Она влюбила в математику сотни детей, открыла им удивительную тайну царицы наук и через всю жизнь пронесла любовь к профессии. Педагогический стаж Евгении Макаревич составляет более 50 лет, но она по-прежнему продолжает делиться знаниями с детьми.
Любовь с первой задачки
Евгения Николаевна говорит, что все лучшее, что в нее заложено, – заложено в Белоозерской средней школе №2, в которой она училась в старших классах. «Рядом со мной были такие учителя, такие авторитеты и жизненные примеры! Директор и мой преподаватель химии Леонид Дмитриевич Белинщиков – уникальный педагог и человек. Учителя математики Ольга Павловна Чабан, Жанна Ивановна Адашкина, заместитель директора Георгий Сергеевич Залевский. На уроках, как только я заканчивала одно задание, у меня на столе лежала новая карточка. Ни минуты я не проводила в праздности, блестяще решала задачи по арифметике на 15 действий, – вспоминает Евгения Макаревич. – Георгий Сергеевич говорил: «Демидович, это моя девичья фамилия, тебя погубит самое простое, а все сложнейшее ты решишь и разберешь». Именно учителя привили школьнице любовь к математике, и она позже сделала свой выбор в пользу педагогики. «Почему я сама увлеклась математикой? Потому что рядом были люди, которые любили математику. Другого секрета нет: люби свое дело, которым ты увлечен, и это увлечение обязательно передастся детям», – такой совет дает Евгения Николаевна будущим учителям.
Семейная трагедия
Семья Демидович жила в д. Речица. Беда случилась, когда девочке Жене было всего семь лет. В тот летний день отмечали православный праздник, отец был на работе, а мама, как и многие женщины, оставив домашние хлопоты и дела, отправилась в райцентр за покупками. Женя с младшими братьями – пятилетним Вовой и трехлетним Колей, соседские дети отдыхали на поляне недалеко от дороги на Белоозерск. Детвора под присмотром взрослых резвилась, смеялась, радовалась солнцу. Вдали показалась грузовая груженая машина. Приблизившись к повороту, она не снизила скорость… Все трое детей семьи Демидович оказались под машиной. «Мне повезло больше всех, – с трудом вспоминает Евгения Николаевна. – Я еще в какой-то горячке выбралась и даже зачем-то побежала домой, уже потом меня отвезли в больницу. Средний братик лишился ноги, а младшенький… погиб сразу». Плохие вести расходятся мгновенно, вот и материнское сердце Зинаиды Ивановны, услышав от землячки об аварии, сразу поняло: «Это мои дети!» Она с криком побежала в больницу, где в это время уже оперировали сына. «Сердце леденеет, как мама смогла пережить эту трагедию, где находила силы?! В семье позже родились еще брат и сестра. Всю свою жизнь мама носила в себе эту боль, да и я корила себя, что не смогла ничего сделать, мне казалось, что я уже была взрослая и могла что-то изменить в тот день», – рассказывает Евгения Макаревич.
Профессиональное становление
Сельской девчонке совсем немного не хватило, чтобы поступить на математический факультет Брестского пединститута, никто не подсказал, что с этими баллами она могла пойти на заочное отделение. Директор Белинщиков досконально знал про каждую семью своих учеников, с отеческой заботой относился к сельским детям, принимал участие в судьбе каждого выпускника школы. Вот и в один из августовских дней он оказался на пороге дома семьи Демидович в Речице. Он отвез Женю, которой в мае исполнилось 17 лет, в отдел образования – с 16 сентября 1974 года ее назначили учителем математики в д. Борки. «Было нестрашно, я видела на примере своих учителей, как люди работают и как они преданы своему делу», – говорит педагог.
Речицкий паренек Михаил, вернувшись из армии, устроился на работу в местный клуб в Борках, чтобы быть рядом с той, которую он выбрал себе в спутницы один раз и на всю жизнь. 23 августа 1975 года они поженились, в этом году отметили золотую свадьбу. И вообще, цифра 50, признается Евгения Николаевна, в последнее время стала для нее какой-то символической: 50 лет она верна математике, спустя 50 лет после окончания школы ее класс дружно собрался в теперь уже гимназии г. Белоозерска.
Через год, летом 75-го, Евгения блестяще справилась с испытаниями и поступила на заочное отделение. С мужем переехала в Речицу, и тринадцать лет она учила детей в Песковской базовой школе. Непросто было добираться на уроки в любую погоду сначала из своей деревни, а позже и из Березы, были и другие трудности, но они нисколько не пугали педагога. За это время родились двое детей, конечно, в их воспитании помогали мама и свекровь.
Однажды Евгении Макаревич выпала возможность кардинально изменить свою профессиональную деятельность, сделать успешную карьеру. «У меня была неделя на размышление, но я поняла, что школа – это моя судьба. Возможно, многого бы достигла, поскольку я трудяга, добросовестная и пробивная, мне надо все выполнять качественно. Но я ни разу не пожалела о своем выборе», – признается Евгения Николаевна.
Следующим этапом профессионального становления стала работа в средней школе №2 г. Березы. В этом коллективе она снова оказалась в окружении прекрасных людей и наставников: директора Владимира Кондратьевича Лущица, учителя математики Ольги Леонтьевны Нелипович, сказавшей о ней: «Из этого человека будет толк, настоящий учитель математики». Надолго в школе она не задержалась, хотя и успела полюбить своих учеников и найти общий язык с коллегами. В 1989 году в Березе открывали новостройку – школу №3. Кто-то из коллектива должен был перейти, желающих особо не было, и на профсоюзном собрании Евгения Макаревич подняла руку. Позже в кабинете директор пытался ее отговорить и даже спустя некоторое время, встретив на улице, звал к себе обратно. Но было вложено много своих сил, сил мужа, детей и родителей в создание и обустройство своего любимого кабинета, оставить все это она уже не могла.
Полная отдача
Евгения Макаревич везде работала с большим удовольствием, не представляла себя без любимого дела. Всегда старалась, чтобы ее ученики во всем доходили до самой сути, вела их к этому. Да, говорит Евгения Николаевна, возможно, они поначалу и стонали от ее методов работы, но постепенно привыкали, и это давало свои результаты. Ей всегда нравилось рвение учеников заниматься с полной отдачей, чтобы добиться серьезных результатов. И сама после уроков она выходила как выжатый лимон. Как правило, при поступлении ученики набирали высокие баллы – многие из них более 90. «Одним из главных наших совместных достижений считаю 100-балльные результаты учеников. Даже если учитывать только лишь эти результаты, значит, я работала не зря. А сколько было других успешных, умных и талантливых ребят!» – делится педагог.
Не сосчитать, сколько за эти годы было проведено открытых уроков и методических объединений, сколько было бессонных ночей подготовки к ним! Евгения Макаревич входила в состав областной творческой группы учителей математики, сама проверяла и отправляла олимпиадные работы школьников в область, долгие годы активно играла в волейбол и была капитаном школьной команды. Теперь удивляется, как на все это хватало времени и сил, а ведь еще проверка тетрадей, планы-конспекты уроков.
Время быстротечно. Нагрузка уменьшалась, тогда Евгения Николаевна стала составлять расписание, была секретарем учебной части. Многие коллеги до сих пор вспоминают огромное полотно, на котором за одну ночь каллиграфическим почерком Евгении Николаевны было выведено расписание уроков самой большой школы в районе. В 2016 году она закрыла страницу, посвященную средней школе №3. «У меня сильный характер, волевой, я всегда отстаивала свою правоту и точку зрения, невзирая на ранги. По-другому работать не умела», – говорит педагог.
Ее труд отмечен грамотами Министерства образования, управления по образованию Брестского облисполкома, благодарственным письмом Брестского государственного технического университета за подготовку и высокие результаты абитуриентов при сдаче ЦТ и еще множеством других наград.
Учила по Сухомлинскому: любовь к предмету и требовательная строгость
И опять же ни дня не жалела об этом. И каждый день Евгения Макаревич на работу шла с радостью. И демонстрировала свою безумную любовь к математике, старалась показать, сколько в этом предмете интересного. При этом она обучала по Сухомлинскому, взяв за основу главный принцип: справедливая строгость.
Я не удержалась, чтобы не спросить, как на протяжении стольких десятилетий ей удавалось сохранять интерес к своей профессии. «Это все мои ученики, – сразу отвечает учитель. – Это они постоянно заставляли меня идти вперед, к каждому из них находить индивидуальный подход, использовать всевозможные способы, чтобы каждого увлечь на уроке, заинтересовать. Ведь они все такие разные, а у меня цель одна – научить».
Звездные классы и любимые выпускники
Педагог Евгения Макаревич снова повторяет: «Все, в чем я состоялась в жизни, благодаря тому, что меня окружали замечательные люди. Это только их заслуга. Это хорошие дети, ради которых ты стремишься быть на высоте и желаешь поделиться с ними мастерством». И педагог может часами рассказывать о своих классах и уникальных учениках. За годы педагогической деятельности через ее руки прошли сотни выпускников. «Мне повезло, я учила очень много талантливых ребят. Все мои классы были прекрасными и все незабываемыми, – продолжает моя собеседница. – Есть звездочки, которые оставили яркий след в моей душе. Их победы – это в том числе и результат моей работы. Конечно, приятно, когда они ценят твои старания и через много лет возвращаются, чтобы сказать простое спасибо». Выпускники не забывают своего учителя, звонят и приходят в гости. А она помнит всех по именам и с гордостью говорит: «Это мой ученик. И это мой ученик. А это сын моего ученика».
Евгения Макаревич рассказывает, что редко возникало недопонимание с родителями ребят, наоборот, со многими семьями и сейчас сохраняются теплые отношения.
Династия
Она полагает, что не смогла бы плодотворно трудиться без поддержки своего мужа Михаила, который всегда подставлял плечо в нужный момент. Сын Николай унаследовал склонность к точным наукам и стал инженером-строителем. Дочь Алла продолжила семейную династию – преподает белорусский язык и литературу. Внук Александр также перенял от бабушки любовь к задачкам. Теперь он дает детям знания по физике в одной из школ г. Березы. Радует внучка Эмилия, которая занимается большим теннисом. Это любимый вид спорта бабушки Жени, она полночи может смотреть теннисные турниры и болеть за белорусских спортсменок.
Евгения Николаевна старается каждый день побывать в родной деревне. В родительском доме они с мужем сделали ремонт, сажают большой огород, а в сезон она успевает сходить в лес за черникой и на сбор голубики в местное хозяйство. Ни одна минута времени не должна проходить впустую, считает женщина и именно так живет.
Репетиторство
Педагог продолжает заниматься благородным делом: она учит молодое поколение. Для нее очень важно, что опыт и знания востребованы и сегодня приносят пользу. «Моя математика всегда со мной. И я очень рада, что до сих пор могу приносить пользу ученикам. Сейчас благодаря репетиторству я могу углубиться в изучение своего предмета», – отмечает Евгения Макаревич. Каждый год у нее есть ученики с 5 по 11 класс. Для некоторых, можно сказать, она стала семейным репетитором: занималась с одним ребенком, затем со вторым. Даже в пандемию она не прекратила учить детей – они занимались по скайпу.
«Все у меня в жизни получилось. Со мной всегда была математика. Я ей верна буду», – подводит итог нашей беседы Евгения Макаревич.
Коллегам
Педагог передает искренние поздравления с Днем учителя своим коллегам: «Желаю всем крепкого здоровья и душевных сил, оптимизма, благополучия и семейного счастья, замечательного настроения и сопутствующей удачи. С праздником!»
Жанна МИРОШНИК
Фото Александра ТЫМАНСКОГО
Подписывайтесь на нас в Telegram!


Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: