Президент Беларуси, Председатель ВНС Александр Лукашенко 19 ноября провел заседание Президиума Всебелорусского народного собрания.
Глава государства в начале мероприятия отметил, что нынешнее заседание Президиума первое, и поэтому в самом начале обозначил ключевые приоритеты в работе ВНС – высшего конституционного представительного органа народовластия.
«Я должен сказать то, что меня очень беспокоит в части Всебелорусского народного собрания. Я решил провести сегодня заседание Президиума в широком составе, поскольку нам надо решить главный вопрос (может, даже не решить, он решен в Конституции): мы все должны понимать, что ВНС никому не должно мешать работать. ВНС не должно довлеть над другими органами власти, ибо мы создадим сами себе проблемы», – подчеркнул Александр Лукашенко. Он отметил, что пока в должности Председателя ВНС и Президента находится один человек, этого, естественно, не произойдет. «Но потом мы можем создать себе большие проблемы», – предостерег Глава государства.
Президент пояснил, что все предложения, касающиеся отдельных аспектов деятельности ВНС (например, о структуре Президиума ВНС, о взаимодействии Председателя ВНС, Президиума с делегатами), которые в течение полугода вносились на его рассмотрение, он решил вынести на обсуждение.
«Я не стал решения принимать, не посоветовавшись с вами. Думаю, вы выскажете свое мнение. Но главное я сказал. Мы (я имею в виду ВНС и Президиум) ни в коем случае никому не мешаем из органов власти и не давим их. Каждый занимается своим делом. Это уже десятилетиями у нас устаканилось, все это понимают. А считать, что наш высший представительный орган, ВНС, (находится. – Прим.) сверху и имеет право делать все в стране, – с таким подходом жить нельзя», – заявил белорусский лидер.
«Еще раз повторяю: никакого дублирования, никакого давления. ВНС должно занять свое место», – подчеркнул белорусский лидер.
При этом Глава государства обратил внимание, что в целом место и роль ВНС определены Конституцией. «Но это общие положения, общие требования, общие функциональные обязанности ВНС, а вот в деталях, в конкретике у нас бывает наоборот», – заметил Президент и пояснил на примере касается вопросов национальной безопасности. «Если определено, что ВНС принимает решения в плане национальной безопасности (война и мир и прочее), – это только полномочия ВНС. Президент вносит (если. – Прим.), не дай бог, война или угроза войны, – собираем ВНС, вносим предложение, рассматриваем и переводим страну на военные рельсы, если вдруг завтра война (я беру крайний пример). На это полномочия – у Всебелорусского народного собрания», – обратил внимание Александр Лукашенко. Такой же подход, по его словам, касается и кадровых решений, которые находятся в компетенции ВНС.
Вместе с тем Глава государства предупредил, чтобы на уровне Президиума ВНС рассматривались исключительно важные вопросы. «Это не значит, что мы завтра будем собирать, как пленумы ЦК, по четыре раза в год заседания и будем там какие-то обсуждать вопросы, делать вид, что мы сильно работаем и озабочены каким-то вопросом. ВНС должно заниматься исключительно по Конституции своими вопросами. Из этого должна исходить и структура, и взаимоотношения Президиума, Председателя Президиума с делегатами Всебелорусского народного собрания», – сказал Александр Лукашенко.
По его словам, заседания Президиума ВНС целесообразно проводить два-три раза в год. «Частить или мельчить мы не будем. По накоплению вопросов мы будем проводить», – пояснил Глава государства.
В повестку нынешнего заседания Президиума ВНС включены вопросы взаимодействия с делегатами в период между заседаниями ВНС, которые должны найти отражение в постоянном регламенте ВНС (сейчас действует временный регламент), необходимость повышения статуса председателей районных исполнительных комитетов в целях усиления их роли в развитии регионов (готовится проект соответствующего Указа), а также вопрос о численности судей Верховного Суда.
Касательно готовящегося проекта Указа Президент пояснил: «Я специально его вынес, имея в виду, что здесь расширенное заседание: и губернаторы, и высшие должностные лица, имеющие отношение к формированию уровней власти (присутствуют. – Прим.). Вынес предложение о председателях местных исполнительных органов – председателях райисполкомов (проект Указа), чтобы вы могли высказать свое мнение, прежде чем этот Указ будет подписан.
«Поскольку здесь все в наличии для рассмотрения этого вопроса, чтобы лишний раз не собираться и исходя из важности вопроса о статусе председателя райисполкома. Вы, наверное, часто слышали (я часто об этом говорил), что у нас председатели райисполкомов задействованы не так, как должно быть. Они не несут той нагрузки, которую должны нести председатели райисполкомов», – заявил белорусский лидер.
Он отметил, что критерием в этом плане является поручение Президента «Один район – один проект», в отношении которого не все на местах действуют эффективно: «Это эффективность нашей власти, начиная от Президента и заканчивая губернаторами. Но к этому вопросу мы вернемся».
«С другой стороны, наши юристы констатировали, что нет нормативно-правового акта, который бы четко расписал, чем должен заниматься председатель райисполкома. А если есть, этого недостаточно. Давайте примем это решение. Потому что, если губернаторы, председатели гор-, райисполкомов работают нормально, страна будет в порядке. Поэтому мы этот стратегически важный документ обсудим», – сказал Глава государства.
Александр Лукашенко сделал особый акцент на полномочиях руководителей райисполкомов в кадровых вопросах. «Нам нужен исчерпывающий документ. У председателя райисполкома он должен как настольная книжка лежать, – подчеркнул Глава государства. – Председатель есть председатель. Он должен заниматься всем. Ничего страшного, если он в каком-то смысле будет назначать, утверждать, согласовывать руководителей частных структур. Тогда и влияние будет у них на это».
Президент при этом сделал важное уточнение: «Больше надо относить полномочия к исполкому, а не председателю райисполкома». «Он вносит, предлагает, а исполком утверждает. Ну, кое-что решает председатель исполкома. Они председатели исполкомов. Они, образно говоря, президенты на этой территории, как я говорю. Но они не президенты. Так же, как и Премьер-министр. Он – председатель Правительства, у него есть определенные личные полномочия, но он лично не может принять ни один нормативный правовой акт. Он организовывает Правительство, его работу и так далее. Это дело Премьер-министра. А нормативные правовые акты – Правительства (Президиум у нас есть и заседание Совета Министров). Мы тут путать не должны. И не создавать вертикаль диктатуры от Президента до председателя сельского совета. Это красная нить. Мы тут ни в коем случае не должны преступить», – расставил акценты Александр Лукашенко.
Что касается кадровых вопросов – это главное, это конек, подчеркнул Глава государства. «Партии нет, райкома и обкома партии нет (отсылка к схеме назначения кадров во времена СССР. – Прим.). Это все решается здесь. И не надо это замыкать на одного человека, даже если это председатель. Да, он вносит любой вопрос. Обсуждают, он борется, сражается, но исполком принимает решение по всем кадрам, которые там есть. Что плохого, если они согласуют кандидатуры начальника РОВД, начальника МЧС и прочих, – отметил Президент. – Может не согласовать. Но председатель облисполкома может назначить, он несет ответственность за это. Это его право. Вы можете не согласовать любую кандидатуру, это ваше право. Я могу это учесть, могу не учесть. Эту логику надо сохранить. Это от жизни уже».
«Но если мы хотим, чтобы район управлялся, мы не должны тремя пальцами что-то оторвать и дать председателю райисполкома. А это – нет, это не твое. Ну, так он и работать будет», – настаивает белорусский лидер.
Александр Лукашенко еще раз подчеркнул, что окончательное решение должно иметь вид нормативного правового акта, а не протокола поручений, чтобы руководители на местах несли соответствующую ответственность.
В ходе мероприятия Президент добавил еще один пункт в повестку дня: «И еще один вопрос, который я хотел бы обсудить за закрытыми дверями. Он не должен быть тайной, но мы его будем пока так обсуждать. Потом проинформируем журналистов и наше общество. Это вопросы безопасности. Особенно вот в этот период электоральный, да и вообще после выборов. Я вас проинформирую и внесу свои предложения».
Александр Лукашенко напомнил, что 26 января в стране пройдут президентские выборы, и высказался насчет выработки программы, которую представят вниманию граждан. «Поскольку у нас единство определенное есть, программа действующего Президента, которая вырабатывается сегодня всеми нами, – это будет ориентир в январе, декабре даже, для всего белорусского народа. А вот детализировать на основе этой программы задания на будущий год и, может быть, взгляд на пятилетку мы сможем после президентских выборов», – сказал Глава государства.
По завершении мероприятия Глава Администрации Президента Беларуси Дмитрий Крутой подтвердил, что, скорее всего, будет принято решение провести следующее заседание ВНС уже после президентских выборов: «Потому что сейчас идет предвыборная кампания. Просто нет смысла отвлекаться на эти вопросы. Во-вторых, как Президент сказал, будет подготовлена (и он сейчас над ней работает) предвыборная программа с основными посылами».
«Далее Президент начнет подготовку к Посланию. Это у нас традиционно весна. Я сейчас бы не хотел называть конкретные даты и месяцы, они не определены. А накануне заседания ВНС будет еще раз собран Президиум, чтобы сверить позиции и уже окончательно согласовать те вопросы, которые будут выноситься на ВНС. Мне кажется, абсолютно простая и прозрачная конструкция», – добавил Дмитрий Крутой.
По завершении мероприятия Глава Администрации Президента Беларуси Дмитрий Крутой подтвердил, что, скорее всего, будет принято решение провести следующее заседание ВНС уже после президентских выборов. До этого времени основной упор будет сделан на подготовку программы социально-экономического развития на следующие пять лет, контуры которой будут обозначены в предвыборной программе Александра Лукашенко.
Что касается итогов состоявшегося обсуждения по основным вопросам повестки дня, то был принят ряд значимых решений.
После детальной дискуссии участники мероприятия пришли к выводу, что вместо проекта Указа о новых полномочиях руководителей районов будут подготовлены поправки в действующий Закон о местном управлении и самоуправлении. Таким образом в одном документе будет сосредоточено все, что касается работы председателей райисполкомов, их полномочий, прав и обязанностей. Приоритетом для них должно стать предотвращение оттока кадров и активное вовлечение в работу экономически незанятых граждан.
Предполагается, что главы районов получат дополнительные возможности по распоряжению бюджетными и финансовыми средствами, по привлечению организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан к благоустройству и содержанию территорий, по сносу аварийных, заброшенных строений, по реализации полезных ископаемых из внутрихозяйственных карьеров. Законодательные новации также предполагают расширение полномочий местных руководителей в части планов субъектов хозяйствования по приостановлению своей деятельности.
Отдельный блок законодательных поправок коснется полномочий председателей райисполкомов в кадровой работе. По решению Президента, они должны будут участвовать в согласовании фактически всей вертикали, не только управленческой, касающейся госорганов, представленных на территории района, но и руководства и государственных, и коммерческих организаций.
В будущем планируется изменить не только перечень полномочий руководителей районов, но и форму реализации их решений. Они получат право давать письменные предписания, невыполнение которых влечет ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях и предусматривает денежный штраф.
По итогам состоявшегося заседания Президиума ВНС Глава государства, Председатель ВНС Александр Лукашенко концептуально поддержал все предложенные новации и поручил собрать их в новой редакции Закона о местном управлении и самоуправлении. Документ необходимо подготовить в течение первого квартала 2025 года.
Что касается темы взаимодействия делегатов Всебелорусского народного собрания с органами власти, Президент высказал ряд замечаний, утверждающих положений: чтобы не было дублирования и подмены уже существующих в стране структур. Президиум ВНС включает 15 человек, Секретариат ВНС – 10 человек. То есть 25 человек должны аккумулировать самые важные вопросы, которые волнуют общество.
«Роль Президиума в текущих реалиях и в текущей иерархии нашей власти – это готовить самые концептуальные вопросы, связанные с развитием нашей республики в экономической сфере, военно-политической, информационной сферах для рассмотрения уже непосредственно на ВНС», – пояснил по итогам мероприятия Дмитрий Крутой.
Президент поставил задачу выстроить четкую, понятную систему, когда делегаты ВНС будут из большой массы вопросов, поступающих от граждан, выбирать самые важные, принципиальные и концептуальные, рассматривать их на региональном уровне и потом вносить через Секретариат и членов Президиума непосредственно на заседание Президиума. А в последующем – на ВНС.
Учитывая, что состоялось только первое заседание, Александр Лукашенко поручил еще раз доработать эту систему без бюрократизма и создания неких дополнительных ненужных надстроек в виде комиссий или совещательных органов.
Кроме того, на заседании Президиума Всебелорусского народного собрания принято решение о сокращении численности судей Верховного Суда – с нынешних 76 до 71. Оно обусловлено созданием нового Апелляционного экономического суда, который формируется за счет собственных резервов судебной системы – без увеличения общей штатной численности судей.
president.gov.by
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: