В апреле 2021 года Генеральная прокуратура Республики Беларусь возбудила уголовное дело по факту геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период с целью установления тех, кому удалось избежать наказания за убийства мирных жителей. Пятый год в данном направлении работают прокурорские работники, следователи всей страны, в частности, Березовского района.
– Расследуя данное уголовное дело, в Брестской области выявлено несколько десятков ранее неизвестных мест уничтожения мирного населения, – рассказал прокурор Березовского района Александр Крутько. – Один из эпизодов геноцида в районе установлен на приусадебном участке жительницы д. Шилин, где находилось захоронение с расстрелянными в 1943 году мирными жителями. По рассказам местных долгожителей, нацисты убили 11 односельчан. В 2021 году в ходе проведенных мероприятий были обнаружены останки четырех человек.Осенью 2021 года они перезахоронены на местном воинском захоронении.
Александр Крутько отметил, что в 2023 году получена информацию о расстрелянной около д. Мостыки семье из пяти человек.
На прошлой неделе прокурор района вместе с председателем Стригинского сельисполкома Иваном Крагелем и корреспондентами BEREZA.BY выехал на предполагаемое место происшествия, чтобы побеседовать с местными жителями.
Поделиться ценными воспоминаниями пришли трое жителей д. Мостыки: Александр Павлюкович, Ольга Каштелян и Мария Данилюк. Место встречи – окраина деревни, лес, где находилась так называемая «ледовня» для хранения рыбы и продуктов питания. Именно здесь, в нескольких метрах, по словам сельчан, покоятся расстрелянные жители.
– Во время войны в 1943 году сюда приехал карательный отряд. Офицер начал считать: «Один, два, три… шесть!» И очередью убили всех. Одна живая была, самая меньшая, 16-летняя девушка, только под вечер умерла, – поделился Александр Павлюкович.
Ольга Каштелян рассказала, что историю эту не понаслышке знает от своей бабушки Федоры: «Жила тут неподалеку семья многодетная, где воспитывалось пять дочерей. Отец был кузнецом, мама – портной. Бабушка моя видела расстрел своими глазами. Решила, что не по-людски – не «схавать», поэтому местные выкопали яму, схоронили их в чем было, без гроба, бабушка прикрыла сверху льняным полотном».
Эту же историю не одно десятилетие знает и семья Марии Данилюк. Местные жители обеспокоены тем, что люди здесь похоронены, а нет ни знака, ни памятника.
– В ходе проверки, а также уточнения показаний местных жителей, около д. Мостыки было установлено место предполагаемого расстрела и получена информация, что погибшие граждане были захоронены именно там. Прокуратура района предложила внести это место в план поисковых мероприятий для проведения раскопок, – отметил прокурор района.
Для наших людей чужого горя нет. Для них важна память. И это особенно ценно. Вот пример того, как люди, повидавшие на своем жизненном пути немало, помнят и беспокоятся о том, чтобы все было по-людски… Значит, так и будет.
Рита ЛЮТЫЧ
Фото автора
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: