную реку ее богатой художественной фантазии, таланта и творческой неутомимости? Первые впечатления пятилетней Елены о родной деревне не были расцвечены радугой красок: разоренной, нищей, голодной предстала малая родина вернувшейся из немецкой неволи молодой семье с двумя малолетними детьми. Стоял 1945 год. Еще дымились пожарища, еще не оправилась от ран истоптанная вражьими сапогами земля, еще лились потоки слез о погибших, еще люди ютились в землянках… Им повезло: на месте их дома оккупанты построили баню, в ней семья и жила на первых порах. Родители работали не покладая рук, чтобы прокормить детей. Мама, рожденная на Кобринщине, где, в отличие от Березовского района, была распространена роспись по стеклу, пыталась по-своему украсить скромный быт семьи. Трудно сказать, насколько хороши были те мамины опыты, но в душу девочки навсегда запало семя творчества. Повинуясь жажде красоты, она занялась вырезанием картин из бумаги (чаще из газет) и вскоре достигла настоящего искусства в вытинанке! Училась вышивать – на всю жизнь вышивка гладью стала любимым рукоделием. Вслед за матерью начала расписывать стекло. Постепенно выработалась твердость руки, уверенно водившей по стеклу перьевой ручкой, тушью наносящей рисунок на гладкую прозрачную поверхность. Сначала просто обводила положенный под стекло эскиз, потом стала рисовать без эскиза, сразу… Краски были в дефиците, и Елена научилась делать их сама! Закрашивала изображения диковинных букетов цветов и птиц, в симметрии расцветавших на стекле. На основу под изображение подкладывала цветную фольгу и сверху заливала картину прозрачным лаком. И картина оживала: начинала сиять изнутри глубоким свечением драгоценных камней, переливалась на солнце, как церковный витраж!
…После окончания семилетки в Стригини Елена на платной основе (тогда был такой порядок) окончила восьмой и девятый классы Березовской средней школы. Жила на частной квартире: родители, видевшие ее способности, готовы были платить, мечтая о счастливой доле для дочери. После школы пошла на работу в родной колхоз. Рано осиротела – на заготовке трав в Спорово скоропостижно умер молодой еще отец: сказались последствия рабского труда в Германии… В 19 лет Елена вышла замуж за односельчанина Павла Маковчика. К двадцати пяти годам была уже матерью троих детей – Людмилы, Татьяны и Ивана. Жили супруги дружно и счастливо. Павел Антонович работал киномехаником в молодом городе Белоозерске, Елена Васильевна перешла на работу в заготконтору райпотребсоюза в Березе. Внешняя рутинная сторона жизни ничуть не заслоняла внутреннюю, яркую и содержательную, наполненную творчеством. Она жила в бесконечном поиске, придумывая и расписывая все новые и новые стеклянные картины, совершенствуя технику и мастерство. В прозрачный лак добавляла колер, используя анилиновые красители, благодаря чему лак приобретал розовый, оранжевый или желтый оттенок; для фона все чаще выбирала черную или синюю краски.
Из обычного, ни к чему не обязывающего увлечения, картины Елены Маковчик на стекле переходили в разряд произведений народного творчества, становились фактами искусства. Все чаще они выставлялись в Стригини и Березе, отправлялись на всевозможные смотры и конкурсы, получали грамоты и дипломы. В 90-е годы Елена Васильевна приняла участие во множестве выставок, была желанным гостем в школах района и музее, проводила мастер-классы, получила статус народного мастера. У нее появились ученики и ученицы, наиболее упорные и талантливые из которых, как, например, народный мастер Татьяна Зданевич, переросли со временем своего наставника.
Она рисовала и на заказ – денег не хватало, а земляки охотно покупали ее картины, украшая жилища. Сегодня многие ее произведения находятся в музее Стригинской СШ и Галерее искусств в Березе, их знают по всей Беларуси и в сердце республики – Минске.
Недавно Татьяна Зданевич представила работы своей наставницы на персональной выставке республиканского уровня, где они вызвали законное восхищение.
Потомки Елены Васильевны (у нее семь внуков и семеро правнуков) во многом унаследовали ее тягу к художественному творчеству. Некоторые из них прекрасно рисуют. Увы, время неумолимо, о чем с годами все чаще нам напоминают болезни… Не так давно, преодолев тяжелое заболевание, Елена Маковчик возвратилась к жизни и творчеству, но, увы, утратила прежние неутомимость и активность. Тем не менее у нас на глазах быстро и четко она рисует тушью на стекле контур цветка, а уже через несколько минут из-под ее пера предстает взору законченная прекрасная цветочная композиция… Ни одного отрыва руки от пера, ни одной неверной линии или помарки!
Уже много лет, с 1987 года, Елена Васильевна – вдова. С благодарностью и любовью вспоминает она безвременно ушедшего мужа, всегда поддерживавшего ее творческие устремления, нарезавшего стекло для ее картин… Дочери – обе они педагоги – живут с семьями на Могилевщине и в Минске; основная опора пожилой женщины – сын Иван Павлович, владелец кафе «У листочка». Он постоянно навещает маму, во всем помогает, заботится.
Доброта, любовь к ближним и благодарность органичны для этой талантливой женщины. С большим теплом говорит Елена Васильевна не только о своих родных, соседях и односельчанах, о любимых учениках и навещающих ее на дому работниках ФАП. Особо отмечает заботливое сердечное отношение председателя Стригинского сельисполкома Ивана Павловича Крагеля, который, к слову, тоже родом из Совино.
– Радуйтесь жизни, любите своих близких и земляков, живите в мире и любви, чтобы на нашей земле всегда был мир, – обращается народный мастер ко всем читателям BEREZA.BY.
«Всякое творчество есть по сути своей молитва, направленная в ухо Всевышнего», – утверждал Иосиф Бродский. Глядя на картины Елены Васильевны Маковчик, веришь: ее молитвы услышаны.
Маргарита ГОРОВАЯ
Фото BEREZA.BY
Подписывайтесь на нас в Telegram!