Под синью мирного неба: о чем говорит курган Бессмертия за деревней Побежино — BEREZA.BY

Среди тихого леса между деревней Морможево и исчезнувшей на карте района деревней Побежино на лесной поляне насыпан курган Бессмертия, окруженный бесконечным шелестом деревьев. Те, кто оказывается здесь, словно попадают в особое измерение, где нет места суете и ежедневным заботам. Здесь воздух пронизан особой энергетикой, трогательной и заставляющей задуматься. Здесь живет память, которая касается каждого сердцем и душой, заставляет вспомнить о прошлом, чтобы беречь настоящее и строить будущее.

Подобные братские могилы, курганы – скромная дань памяти великому подвигу. И пусть история сохранила не все имена воинов-освободителей: многие из них, к сожалению, до сих пор значатся как «неизвестный», благодарность будет жить в наших сердцах вечно. Братские могилы – это последнее пристанище героев, тех, кто воевал, копал, стрелял, мок, голодал, страдал, терпел, боролся, мечтал и любил.

Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны на Березовщине начало зарождаться партизанское и подпольное движение. Возникало оно в своеобразных условиях: внезапное нападение немцев и быстрая оккупация территории района не дали возможности партийным работникам подготовить специальные группы для работы в подполье. Но к концу 1941 года такие группы начали появляться. В лесах за деревней Побежино в сентябре-октябре уже действовала небольшая группа народных мстителей под руководством Леона Здановича. В 1941-м и последующие годы войны между деревнями Побежино и Морможево образовался своеобразный коридор, по которому осуществлялась связь патриотов города с партизанской бригадой им. П.К. Пономаренко. Эти населенные пункты стали пристанищем для многих активистов, ушедших из Березы в зиму 1941/1942 года. Диверсанты партизанского отряда имени Димитрова отсюда неоднократно выходили на подрыв вражеских эшелонов на участке железнодорожных станций Береза-Картузская – Бронная Гора и машин на шоссе Брест – Минск.

Это злило гитлеровцев, и они сожгли Морможево и Побежино, а многих жителей расстреляли. Погибли здесь и партизаны, и неизвестные воины Советской армии, участвовавшие в диверсиях и боях с карателями. Согласно приведенным в книге «Без срока давности» данным, в июле 1943 года из 22 довоенных домов в Морможево, в которых проживали 130 человек, уничтожены 21, а в Побежино, где жили 250 человек, из 50 домов разрушены все 50.

В 1968 году было проведено перезахоронение останков погибших и в их память на полянке в лесу недалеко от уже несуществующей деревни Побежино насыпали четырехметровый длиной 30 метров курган Бессмертия. На доске выгравированы имена тех, кто покоится в братской могиле: Владимир Дербис, Карпович, Алексей Нипарко, Анатолий Тарасевич, Вера Товпик, Франц Тимошик, Тамара Товпик, Евгений Товпик, Кузнецов. Здесь же покоится прах семи воинов, чьи имена и фамилии до сих пор неизвестны. Судьбы тысяч людей так и остались невыясненными. До сих пор продолжаются поиски мест захоронений погибших воинов и идет работа по установлению имен неизвестных героев.

Первое имя на доске – Владимира Дербиса из деревни Бармуты. Его отец, Александр Дербис, – борец за национальное и социальное освобождение Западной Беларуси, после установления советской власти в 1939 году служил в народной милиции, затем строил Днепро-Бугский канал. На время летних каникул к нему на стройку приехал сын Володя, там их и застала Великая Отечественная война. Летом 1942 года по деревням Березовского района прошла волна зверских расправ с активистами советской власти. Каратели прибыли в Бармуты в начале июня и по заранее составленному списку начали хватать местных жителей – всего 16 человек. Был среди них и Александр Дербис. За околицей, по дороге на Жичин, их всех расстреляли…

Семнадцатилетний юноша Володя Дербис стал старшим и главным помощником мамы Анны Семёновны и сестер Лизы и Шуры. Еще с первых дней войны парень собирал и прятал оружие, а затем связался с односельчанами, ушедшими в партизанский отряд. Помогал им чем мог, об этом узнали немцы. Его успели предупредить, и Володя со своей семьей, и другие семьи в июне 1943 года ушли в партизанский отряд имени Димитрова. Владимир попал в состав диверсионной группы, стал ее командиром. Погиб 28 мая 1944 года после успешного выполнения очередного задания – подрыва вражеского поезда на перегоне между станциями Береза-Картузская и Бронная Гора. Боевые товарищи похоронили своего командира в лесу, а его прах позже был перенесен в братскую могилу, над которой насыпан курган Бессмертия.

В июне 1956 года Анна Семёновна Дербис написала заявление о взятии на дополнительный учет партизанских кадров ее сына Владимира. Своими заявлениями участие в партизанском движении Владимира Дербиса и его гибель в урочище Побежино подтвердили комиссар семейного отряда имени Димитрова Павел Тимофеевич Хинко, командир отделения партизанского отряда имени Димитрова Иван Григорьевич Витковский и Галина Михайловна Антанович.

Франц Тимошик 1896 года рождения – один из тех, чей прах покоится в этой могиле. Со своей семьей – женой Ульяной Степановной и сыновьями Иваном и Андреем – с 15 апреля 1943 года находился в партизанском отряде имени Димитрова. При выполнении боевого задания погиб от рук фашистов 7 марта 1944 года.

Курган Бессмертия не просто место захоронения. Это символ мужества, стойкости и любви к своей земле. Ветер над ним шепчет истории, которые нельзя забыть, и окружающая природа, как вечный страж, сохраняет их для будущих поколений.

Жанна МИРОШНИК

Фото автора

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: