В Белоозерске обсудили роль женщин в современном мире — BEREZA.BY

В Белоозерске состоялись III Районные образовательные Серафимовские чтения на тему «Женщина в жизни христианской, семейной и общественной». Организаторами выступили районный ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию средней школы №3 г. Белоозерска и приход храма преподобного Серафима Саровского.

Открывая чтения, благочинный церквей Березовского округа, настоятель Свято-Петро-Пав­ловской церкви в г. Березе про­тоиерей Георгий Шевцов оста­новился на роли женщины в со­временном мире:

– Священное Писание сви­детельствует нам: предназна­чение женщины в материнстве. В Библии мы читаем: «Жена, то есть женщина, спасается через чадородие, рождение детей». А святые отцы добавляют: «Аще пребудет в благочестии». К со­жалению, современный мир забыл об этом. Для того чтобы не сокращалось наше населе­ние и было на прежнем уров­не, коэффициент рождаемости должен быть 2,1, а у нас 1,44. В силу демографического кри­зиса мы теряем собственный народ, становимся виновника­ми ослабления нашего государ­ства. Один мудрец сказал: «Кра­сота женщины в ее детях». Жен­щина является хранительницей домашнего очага, она воспита­тельница собственных детей. Святитель Иннокентий Херсон­ский в одном из своих классиче­ских трудов пишет: «Никто, ни­кто не может так научить нрав­ственности своих детей, как только родная мать».

С докладом «Женщина в свете Евангельского учения» выступил клирик храма препо­добного Серафима Саровского в г. Белоозерске иерей Андрей Русавук. Он поведал, как Хри­стос дает пример, как следует относиться к женщинам. Везде в Евангелии, где только они не появляются, Христос для жен­щин – Само милосердие, Са­мо благоволение, Сама добро­та. За Иисусом следовало нема­ло женщин, которые служили Ему своим именем. Перед эти­ми женщинами Господь также выступал в роли Божественно­го Учителя. Важнейшим собы­тием Евангелия является чудо Воскресения Христова. Еванге­листы сходятся во мнении, что Господь именно женам-миро­носицам первым открыл исти­ну о своем Воскресении. Из уст Христа женщины слышат тай­ны богооткровенного учения. Божественные истины прямо им преподавались в ответ на их веру и способность принять уче­ние. Вера многих женщин спа­сала от тяжелых телесных и ду­шевных болезней, возвраща­ла к жизни близких им людей. В Евангелии женщины нередко проявляют любовь и решимость в получении милости от Госпо­да. Такие качества получают вы­сокую оценку со стороны Боже­ственного Учителя. В конечном итоге женщины удостаиваются наравне с апостолами пропове­довать о Христе и о его славном Воскресении.

Руководитель ресурсного центра по духовно-нравствен­ному воспитанию СШ №3 г. Белоозерска Светлана Чехович подготовила доклад «Право­славие и права женщины». Говоря о главенстве мужа в се­мье, она отметила, что в пер­вую очередь – это обязанность и ответственность. И только во вторую – права. Идеал семей­ной жизни открывается в творе­нии святителя Иоанна Златоуста «О браке». «Жена – творение Бо­жие, – пишет Златоуст, – не ее ты оскорбишь, но Создавшего ее». Докладчик говорила о внешнем виде православной женщины, о добрачных половых отноше­ниях, о целях брака мужчины и женщины – рождение и воспи­тание детей, возрастании в люб­ви и взаимной помощи в деле спасения.

«Семья и карьера: выбор современной женщины» – так назвала свое выступление Галина Кравчук, старший на­учный сотрудник Березовского историко-краеведческого му­зея, победитель областного кон­курса «Женщина года – 2022» в номинации «Духовность и культура». Она остановилась на выборе приоритетов для совре­менной женщины – семейное счастье или профессиональная самореализация. В былые вре­мена ответ был однозначным: семья занимала первое и един­ственное место в ее жизни. На сегодняшний день настало вре­мя равноправия между муж­ской и женской природой. Вы­бор между семьей и карьерой делает сама женщина. Преиму­щества карьеры – самореализа­ция, саморазвитие, повышение самооценки и финансовой неза­висимости женщины. При этом женщина откладывает замуже­ство и рождение ребенка на не­определенный срок. В результа­те наступает дисгармония: жен­щине кажется, что ее главное предназначение так и осталось невыполненным. Если женщина выбрала семью, то и здесь не все однозначно. Быт и однообразие слишком утомляют. Женщина погружается в проблемы детей, школы, в воспитание и забыва­ет о себе. В стремлении создать хороший дом и образцовую се­мью женщина теряет главное – любовь и внимание мужа.

«Информационная зависи­мость современной женщи­ны» – такую тему в своем вы­ступлении рассмотрела Ирина Зданкевич, педагог-психолог Брестского областного социаль­но-педагогического центра. Она привела статистические дан­ные: самыми активными поль­зователями являются молодые девушки и женщины до 25 лет: 98,1% пользуются интернетом ежедневно. В возрастной груп­пе 25–44 года число несколько снижается, но остается доста­точно высоким – 92,9%. Среди 45–64-летних – 59,3% и в стар­шей возрастной группе после 65 лет – 10,1%. Психолог указала на признаки интернет-зависи­мости, предупредила об их по­следствиях – изменениях в го­ловном мозге, подобных алко­гольной и наркотической зависи­мости; тревожности и депрессии, снижении контроля в питании, нарушении взаимоотношений в семье и детско-родительских от­ношениях, дала несколько сове­тов, как смягчить и снизить нега­тивное влияние интернета и со­циальных сетей на самоооценку и психическое здоровье.

С докладом «Ведет ли к сча­стью гражданский брак?» вы­ступил иерей Александр По­лоско, клирик храма Сретения Господня г. Дрогичина. Терми­ном «гражданский брак» при­нято называть модное нынче сожительство мужчины и жен­щины без регистрации. Ново­модные психологи рекоменду­ют пожить в «пробном браке». Почему же людей так привле­кает жизнь в подобном браке? Ответ очень прост: все атрибуты настоящего брака есть, а ответ­ственности никакой. По данным Белстата, практически половина современных пар живет в неза­регистрированных отношени­ях. Также статистика свидетель­ствует, что срок существования такого «брака» максимум четы­ре года. Церковь отрицательно относится к таким бракам, счи­тает их грехом. Это совершен­но ложное, бессмысленное со­стояние, лживое с трех пози­ций: духовной, юридической и психологической. Брак – это то­же рождение единого организ­ма, семьи. Муж и жена свиде­тельствуют, что они собирают­ся жить одной семьей и нести взаимную ответственность не только перед Богом и друг перед другом, но и перед обществом и государством. Семья имеет свои права и обязанности, ее интере­сы должны защищаться, а жизнь частично регламентируется за­конами страны.

Доклад «Святая Моника как христианский пример жены и матери на все времена» иерея Георгия Прищепова, настоя­теля храма святителя Николая Чудотворца в аг. Первомайская, стал заключительным. Великая праведница святая Моника жи­ла 17 веков назад. В описании ее жизни удивительно много близ­кого, понятного и поучительно­го для современных женщин. Докладчик рассказал о прави­лах поведения святой Моники по отношению к мужу: никогда не упрекать его, быть искренне доброжелательной, всегда мо­литься о нем, прося Творца дать мир душе супруга. Несмотря на то что муж Моники не был хри­стианином и по характеру был вспыльчивым человеком, моло­дая жена переносила его гнев и молилась о нем. Своим терпе­нием и кротостью святая при­обрела своего мужа для Цар­ствия Небесного. Супруг кре­стился и полностью переменил свою жизнь, став добропоря­дочным христианином. Свое­го сына Августина Моника вос­питывала в христианском ду­хе. Но его путь к христианству был непрост. Очень горько бы­ло видеть своего сына блудни­ком и еретиком. Она сопрово­ждала его везде. Были такие мо­менты, когда Моника проводила ночи в молитве о сыне у дверей трактиров, пока ее сын до заб­вения веселился в пьяных ком­паниях. Шли годы, а она про­должала вымаливать свое чадо. После встречи Августина со свя­тителем Амвросием его жизнь полностью переменилась. Го­сподь сподобил Монику иметь счастье видеть обращение Ав­густина: после крещения он ре­шил полностью посвятить себя Богу. Святая Моника пробудила к Богоугождению родных своей праведностью и до сих пор по­дает нам пример несокрушимой любви и терпения.

Каждый доклад сопрово­ждался художественными но­мерами. Для гостей звучали стихотворения и песни духов­но-нравственного содержания в исполнении хора храма прп. Серафима Саровского (руково­дитель – Виктория Калюжина), инструментального ансамбля в составе Яны Попроцкой, Алек­сандры Щербович и Татьяны Густыр Белоозерской детской школы искусств, ансамбля на­родной песни «Квецень», соли­стов Натальи Червяковской, Ни­колая Каштеляна, иерея Андрея Русавука, Ольги Четверговой.

По итогам работы Серафи­мовских чтений протоиерей Георгий Шевцов и методист рай­онного учебно-методического кабинета Татьяна Бренько вру­чили докладчикам сертифика­ты участников и подарки от ре­сурсного центра.

В рекреации была органи­зована выставка декоратив­но-прикладного творчества «Удивительный мир женских рук» педагогов Центра допол­нительного образования детей и молодежи и женщин г. Бело­озерска: Татьяны Пунько, Оль­ги Буракевич, Елены Протасе­вич, Людмилы Хлебец. На стен­де ресурсного центра участники мероприятия смогли познако­миться с основными направле­ниями его работы.

Мы благодарим всех, кто ор­ганизовал, принял участие и по­мог провести это мероприятие.

Светлана ЧЕХОВИЧ, руководитель ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию СШ №3 г. Белоозерска,

Ирина РОДИОНОВА, учитель русского языка и литературы СШ №3 г. Белоозерска

Фото из архива учреждения образования

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: