Педагог из Березы Евгения Макаревич рассказала о любви к математике и преподаванию — BEREZA.BY

Она влюбила в математику сотни детей, открыла им удивительную тайну царицы наук и через всю жизнь пронесла любовь к профессии. Педагогический стаж Евгении Макаревич составляет более 50 лет, но она по-прежнему продолжает делиться знаниями с детьми.

Любовь с первой задачки

Евгения Николаевна говорит, что все луч­шее, что в нее заложено, – заложено в Бе­лоозерской средней школе №2, в кото­рой она училась в старших классах. «Ря­дом со мной были такие учителя, такие авторитеты и жизненные примеры! Ди­ректор и мой преподаватель химии Лео­нид Дмитриевич Белинщиков – уникаль­ный педагог и человек. Учителя матема­тики Ольга Павловна Чабан, Жанна Ива­новна Адашкина, заместитель директора Георгий Сергеевич Залевский. На уроках, как только я заканчивала одно задание, у меня на столе лежала новая карточка. Ни минуты я не проводила в праздно­сти, блестяще решала задачи по арифме­тике на 15 действий, – вспоминает Евге­ния Макаревич. – Георгий Сергеевич го­ворил: «Демидович, это моя девичья фа­милия, тебя погубит самое простое, а все сложнейшее ты решишь и разберешь». Именно учителя привили школьнице лю­бовь к математике, и она позже сделала свой выбор в пользу педагогики. «Поче­му я сама увлеклась математикой? Пото­му что рядом были люди, которые люби­ли математику. Другого секрета нет: лю­би свое дело, которым ты увлечен, и это увлечение обязательно передастся де­тям», – такой совет дает Евгения Нико­лаевна будущим учителям.

Семейная трагедия

Семья Демидович жила в д. Речица. Бе­да случилась, когда девочке Жене было всего семь лет. В тот летний день отмеча­ли православный праздник, отец был на работе, а мама, как и многие женщины, оставив домашние хлопоты и дела, отпра­вилась в райцентр за покупками. Женя с младшими братьями – пятилетним Во­вой и трехлетним Колей, соседские дети отдыхали на поляне недалеко от дороги на Белоозерск. Детвора под присмотром взрослых резвилась, смеялась, радовалась солнцу. Вдали показалась грузовая груже­ная машина. Приблизившись к повороту, она не снизила скорость… Все трое детей семьи Демидович оказались под маши­ной. «Мне повезло больше всех, – с трудом вспоминает Евгения Николаевна. – Я еще в какой-то горячке выбралась и даже за­чем-то побежала домой, уже потом меня отвезли в больницу. Средний братик ли­шился ноги, а младшенький… погиб сра­зу». Плохие вести расходятся мгновенно, вот и материнское сердце Зинаиды Ива­новны, услышав от землячки об аварии, сразу поняло: «Это мои дети!» Она с кри­ком побежала в больницу, где в это время уже оперировали сына. «Сердце леденеет, как мама смогла пережить эту трагедию, где находила силы?! В семье позже роди­лись еще брат и сестра. Всю свою жизнь мама носила в себе эту боль, да и я кори­ла себя, что не смогла ничего сделать, мне казалось, что я уже была взрослая и мог­ла что-то изменить в тот день», – расска­зывает Евгения Макаревич.

Профессиональное становление

Сельской девчонке совсем немного не хватило, чтобы поступить на математиче­ский факультет Брестского пединститута, никто не подсказал, что с этими баллами она могла пойти на заочное отделение. Директор Белинщиков досконально знал про каждую семью своих учеников, с оте­ческой заботой относился к сельским де­тям, принимал участие в судьбе каждого выпускника школы. Вот и в один из августовских дней он оказался на пороге до­ма семьи Демидович в Речице. Он отвез Женю, которой в мае исполнилось 17 лет, в отдел образования – с 16 сентября 1974 года ее назначили учителем математики в д. Борки. «Было нестрашно, я видела на примере своих учителей, как люди рабо­тают и как они преданы своему делу», – говорит педагог.

Речицкий паренек Михаил, вернув­шись из армии, устроился на работу в местный клуб в Борках, чтобы быть ря­дом с той, которую он выбрал себе в спут­ницы один раз и на всю жизнь. 23 авгу­ста 1975 года они поженились, в этом го­ду отметили золотую свадьбу. И вообще, цифра 50, признается Евгения Николаев­на, в последнее время стала для нее ка­кой-то символической: 50 лет она верна математике, спустя 50 лет после оконча­ния школы ее класс дружно собрался в те­перь уже гимназии г. Белоозерска.

Через год, летом 75-го, Евгения блестя­ще справилась с испытаниями и поступи­ла на заочное отделение. С мужем переехала в Речицу, и тринадцать лет она учи­ла детей в Песковской базовой школе. Не­просто было добираться на уроки в любую погоду сначала из своей деревни, а позже и из Березы, были и другие трудности, но они нисколько не пугали педагога. За это время родились двое детей, конечно, в их воспитании помогали мама и свекровь.

Однажды Евгении Макаревич выпа­ла возможность кардинально изменить свою профессиональную деятельность, сделать успешную карьеру. «У меня была неделя на размышление, но я поняла, что школа – это моя судьба. Возможно, мно­гого бы достигла, поскольку я трудяга, до­бросовестная и пробивная, мне надо все выполнять качественно. Но я ни разу не пожалела о своем выборе», – признает­ся Евгения Николаевна.

Следующим этапом профессиональ­ного становления стала работа в средней школе №2 г. Березы. В этом коллективе она снова оказалась в окружении пре­красных людей и наставников: дирек­тора Владимира Кондратьевича Лущица, учителя математики Ольги Леонтьевны Нелипович, сказавшей о ней: «Из этого человека будет толк, настоящий учитель математики». Надолго в школе она не за­держалась, хотя и успела полюбить сво­их учеников и найти общий язык с кол­легами. В 1989 году в Березе открывали новостройку – школу №3. Кто-то из кол­лектива должен был перейти, желающих особо не было, и на профсоюзном собра­нии Евгения Макаревич подняла руку. Позже в кабинете директор пытался ее отговорить и даже спустя некоторое вре­мя, встретив на улице, звал к себе обрат­но. Но было вложено много своих сил, сил мужа, детей и родителей в создание и обустройство своего любимого каби­нета, оставить все это она уже не могла.

Полная отдача

Евгения Макаревич везде работала с большим удовольствием, не представля­ла себя без любимого дела. Всегда стара­лась, чтобы ее ученики во всем доходили до самой сути, вела их к этому. Да, гово­рит Евгения Николаевна, возможно, они поначалу и стонали от ее методов рабо­ты, но постепенно привыкали, и это да­вало свои результаты. Ей всегда нрави­лось рвение учеников заниматься с пол­ной отдачей, чтобы добиться серьезных результатов. И сама после уроков она вы­ходила как выжатый лимон. Как прави­ло, при поступлении ученики набирали высокие баллы – многие из них более 90. «Одним из главных наших совместных достижений считаю 100-балльные ре­зультаты учеников. Даже если учиты­вать только лишь эти результаты, значит, я работала не зря. А сколько было других успешных, умных и талантливых ребят!» – делится педагог.

Не сосчитать, сколько за эти годы бы­ло проведено открытых уроков и методи­ческих объединений, сколько было бес­сонных ночей подготовки к ним! Евгения Макаревич входила в состав областной творческой группы учителей математи­ки, сама проверяла и отправляла олим­пиадные работы школьников в область, долгие годы активно играла в волейбол и была капитаном школьной команды. Те­перь удивляется, как на все это хватало времени и сил, а ведь еще проверка тетрадей, планы-конспекты уроков.

Время быстротечно. Нагрузка умень­шалась, тогда Евгения Николаевна стала составлять расписание, была секретарем учебной части. Многие коллеги до сих пор вспоминают огромное полотно, на котором за одну ночь каллиграфическим почерком Евгении Николаевны было вы­ведено расписание уроков самой боль­шой школы в районе. В 2016 году она за­крыла страницу, посвященную средней школе №3. «У меня сильный характер, волевой, я всегда отстаивала свою пра­воту и точку зрения, невзирая на ранги. По-другому работать не умела», – гово­рит педагог.

Ее труд отмечен грамотами Министер­ства образования, управления по обра­зованию Брестского облисполкома, бла­годарственным письмом Брестского го­сударственного технического универси­тета за подготовку и высокие результаты абитуриентов при сдаче ЦТ и еще мно­жеством других наград.

Учила по Сухомлинскому: любовь к предмету и требовательная строгость

И опять же ни дня не жалела об этом. И каждый день Евгения Макаревич на ра­боту шла с радостью. И демонстрирова­ла свою безумную любовь к математике, старалась показать, сколько в этом пред­мете интересного. При этом она обучала по Сухомлинскому, взяв за основу глав­ный принцип: справедливая строгость.

Я не удержалась, чтобы не спросить, как на протяжении стольких десятиле­тий ей удавалось сохранять интерес к своей профессии. «Это все мои ученики, – сразу отвечает учитель. – Это они посто­янно заставляли меня идти вперед, к каждому из них находить индивидуальный подход, использовать всевозможные способы, чтобы каждого увлечь на уро­ке, заинтересовать. Ведь они все такие разные, а у меня цель одна – научить».

Звездные классы и любимые выпускники

Педагог Евгения Макаревич снова повто­ряет: «Все, в чем я состоялась в жизни, благодаря тому, что меня окружали за­мечательные люди. Это только их заслу­га. Это хорошие дети, ради которых ты стремишься быть на высоте и желаешь поделиться с ними мастерством». И пе­дагог может часами рассказывать о своих классах и уникальных учениках. За годы педагогической деятельности через ее руки прошли сотни выпускников. «Мне повезло, я учила очень много талантли­вых ребят. Все мои классы были прекрас­ными и все незабываемыми, – продол­жает моя собеседница. – Есть звездочки, которые оставили яркий след в моей ду­ше. Их победы – это в том числе и резуль­тат моей работы. Конечно, приятно, ког­да они ценят твои старания и через мно­го лет возвращаются, чтобы сказать про­стое спасибо». Выпускники не забывают своего учителя, звонят и приходят в го­сти. А она помнит всех по именам и с гор­достью говорит: «Это мой ученик. И это мой ученик. А это сын моего ученика».

Евгения Макаревич рассказывает, что редко возникало недопонимание с ро­дителями ребят, наоборот, со многими семьями и сейчас сохраняются теплые отношения.

Династия

Она полагает, что не смогла бы плодотворно трудиться без поддержки своего мужа Михаила, который всегда подстав­лял плечо в нужный момент. Сын Нико­лай унаследовал склонность к точным наукам и стал инженером-строителем. Дочь Алла продолжила семейную дина­стию – преподает белорусский язык и ли­тературу. Внук Александр также перенял от бабушки любовь к задачкам. Теперь он дает детям знания по физике в одной из школ г. Березы. Радует внучка Эмилия, которая занимается большим тенни­сом. Это любимый вид спорта бабушки Жени, она полночи может смотреть тен­нисные турниры и болеть за белорусских спортсменок.

Евгения Николаевна старается каж­дый день побывать в родной деревне. В родительском доме они с мужем сделали ремонт, сажают большой огород, а в се­зон она успевает сходить в лес за черни­кой и на сбор голубики в местное хозяй­ство. Ни одна минута времени не долж­на проходить впустую, считает женщина и именно так живет.

Репетиторство

Педагог продолжает заниматься благо­родным делом: она учит молодое поко­ление. Для нее очень важно, что опыт и знания востребованы и сегодня приносят пользу. «Моя математика всегда со мной. И я очень рада, что до сих пор могу при­носить пользу ученикам. Сейчас благода­ря репетиторству я могу углубиться в из­учение своего предмета», – отмечает Ев­гения Макаревич. Каждый год у нее есть ученики с 5 по 11 класс. Для некоторых, можно сказать, она стала семейным ре­петитором: занималась с одним ребен­ком, затем со вторым. Даже в пандемию она не прекратила учить детей – они за­нимались по скайпу.

«Все у меня в жизни получилось. Со мной всегда была математика. Я ей вер­на буду», – подводит итог нашей беседы Евгения Макаревич.

Коллегам

Педагог передает искренние поздравле­ния с Днем учителя своим коллегам: «Же­лаю всем крепкого здоровья и душевных сил, оптимизма, благополучия и семей­ного счастья, замечательного настроения и сопутствующей удачи. С праздником!»

Жанна МИРОШНИК

Фото Александра ТЫМАНСКОГО

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: