Сегодня День работников культуры празднует большая культурная семья Березовщины – люди творческих профессий, хранители и популяризаторы культурного наследия, организаторы ярких и незабываемых праздников. Накануне мы встретились с руководителем народной студии декоративно-прикладного искусства «Спеў дрэва» филиала «Центр детского творчества и народных ремесел» Березовского районного дворца культуры Александром Прокопчуком, имя которого занесено на районную Доску почета.
С автобазы – в культуру
Издавна в народе считалось: коль человек владеет каким-либо ремеслом, значит крепко стоит на ногах и достаток его дому обеспечен. Александр Прокопчук за свою жизнь освоил не одно ремесло: самородок, будучи талантливым от природы, достиг мастерства в различных видах декоративно-прикладного искусства, превращая простые материалы в нечто ценное и красивое. Но прежде ему пришлось открыть не один горизонт.
По окончании средней школы №2 г. Березы Александр получил напутствие от своего классного руководителя Татьяны Ивановны Бобровицкой: «Саша, стань человеком!» Так с шутки началась наша беседа, и на протяжении всего разговора собеседник проявлял тонкое чувство юмора.
В 80-е годы ХХ столетия военное образование было одним из самых востребованных направлений для молодежи. Потому и Саша после окончания школы отправился в Васильковское училище Военно-воздушных сил.
Надо сказать, что Александр после окончания базовой школы думал о поступлении в художественное училище. Рисовать у него неплохо получалось с раннего детства: сначала он оттачивал свое мастерство на любом чистом листе, потом это была школьная редколлегия в пионерской дружине, уроки рисования Сергея Матвеевича Курилина. Талант художника дальше по жизни следовал с Александром везде, где приходилось ему работать.
Курсантом Александр Прокопчук не стал, но военную форму надел на себя буквально через пару месяцев – в декабре 1988 года. Служил в Архангельской области в стратегических войсках на космодроме Плесецк в роте охраны боевых стартовых позиций. И там он проявил свой талант, расписав стены комнаты отдыха для офицеров пейзажами архангельского края, за что был премирован отпуском на родину. Отслужив, юноша мог пойти в милицию или поступить без экзаменов в военное училище. Но два года в армии помогли понять, что не выйдет из него военного человека. Далее была работа методистом по физкультуре и спорту на Березовском мясоконсервном комбинате, которую Александр совмещал с половиной ставки художника-оформителя. Прямолинейный характер, неумение смолчать в случае несправедливости – все это подтолкнуло к переводу в автотранспортное предприятие №2, которому он отдал 21 год трудовой деятельности. Начинал художником, а затем большая страна развалилась, времена изменились, лозунги и транспаранты стали никому не нужны. Александр Прокопчук трудился маляром, много работал с деревом, учился у опытных людей. С супругой Анжелой, с которой совсем скоро отметят 30-летний юбилей совместной жизни, растили дочь Кристину и сына Егора, строили дом. Строительством Александр занимался сам, помогали отец, родственники, потому и затянулось оно на семь лет. Завершить побыстрее внутреннюю отделку и вселиться в дом помог немалый выигрыш в лотерее.

Из деревянных заготовок – в настоящие шедевры
В 2014 году Александр Прокопчук влился в коллектив Березовского районного центра ремесел, которым руководила Наталья Ивановна Ковалевич. К тому времени там работала и супруга. Был завхозом, руководителем народной мастерской по обработке древесины и лозоплетению. Сейчас руководит народной студией декоративно-прикладного искусства «Спеў дрэва». Готовится к очередной защите звания, которая будет в следующем году.
Именно здесь Александр нашел дело по душе: он мастер по дереву и настоящий самобытный художник, который смело воплощает любые идеи – в его руках дерево обретает вторую жизнь. Точеное яйцо с изображениями храмов г. Березы, серия точеных яиц с изображениями всех храмов Березовщины, щеповый журавль, птичка камышевка в разных вариациях, подсвечники, ключницы – всего лишь небольшая часть работ, сделанных умелыми руками Александра. В каждой есть его почерк и уникальный отпечаток с индивидуальным подходом. Недавнее увлечение резчика – изготовление киотов для обрамления старых икон. Одна из уникальных работ мастера – шахматная доска с фигурами, стилизованными под монахов-картузов, стол и стулья – находится в экспозиции в Галерее искусств. К теме картезианского монастыря Александр Константинович обращается часто: раздвижные шахматные доски и настольные наборы с въездной брамой монастыря находятся не в одной частной коллекции. И все это неслучайно: тема сохранения богатой истории картезианского монастыря тревожит мастера. Через свои работы он хочет привлечь внимание людей к этой проблеме. «Я душой болею за наш кляштор, – говорит Александр Прокопчук. – Мечтаю, чтобы мое поколение вдохнуло в него жизнь. Восстановить, конечно, полностью невозможно, но частично можно, а что-то можно законсервировать. Здесь можно создать такую уникальную культурную и туристическую площадку! Думаю, что многие горожане и жители района, известные земляки поддержали бы мою идею».
Александр – соавтор памятного знака природному символу Березовского района – вертлявой камышевке и автор памятного знака щеповой птице, установленных в Центральном парке райцентра, автор эскиза малой архитектурной формы «Щеповая птица-оберег» в Белоозерске и многих других проектов.
Дерево – уникальный дар природы, нечто живое и удивительное. Старое и сухое, влажное и свежеспиленное, сучковатое, изъеденное насекомыми и нетронутое годами, любой плотности и консистенции – кажется, что характеристики дерева у Александра никогда не закончатся. Мастер Прокопчук слышит природный материал, говорит с ним, преобразуя в новые формы, и уверен, что у дерева есть душа. От чуткости мастера зависит чистота, тепло и красота будущих творений. Работает Александр с деревом лиственных пород: березой, осиной, ясенем, липой, орехом – всеми, какие произрастают у нас. Чаще всего это береза, цвет древесины которой золотистый, теплый, режется хорошо – не слоится, как ель или сосна. Хотя многие мастера ее избегают: это капризное дерево, при сушке ее часто коробит. Но не сорт дерева самое главное, куда важнее, считает мастер, чувствовать дерево и понимать, как с ним обращаться. «Конечно, я работаю, чтобы сохранить традиционное ремесло, применяя технологии, проверенные поколениями наших предков. Но считаю, что в каждую работу нужно добавлять свое авторское видение и немного изменять детали. Я использую резец и шлифовку, этим и отличаюсь от традиционных резчиков», – рассуждает мастер деревянных дел. Каждая новая авторская работа – это его любимая работа. Природные материалы очень красивы, ни один предмет не повторяется, даже если Александр делает повтор работ: обязательно будут детали, которые немного отличаются, потому что движение руки сложно повторить. В каждом резном изделии – жизнь в новой форме и частичка души мастера.

Всегда удивляет, когда обыкновенное полено или доска под ножом резчика превращается в птицу, зверя или маленького человечка. Как в сказке: сначала появляется туловище, потом голова, глаза, каждая мельчайшая деталь – и работы становятся точно как живые. Среди работ мастера Прокопчука – копилки в виде морских кораблей с сундуками, трактора «Беларус», ретромашин, собачей конуры с собакой на крыше, печек, утюгов. Одно из направлений – детские игрушки: рычажковые, игрушки-трещотки на колесах, гармошки, которые раздувают меха и издают звук, деревянные стреляющие пушки. Любому ребенку интересны простые игрушки: чем проще игрушка, тем больше простора для фантазии она дает. Это мастер подметил на выставках. Делает Александр и музыкальные инструменты – шумовые трещотки и дудочки. С мастерами центра он работал над созданием козы – белорусской дуды или волынки, уникального инструмента, который сопровождал всю жизнь белоруса. Недавно закончил работу над шахматной доской, где фигурами выступают животные Беловежской пущи – лось, благородный олень, зубр. В комплект изготовил и стол, сейчас дорабатывает стулья из ясеня.
В процессе у мастера сразу несколько работ. К «Дожинкам» он создал большую деревянную ложку и железных рыцарей, которые охраняли соломенную композицию нашего района на въезде в Белоозерск. «Было у меня много металла – старые советские миски из нержавейки, черпаки, барабаны от стиральных машин, кастрюли. Мне нравится, как сейчас создают композиции из металлолома. Подумал, а почему бы и мне не попробовать?» Александр – человек увлекающийся, собирал дома коллекцию слонов, керосиновых ламп. А еще с детства увлечен хоккеем: в юношестве гонял шайбу на замерзших сажалках, сейчас пятый год играет в любительской команде города «Секачи».
Резные изделия Александра Константиновича можно увидеть на выставках декоративно-прикладного творчества на различных районных и республиканских мероприятиях. Для мастера важно выезжать на конкурсы и фестивали, общаться с единомышленниками и пропагандировать традиционное декоративно-прикладное искусство, чтобы люди вспоминали о своих корнях. Он регулярно принимает участие в фестивале-ярмарке художественных ремесел «Вясновы букет», республиканском празднике «Купалье – Александрия собирает друзей», ежегодной ярмарке «Город мастеров» на фестивале искусств «Славянский базар в Витебске», региональном фестивале «Грай, гармонiк!». На X Форуме регионов России и Беларуси в Уфе Александр был участником фестиваля этнических культур «Улица Дружбы», на котором супруга мэра башкирского города приобрела у мастера всю коллекцию лесных зверюшек Беларуси.
Мастер Прокопчук – интересный собеседник, и он может долго перечислять тонкости технологий, но понятно одно: в его руках вторую жизнь обретает любое дерево. Александр относится к той категории людей, для которых работа – это любимое занятие, которое делает его по-настоящему счастливым человеком.
Жанна МИРОШНИК
Фото Александра ТЫМАНСКОГО
Подписывайтесь на нас в Telegram!

