«Человек со стержнем». Профессиональный путь Марины Никонюк — BEREZA.BY

С чего начинается школа? Кто-то скажет: со школьного звонка или встречи с первой учительницей. Для кого-то школьная жизнь берет начало с букваря и прописи. А для многих она стартует со знакомства с директором. Именно с этого и начиналось знакомство каждого, кто попадал в среднюю школу №3 г. Березы, – посетителя первым встречал директор. Талантливый педагог, грамотный руководитель и искренний человек Марина Анатольевна Никонюк без малого полвека посвятила ученикам и школе. Прежде чем жить сейчас той жизнью, какая есть, пришлось пройти немало, в том числе и все ступени педагогической деятельности: учитель английского языка, заместитель директора по учебной работе, директор школы, методист районного учебно-методического кабинета.

Начало пути

Отношение к собственным учителям может сказать о человеке многое, если не все. Разговор о себе Марина Анатольевна начинает именно с благодарности и теплых воспоминаний о своих педагогах. Вместе с родителями, сестрой и братьями-близнецами она переехала в Березу из Пружанского района и пошла в 5 класс березовской первой школы. Родители Анатолий Александрович и Лидия Герасимовна – простые труженики: отец всю жизнь проработал водителем, мама занималась воспитанием детей, домом и хозяйством, позже работала контролером на рынке.

– В школе я ежедневно видела пример интеллигентности, талантливейших педагогов, которые своим видом, знаниями и поведением вызывали неподдельное восхищение, – вспоминает наша собеседница. – Это Мария Николаевна Будник, Валентина Антоновна Голотина, Лидия Павловна Друщиц, Нина Григорьевна Шейнина, Евгений Яковлевич Денисюк, Евдокия Лукьяновна Панькова и, конечно, учитель английского языка Анна Фёдоровна Шкодюк. Возможно, именно глядя на них, у меня и возникло желание стать учителем.

Тогда Марина Никонюк и не подозревала, что в будущем сама будет наглядным примером талантливого педагога и грамотного руководителя для своих будущих учеников. После окончания школы она поступала в Минский институт иностранных языков – не хватило самого обидного одного балла, на следующий год – снова одного балла. Целеустремленную девушку это не остановило – в 1973 году она стала первокурсницей заочного отделения. В этот период работала лаборантом в школе в Ревятичах, была художественным руководителем в местном Доме культуры. Вышла замуж за директора этого учреждения культуры Николая Гурбу. Уехали с мужем сначала в Белоозерск, потом в Ганцевичи. Именно там начала преподавать в школе английский язык. Мы планируем одно, а жизненный сценарий зачастую пишется независимо от наших пожеланий и мечтаний. Воспоминания об этом сложнейшем периоде и сейчас наполнили ее глаза слезами: не прожив и двух лет, Марина осталась одна в ожидании рождения ребенка. Вернулась на Березовщину и до декрета преподавала в Ревятичской средней школе английский язык. В 1977 году пришла в СШ №2 г. Березы. Именно здесь, признается Марина Анатольевна, и началась настоящая работа.

– Образец талантливого руководителя – директор школы Владимир Кондратьевич Лущиц, коллеги Александра Михайловна Билибуха, Валентина Николаевна Лавринович, – рассказывает Марина Никонюк. – Мы равнялись на них, мы старались не подвести и честно выполнять свою работу.

В 1983 году ее перевели на должность заместителя директора по учебной работе, в обязанности входило курирование английского языка. Это было престижно, ведь в то время школа была с углубленным изучением иностранного языка. Учащиеся прекрасно владели им, многие продолжали учебу в лингвистическом вузе. В 1985 году Марину Анатольевну перевели в райком партии инструктором. Именно новая работа познакомила со вторым мужем Алексеем Никонюком, который возглавлял сельхозотдел. Поскольку супруги не могли быть вместе на партийной работе, она вернулась к своим коллегам в СШ №2 г. Березы.

Главный дом

– В 1989 году в райцентре построили новую школу. Директор Николай Андреевич Соколовский, а мы с ним работали в райкоме партии, пригласил в свою команду. Было очень неловко перед Владимиром Кондратьевичем Лущицем, но этот мудрый руководитель сказал: «Не хочу отпускать, но и не имею права задерживать».

Наверное, тогда молодой заместитель директора по начальным классам и не задумывалась, что эта школа станет для нее вторым, а может, и главным домом. В 1998 году она заняла пост директора школы, продолжив формирование дружного и сильного коллектива, воспитавшего не одно поколение выпускников. Под ее крылом ежегодно находились порядка 2 000 учеников в 76 классах комплектах и коллектив из 140 человек.

– А не страшно было? – интересуюсь.

– Страшно, и даже очень на первых порах. Прежде всего, Николай Андреевич поверил в меня, весь педагогический коллектив помогал в профессиональном становлении. Была молодая, ответственность запредельная, боялась подвести людей – талантливых, опытных учителей, у многих из которых посчастливилось чему-то учиться, за что я очень им благодарна, – рассказывает Марина Никонюк. – Без помощи своих заместителей Валентины Николаевны Лавринович, Валентины Ивановны Клименко, Елены Борисовны Кныш я одна не справилась бы. Сплоченная команда единомышленников была у нас в составе Любови Юльяновны Глицук, Натальи Михайловны Масловской, Светланы Сергеевны Николаевой и Татьяны Петровны Крупени. Мы вместе обсуждали, решали, все делалось нами сообща.

Подготовка к педсовету могла затянуться до 4 утра! Конечно, это неправильно, но порой случалось и такое. Чтобы все было грамотно, четко, продуманно до каждой мелочи. А на следующий день после занятий второй смены начиналось само совещание, которое также могло проходить до самого позднего вечера. Благодаря сплоченной работе школа достигала высоких результатов, всегда была на хорошем счету.

Марина Анатольевна благодарна судьбе за встречи с людьми, к которым по любому вопросу и с любой просьбой она могла обратиться и получить совет, ощутить поддержку и помощь в их лице, – это Иван Андреевич Гришко, Алексей Сергеевич Курилович, Татьяна Петровна Бренько, которые в разные годы возглавляли отдел образования. Марина Никонюк – трудолюбивый и требовательный человек. Так воспитали ее родители, трудоголиком был отец, это передалось и дочери. Требовательна прежде всего к самой себе, но и, безусловно, к своим подчиненным, всегда принуждала себя к качественному выполнению любой работы. Конечно, за годы руководства школой хватало всего, но сегодня помнится все только лучшее. Некоторые подчиненные считали, что у директора слишком властный и командный голос.

– Никогда не замечала, я эмоциональный человек, соответственно голос меняется в зависимости от ситуации, да и за годы учительства он выработался таким. Да, признаюсь, может, поначалу и был авторитарный стиль руководства.

Нельзя оставить без внимания и то, что она дважды была депутатом двух созывов районного Совета депутатов, долгое время руководила районным методическим объединением директоров.

Женское счастье

Так сложилась жизнь Марины Никонюк, что женских радостей было немного. В первом браке пробыла лишь два года, а сын Сергей родился через полгода после того, как она осталась одна. Во втором браке прожила больше, но снова осталась одна с двумя детьми – младший сын Денис был тогда в 6-м классе. И все, больше никаких женских радостей, лишь постоянный страх снова остаться одной и потерять близких людей. Зато сполна восполнила счастье в материнстве.

– От этих страшных потерь и горя меня спасла моя работа. От проблем уходила с головой в нее. Остаться дважды с детьми одной очень тяжело. Если бы не они, может быть, тогда я и не возвращалась даже домой, – делает признание героиня нашего материала. – Я до сих пор у своих детей в долгу, что не так часто бывала дома, не так часто проводила с ними время. Я благодарна сыновьям, что все понималось и принималось: не приготовленный вовремя ужин, не проведенный с семьей выходной. Я даже где-то перед своими детьми виновата, что я их не видела, я видела чужих. И слава богу, что они не ушли в плохую компанию, они меня встречали, они меня ждали. Теперь мне порой за это и стыдно перед ними.

В ее семье порядок и согласие, благожелательная, ею же созданная атмосфера. Внуков у нее четверо. И все любимые! Старшие Николай и Полина продолжают династию: Николай окончил факультет математики и информатики Брестского университета им. А.С. Пушкина, Полина – студентка второго курса того же факультета. Младшенькие – четырехлетний Лешка и полугодовалый Кирюша. Но, кроме своей семьи, есть еще не одна сотня семей, куда она реально принесла добро: наставничеством, советом, поддержкой.

«Я привыкала к дому»

Именно так Марина Анатольевна говорит о своем уходе на заслуженный отдых. «Та заветная школьная дверь, через которую я ходила 25 лет, – это вся моя жизнь, закрылась». Конечно, она бывает в учреждении, интересуется успехами. Но теперь не в качестве хозяйки – в качестве почетного гостя. А как хотелось зайти ранним утром в свой просторный кабинет, через открытые двери вновь радоваться детям, слышать их заливистый смех, пройтись по коридорам школы, вдыхая запах знаний и молодости, которым пропитаны все школьные стены, войти в учительскую, пообщаться с коллегами, взяться за написание очередного материала педсовета или приказа. Спустя время она уже спокойно может об этом говорить, а сначала все давалось очень тяжело.

– Помню свой первый день знаний после ухода с поста руководителя, для меня это был черный день: я понимала, как все вокруг кипит, как раньше готовилась сама, принимала гостей. Мне пришлось переболеть долго, сколько слез было пролито, хотя никому в этом не признавалась, – делится героиня публикации. – Стыдно сказать, но я привыкала к своему дому, к мысли, что нужно заниматься домом и огородом.

Теперь работа на грядках переросла в увлечение, которое приносит радость. Оценила и то, что живет в собственном доме. Переработка выращенного урожая до сих пор продолжается. Если опуститься в погреб – радуют глаз более 300 банок различных вкусняшек. Для детей, внуков, родственников и просто близких и дорогих людей.

Из своего опыта Марина Никонюк советует нынешним руководителям не прирастать к школе так, как это делала она, очень больно потом уходить: «Школа – работа, а для меня, к сожалению, это был образ жизни. И если у кого-то первый дом – это дом, а школа это второй, то у меня было наоборот. Счастлив тот, кто счастлив дома. Нужно честно, добросовестно работать, но на первом плане должна быть семья и дом. Это можно совмещать, а не приоритетом ставить что-то одно».

Дружба длиною в полвека

Близкие подруги в жизни Марины Анатольевны сыграли и продолжают играть большую роль. Дружба зародилась более полувека назад – в 5 классе! И это не просто слова: они знают друг про друга все, они заставляют друг друга смеяться, даже когда хочется плакать, они разделяют чужую боль как собственную, разговоры с ними никогда не надоедают – утро и вечер начинается и заканчивается именно такими беседами. Они умеют слышать, даже если одна из них молчит. «Мы вместе со школьных лет и до сих пор – Людмила Литвинчук, Наталья Дементьева, Тамара Карпенко, Лидия Глазырина, Валентина Смирнова и Людмила Данилюк – хотя они сейчас далеко. Очень больно, что так рано ушла из жизни наша подруга Наталья Шилович. Я рада, что у меня есть подруга Елена Зайцева».

Коллегам

– Я счастливый человек, несмотря на то, что бед у меня было много. Счастлива, что я работала в такой школе. Счастлива, что на определенном этапе жизни были и есть рядом со мной коллеги и близкие люди. Счастлива, что оставила частичку своей души и сердца в учениках и школе. Хочу пожелать своим коллегам, чтобы вас окружало людское добро, восхищенье коллег, рук надежных тепло, пусть стихи и признанья звучат вновь и вновь, пусть почаще вам близкие дарят любовь.

Жанна МИРОШНИК

Фото из архива героя публикации

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: