Неизвестных героев быть не должно: о чем говорит братская могила красноармейцев и партизан в Подкраичах — BEREZA.BY

Братские могилы рассредоточены по всей Беларуси. На многих из них написаны имена. Другие же безмолвно хранят память о безымянных, неизвестных героях, ушедших на фронт и погибших за мир. Одна из них находится в агрогородке Подкраичи.

В братской могиле захоронены 100 красноармейцев, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1941– 1944 годах, в том числе бойцы 205-й моторизованной дивизии 4-й армии Западного фронта и 152-й стрелковой дивизии, освобождавшей Березовский район. В 1948 году сюда были перенесены останки с солдатских захоронений этой местности. В 1965 году на могиле был установлен обелиск, а в год 30-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков сделана реконструкция. К сожалению, установлены лишь 13 имен погибших.

Большую поисковую работу по установлению имен павших героев, поиску их родственников вела Подкраичская базовая школа. Имена пятерых воинов установили юные следопыты. Это рядовой Калашник И.Я., рядовой Остапенко Н.В., партизан Сутягин В., старший лейтенант Сахно A.Е. и старший лейтенант Горланов Ф.П.

Федор Павлович Горланов (на фото с братом Владимиром, разведчиком-партизаном, погибшем в 1943 году) родился в 1916 году в деревне Малые Орешники Суражского района Витебской области. Комсомольский активист, после призыва в Красную армию в 1937 году стал кадровым военным, принимал активное участие в войне с Финляндией в 1940 году. Федор попал в окружение в первые дни войны, был взят в плен, принял решение бежать. Раненого в правую ногу Федора Горланова в кустарнике в трех километрах от железной дороги нашла жительница деревни Первомайская Лидия Матвеевна Завадич с братом Василием. «Федор попал к нам, в нашу многочисленную семью. До этого времени у нас уже прятались два подпольщика: И.В. Скробот и С.И. Корнеев. Федор был в нашей семье двенадцатым. Помню, как папа возил его к врачу как своего сына. Федор отличался смелостью, сообразительностью, оптимизмом, – так вспоминала Лидия Завадич. – Мы, девчата, нас было четверо, и мама пряли, шили одежду, мололи зерно вручную и почти каждый день пекли хлеб. Помню, как Федор часто приходил к нам в сени, чтобы помочь крутить эти тяжелые жернова. Наша семья партизан и подпольщиков увеличилась за счет военнопленных и советских активистов, поэтому они были распределены по надежным квартирам». Когда поступил приказ зарегистрировать всех жителей, в августе 1941 года они пошли в Ружанскую пущу. Федор Горланов сформировал партизанский отряд. В 1942 году он стал командиром группы отряда разведуправления Генштаба Красной армии, которым командовал полковник Григорий Линьков. Выполнив очередное боевое задание, группа партизан во главе с Горлановым подъехала к деревне Горск. Он успел предупредить своих товарищей о засаде, но отважного партизана, которому шел 28-й год, сразила пулеметная очередь врага. Но его и мертвого гитлеровские головорезы не оставили в покое. Они выломали ему руки, вырезали на спине пятиконечную звезду, всячески издевались над его телом, об этом рассказала юным следопытам очевидец, жительница д. Горск, напротив дома которой происходили страшные события. Вместе с ним погиб его боевой товарищ Владимир Сутягин. Ночью жители похоронили героев в лесу, позже они были перезахоронены в братской могиле в Подкраичах.

Юные поисковики под руководством Марии Кулиневич и Екатерины Салиты установили тесную связь с родственниками Горланова. Мария Пантелеевна и учитель математики Елена Рудская со школьниками по приглашению родственников ездили на его родину, приезжали и родные партизана в Подкраичи на братскую могилу.

Дело по установлению имен красноармейцев продолжила со школьниками учитель истории Нина Антонович. Педагог и дети много работали в этом направлении, собирали материал, писали исследовательские работы, проводили экскурсии в школьном историко-краеведческом музее. Ими собран богатый уникальный материал и фотографии. Осенью 2004 года юные следопыты узнали еще об одном воинском захоронении на хуторе Кашары возле д. Горск. По воспоминаниям местных жителей, в июне 1941 года рядом с хутором на поле шел бой. Из подбитого пылающего танка выбрались трое танкистов. Они отстреливались, пока не погибли от пуль фашистов. Рискуя своей жизнью, местные жители похоронили танкистов. После войны на этом месте посадили четыре тополя, два у подножия и два в изголовье. Педагог обратилась в Березовский военкомат, были проведены поисковые работы: найдены ложка, фляга, но останков не нашли – одни жители говорили, что их перезахоронили после войны, еще один из вариантов – их могли вымыть грунтовые воды. К сожалению, имена танкистов неизвестны…

Среди имен, высеченных на плите, имена рядового Ботынева Лазаря Осиповича, рядового Тузана Акинбаева, рядового Павленко Василия Иосифовича, младшего сержанта Прыгунова Степана Степановича, рядового Федорова Ивана Федоровича, рядового Талипова, А. Волкова, старшего сержанта Гордеева И.Ф.

Каждое воинское подразделение в годы Великой Отечественной войны предоставляло сведения о безвозвратных и санитарных потерях, то есть об убитых и раненых. Эти сведения записывались порой со слов оставшихся в живых бойцов – кто-то видел, как убили товарища, кто-то приносил командиру документы погибшего. Иногда записи эти были довольно точные, иногда с ошибками. Но писари насколько могли старательно заполняли все графы – фамилия, имя, отчество, убит или ранен, где и когда это случилось, где похоронен. Делались даже пометки о том, как обозначена могила. Документы о потерях оказывались в управлении по учету личного состава Генерального штаба Красной армии. Долгие десятилетия они были недоступны родственникам, получавшим сообщения из военкоматов, что человек пропал без вести. После войны, когда с 1946 года начали массово перезахоранивать останки убитых и создавать воинские мемориалы, и появилось понятие «захороненные как неизвестные». Что-то путалось, были ошибки в военных документах, иногда даже спустя несколько лет уже трудно было установить имена героев, а доступ к военным архивам был закрыт.

Безымянных солдат не должно быть! Долг нынешнего поколения перед памятью умерших воинов – вернуть им всем имена и фамилии, чтобы сохранить прошлое ради будущего, и установить плиты с правильными фамилиями. Самое малое, что может сделать молодое поколение для тех, кому обязано жизнью, – помнить и уважать. И сегодня надо продолжать работу по установлению имен героев, погибших в боях за Родину.

Жанна МИРОШНИК

Фото автора и из архива Подкраичской базовой школы

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: