В Беларуси тысячами исчисляется количество населенных пунктов, сожженных фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие из них так и не смогли возродиться. На Березовщине трагичная судьба постигла деревню Деды, на месте которой каждый год проходят памятные мероприятия. Этот год не стал исключением. В православный праздник Воздвижения Креста Господня потомки дедовцев собрались на встречу-митинг.
В начале ХХ века в деревне Деды было семь домов, спрятанных под высокими деревьями, в которых жили трудолюбивые мужчины и женщины с фамилией Ковалевич-Белевич. Фамилии одинаковые, но родства между ними не было. Семьи были большими, в домах и на улицах шумели детские голоса, раздавались звуки песен по вечерам. Здесь был свой храм, проходил оживленный тракт, проводились ежегодные ярмарки.
Деревни не стало в страшном 1942 году – ее до тла сожгли фашисты. Память уроженки деревни Валентины Антоновны Голотиной хранит тяжелые воспоминания до мельчайших подробностей, несмотря на то, что, когда началась Великая Отечественная война, ей было всего пять лет. Она помнит страшный гул самолетов в теплый июньский день, красноармейцев с оружием и без него, изнеможденных и голодных. Чугуны с едой – их на дороге оставляли дедовцы для проходивших солдат, чтобы они могли подкрепить свои силы. Она помнит, как осенью 1941 года отец, Антон Константинович, нашел в огороде и спрятал в их доме юношу в солдатской форме. «Если кто-то вас спросит о нем, отвечайте, что он ваш брат», – строго наказал он детям. Сибиряк Анатолий Шилин в начале войны попал в плен, по пути в концлагерь ему удалось сбежать и спрыгнуть с поезда на перегоне Бронная Гора – Коссово-Полесское. Когда Анатолий ложился спать, он всегда клал под подушку свои ботинки. Однажды мама не выдержала и спросила: «Зачем ты прячешь их от нас? Боишься, что украдут?» Оказалось, что под стелькой он прятал комсомольский билет. Со временем оставаться в доме Ковалевичей стало опасно для него и всей семьи. Брат Валентины Володя, который по заданию партизанского отряда служил у немцев переводчиком, хитростью переправил его в партизанский отряд имени Г. Димитрова, а оттуда Анатолий попал на фронт. В 1944 году в Деды пришло от него письмо, датированное 23 августа, где он сообщает: «Нахожусь в Польше, бью фашистов». Скончался от ранений осенью 1944 года, похоронен в Бресте на военном кладбище.

По доносу в 1943 году был арестован отец, который благодаря лесничему Кабушинскому избежал расстрела у стен кляштора. Валентина Антоновна помнит, как в 1946-м отец вернулся с каторжных работ в Германии совершенно неузнаваемым стариком и с подорванным здоровьем. Прожил недолго… А Володю позже взяли в оборот свои. И пока не убедились, что он действительно служил по заданию партизан, изрядно поломали ему жизнь. Но справедливость восторжествовала: партизанского разведчика по кличке Крапива наградили орденом Отечественной войны ІІ степени.
Валентина Антоновна помнит, как летом 1944-го два солдатика помогали маме заготовить траву для скотины и подорвались на противотанковой мине, а незадолго до этого отогнали ее, маленькую девочку, подальше от телеги и тем самым спасли ей жизнь. Валентину отбросило взрывной волной, а маму Нину Михайловну ранило.
Фашисты очень боялись партизан. Однажды в наказание за диверсию партизан на железной дороге они собрали всех жителей деревни, выставили их словно на расстрел и арестовали Ивана Андреевича Ковалевича и Михаила Петровича Ковалевича. Позже их отпустили. Но не суждено было им прожить долгую и счастливую жизнь: Иван подорвался на мине, а Михаил был убит 2 февраля 1945 года под Кенигсбергом. Две семьи за связь с партизанами были расстреляны, а деревню Деды в 1942 году превратили в пепел.

Валентина Голотина хранит память о предках и всех дедовцах и тем самым словно дает им вторую жизнь. «Снилось мне: еще жива моя деревенька, манит к себе, еще живы мои родные и соседи, еще слышен детский смех в этом красивом месте посреди леса в Бронногорской пуще… – говорит Валентина Антоновна Голотина. – Мне снилось, что деревня Деды возрождается. Раз за разом мне снился этот сон, пока я не разобралась и не поняла, а для чего?» Теперь дело всей ее жизни – сохранить память о родной земле, о тех людях, кто здесь жил.
Благодаря Валентине Антоновне в 2009 году по инициативе районной организации ОО «Белорусский фонд мира» при помощи Соколовского сельисполкома, Бронногорского лесничества, ОАО «Изоляция» и других неравнодушных людей был установлен и освящен православный крест. Еще один крест с фамилиями погибших стоит там, где до войны были церковь и кладбище, на котором похоронены многие поколения дедовцев, включая их основателей. Именно прадед Валентины Антоновны считается основателем деревни. Прадед Карл был управляющим в имении графа Пусловского, и за хорошую службу его наградили землей, которую он разделил между родственниками. И прадед Карл, и дед Константин Карлович служили верой и правдой своему Отечеству, а Антон Константинович Ковалевич в Первую мировую войну служил на броненосце «Петр Великий» и принимал участие в операции «Ледовый поход» Балтийского флота во время Февральской революции 1917 года.

Каждый год на месте сожженной деревни проходят памятные мероприятия. Этот год не стал исключением. В православный праздник Воздвижения Креста Господня потомки дедовцев собрались на встречу-митинг. На нем также присутствовали председатель Соколовского сельисполкома Наталья Ковалевич, председатель районной организации ветеранов Владимир Сергеев, военнослужащие войсковой части 97063 и люди, кто помогал увековечить память предков. Собравшиеся вспомнили жизнь дедовцев, страшные дни военного лихолетья, погибших от рук фашистов. Настоятель храма Святого равноапостольного князя Владимира иерей Максим Новик провел заупокойную литию.
Своими мыслями о том, как необходимо сохранять историческую правду о преступлениях нацистов и их пособников, о том, как ведется эта работа с молодым поколением, поделилась Елизавета Мшар, библиотекарь Бронногорской базовой школы, исследователь истории Холокоста: «Сегодняшняя молодежь уже не имеет возможности услышать рассказы своих прадедов о том, как они воевали, как сражались здесь у нас в партизанских отрядах. Считаю, что беречь память о тех людях, которые боролись за наше мирное небо, доносить историческую правду до детей, передавать память из поколения в поколение – это наш святой долг, – подчеркнула Елизавета Мшар. – Поэтому на занятиях кружка я знакомлю детей с историей сожженной деревни Деды, с трагическими событиями, происходившими на Бронной Горе. Недавно учащиеся нашей школы провели велопробег «Дорогами памяти – дорогами единства» и побывали здесь, на месте сожженной деревни Деды».
На встрече присутствовали Валерий Красный и Андрей Ковалевич – правнуки Даниила Иосифовича Ковалевича, семья которого была расстреляна фашистами за связь с партизанами. Дом Даниловых, по имени хозяина, был первым слева домом в деревне. Все мужчины, кроме сына Сергея, в этой семье были расстреляны. «Жена Александра Ковалевича в 1968 году добилась проведения эксгумации тел на месте расстрела в урочище Ялавасты и перезахоронения останков на кладбище в Коссово. Несколько лет назад удалось отыскать живого свидетеля событий, когда мужчин рода Ковалевичей вели к месту казни со связанными колючей проволокой руками… – рассказал Валерий Иванович. – Жена Даниила, моя прабабушка Анна Иосифовна, была родом из Коссово. В Первую мировую войну семья была в беженцах в Москве почти шесть лет. Бабушка Степанида получила там блестящее образование в гимназии».

На встречу Валерий приехал с еще одним правнуком Даниила – Андреем, удивительное сходство которого с его расстрелянным прадедом Александром Даниловичем Ковалевичем отметили все. Под кронами сосен собравшиеся рассматривали уникальнейшие свидетельства мирной жизни дедовцев, их чистые и светлые лица. Фотодокументы привез на встречу Валерий Красный. На одной из них – бравый царский офицер Даниил Ковалевич вместе с супругой Анной, фото сделано в 1910 году. На второй – свадьба расстрелянного Василия Михайловича Романюка. В центре – жених Василий и невеста Мария, дочь Даниила Иосифовича. «Это баба Маня, сестра моей бабушки Степаниды. В верхнем ряду – первый слева расстрелянный Николай, совсем юный, не успевший жениться, третий слева в военной форме – Александр Данилович Ковалевич».
Деревня Деды навсегда исчезла с карты, но не из памяти наших людей. Память действительно сильнее времени и неподвластна ему. Благодаря Валентине Голотиной, Валерию Красному, Андрею Ковалевичу и другим потомкам дедовцев память об исчезнувшей на карте Беларуси деревни Деды будет жить вечно в сердцах людей и в истории нашей страны.
Валентина Голотина мечтает на месте сожженной деревни Деды установить памятную плиту с высеченными названиями деревень нашего района, так и не восставших из пепла. Ей очень хочется успеть сохранить и оставить память…
Жанна МИРОШНИК
Фото автора и из архива Валерия КРАСНОГО
Подписывайтесь на нас в Telegram!

