Бумажное волшебство: как мастера Березовского района возрождают искусство вытинанки — BEREZA.BY

Лист бумаги, ножницы и богатая фантазия мастера способны создать изящнейшие фигуры и тончайшие узоры неземной красоты из простой бумаги, настоящих симметричных шедевров, с их многогранностью и глубиной смыслов. Расцвет этого вида декоративно-прикладного искусства в Беларуси пришелся на конец XIX – начало ХХ века. Благодаря мастерам вытинанка снова переживает свое возрождение, обретает второе дыхание. Сегодня это не просто бытовой узор, а целые картины с оригинальными сюжетами и долгими часами практически ювелирной работы.

Для простых белорусов это был один из самых доступных способов украсить свое жилище. Не все имели возможность купить или создать тканые подстилки, кружевные занавески, новые рушники. Потому и делали ажурные бумажные изделия в виде салфеток и занавесок на окна, бордюрами-кружевами отделывали полки, двери, окна, декорировали иконы. По народному обычаю вытинанки использовали для украшения жилища к наиболее значимым праздникам – Рождеству и Пасхе. Причем в каждой местности бумажная вырезка приобретала свои особенности.

Наталья Шелковая, руководитель образцовой студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Светлячок» Центра дополнительного образования детей и молодежи г. Березы, – одна из немногих мастериц, которая сохраняет уникальную традицию наших предков, наполняет ее новым содержанием, передает знания своим юным ученикам.

Впервые Наталья познакомилась с вытинанкой в 90-е годы прошлого века в гимназииколледже искусств им. И.О. Ахремчика. Именно в этом учреждении десятилетняя школьница из Белоозерска начинала профессионально постигать азы живописи. Надо отметить, что девочка до поступления не занималась в кружках, а мама, видя увлечение дочери рисунком, нашла объявление в газете о приеме – и вместе они отправились проходить испытания. Рисунок, живопись, композиция – врожденный талант и огромное стремление учиться помогли пройти серьезный конкурс. Поступление для Натальи стало невероятным событием и, безусловно, школой жизни. На курсе декоративно-прикладного искусства учащиеся работали с глиной, обучались созданию гобеленов, углубленно изучали вытинанку.

После колледжа Наталья Шелковая вернулась в родной город. Судьба и директор Экологического центра Людмила Кривецкая вложили в руки ей ножницы, чтобы из хитро сложенного листа бумаги Наталья создавала воздушное, волшебное, затейливое кружево.

– Конечно, в колледже я вовсе не думала, что искусство вытинанки станет частью моей творческой жизни и не только. Людмила Владимировна оказалась тем нужным человеком, который подсказал мне направление, предложив поработать с этой техникой. Это 90-е годы, проблемы с красками, кистями, а тут нужна бумага, хорошие ножницы и самое главное – фантазия, все просто и доступно, и я согласилась, – рассказывает мастерица. – Со временем мне стало интересно через бумагу раскрывать какие-то темы, мысли, с помощью творчества говорить с миром, выражать свои переживания. Вот уже 20 лет я с этим живу.

Начинала Наталья, конечно, с копий работ Нины Соколовой-Кубай, но никогда такие работы не выставляла – просто училась и уже через пару лет стала победителем первого республиканского праздника-конкурса вытинанки «Ажурные фантазии». Свой талант и усердие мастерицы, бережное отношение к народному наследию она передает ученикам. Со своими первыми воспитанниками по сей день поддерживает связь. Одна из учениц для темы дипломной работы выбрала именно вытинанку – значит педагог смогла влюбить ее в это бумажное искусство.

– Вытинанка – это как картина художника, только выполнена в другой технике. Автор также вкладывает в нее свою душу, глубоко работает над идеей. Я этому и детей всегда учу. Наши работы на первый взгляд простые, в них нет сложных вырезаний, но у детских работ есть одно главное преимущество – мы режем традиционными ножницами, поэтому у нас никогда не может быть плагиата. Я говорю детям: пусть режется так, как чувствует и ведет твоя рука. Может быть, поэтому детские работы – победители многочисленных областных и республиканских конкурсов

Вытинка – это не только повторение узоров, придуманных предками: каждый мастер привносит в старинное мастерство собственные идеи. Свой почерк Наталья Михайловна начала формировать еще в те непростые 90-е. Проблемы с бумагой, тем более цветной, подтолкнули педагога-живописца лист бумаги тонировать в нужный цвет, делать переход цвета – это и стало фирменным знаком мастера. Использует она и фольгу, но только если вытинанка не цветная, чтобы все было лаконично и неброско. Казалось бы, мелкая деталь, но картина начинает играть по-особенному.

Для белорусских вытинанок характерны сдержанные, простые по композиции геометрические и растительные мотивы, редко встречаются образы зверей и человека. А вот птицы, солнце – излюбленный мотив, например, птицы, смотрящие друг на друга, – олицетворение любви. Наиболее часто встречается изображение дерева – олицетворение связи неба и земли, символ жизни. Рисунок зависел от назначения изделия, от фантазии и умения автора и, конечно, от региона, в котором он создавался. Потому что каждая местность имела свои символы и знаки, которые могли сохраниться еще с языческих времен. Современная вытинанка отражает белорусский образ жизни: любование природой, белорусскую историю, мифологию, обычаи и верования, сельский и городской быт. Это одна из эстетических основ белорусского менталитета и культуры.

– В каждой работе зашифрованные знаки: они пропущены через личность автора. Практически все темы сами рождаются в голове. Я использую только традиционную технику: выстригаю рисунок ножницами и пользуюсь символами и композициями, взятыми из традиции, из народного искусства, стараюсь не нарушать технологию, – объясняет мастер. – Детям подсказываю идею и композицию, а они решают сами. Ножницами и руками работают только сами! И они получают удовольствие от того, что делают.

Создание вытинанки – особая магия. Сложил бумагу пополам, треугольником или гармошкой, прорезал простые геометрические фигуры, раскрыл работу – чудо! Чтобы научиться с помощью ножниц и бумаги передать настроение или картину окружающего мира, нужно знать техники. Наталья с детьми использует три вида вытинанки: симметричную, центрическую и раппортную. Мастер вырезает из бумаги цветы, птиц, деревья, делает сюжетные композиции, любимый мотив – «Дрэва жыцця».

– Я очень рада, что вытинанка переживает свое возрождение и вошла в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Благодаря этому больше людей по всему миру узнают об этом виде декоративно-прикладного искусства, о нашей народной культуре и традициях. И меня греет теплое и приятное чувство, что и я к этому виду искусства причастна, что я сберегаю и поддерживаю его, – признается Наталья Шелковая.

Вытинанка, как и любое другое ремесло, требует бережного отношения, заботы и сохранения. Мудрость и талант народных мастеров живут в веках, передаваясь от поколения к поколению. И у нас есть уникальная возможность прикоснуться к истокам старых традиций изготовления бумажного кружева, обучаясь искусству вытинанки.


Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в ходе 19-й сессии в г. Асунсьон (Парагвай) принял решение о включении элемента нематериального культурного наследия «Вытинанка – традиционное искусство вырезания из бумаги в Беларуси» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.


Мария Тиханская недавно начала свою деятельность в ЦДОДиМ г. Березы – до этого времени работала с детьми в Центре творчества в Могилеве. По специальности она художник, учитель. Педагог активно включилась в работу по привлечению детей в свое объединение по интересам «АртМагия», а ведь сделать это в середине учебного года непросто. Но Мария уверена: своим энтузиазмом она сумеет увлечь детей декоративно-прикладным искусством.

– Основные направления объединения по интересам – работа с бумагой. Это вытинанка и папье-маше, – рассказывает Мария Васильевна. – Мне нравится сам процесс творения из бумаги, по натуре я человек спокойный, усидчивый. А еще, когда работаешь руками, отвлекаешься от повседневных хлопот – своеобразный релаксирующий эффект. С детьми мы начали с освоения базовых основ, простых узоров, например, с вырезания снежинок. Со временем будем работать над созданием целых композиций. Работаем обычными ножницами. Инструмент каждый мастер выбирает себе сам, я больше предпочитаю вырезать медицинским скальпелем – так можно прорезать до самых мелких и точных деталей.

Педагогу нравится создавать растительные мотивы и птиц, варьировать цветовые решения, создавая градиенты и переходы. Заряженность на работу с детьми у Марии Тиханской большая: в планах у молодого педагога – участие и призовые места в конкурсах, организация выставок детских работ и самое главное – желание вместе с детьми создавать бумажные воздушные полотна.

Жанна МИРОШНИК

Фото автора и из архива ЦДОДиМ г. Березы

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: