К новым вершинам: кто из школьников представит Березовский район на республиканской олимпиаде — BEREZA.BY

Прежде чем попасть на областной этап предметной олимпиады или конкурса исследовательских работ, ученику нужно усердно поработать на результат, он должен с блеском пройти школьный и районный туры, став в каждом из них победителем. Успех ребенка – тяжелый ежедневный труд в течение даже не одного года, симбиоз ученика и его наставника при поддержке родителей. Кто они, победители олимпиад и конкурсов? Юные интеллектуалы рассказали о своем выборе и секрете успеха.

На ІІІ этапе республиканской олимпиады Березовский район представляли 17 учащихся, из них 6 получили дипломы; на областном этапе конкурса исследовательских работ «С наукой в будущее» – 8 школьников, все награждены дипломами І, ІІ и ІІІ степени. На заключительном этапе олимпиады 25–29 марта Мария Жук, Павел Кравчук, Алина Лычик и Анастасия Морголь будут бороться за победу.

Диана Тюшкевич, ученица 10 класса средней школы №3 г. Березы (учитель – Анисса Пунько), диплом ІІІ степени по английскому языку

Диана увлечена английским языком еще с начальных классов. В районном олимпиадном движении она всегда с дипломом. В этом году победа на районе позволила принять участие в областном этапе, на подготовку к которому, как отметила Анисса Петровна, способная ученица не жалела ни времени, ни сил.

– Я совместила изучение английского языка со своими интересами, потому занимаюсь тем, что приносит мне удовольствие и мне легко дается, – рассказывает Диана Тюшкевич. – Для меня это язык общения, путешествия, дальнейший мой выбор после школы.

И даже в свободное время десятиклассница любит совмещать приятное с полезным: смотрит фильмы и читает книги на английском языке, таким вот образом постоянно совершенствует знания, пополняет лексический багаж. А с каждым успешным достижением Диана получает еще больший стимул к покорению новых ученических высот – уже сейчас в планах подготовка и участие в олимпиаде на будущий год.

Диана рационально распределяет свое время. Удовольствие ей доставляет в свободное время писать портреты людей, в том числе своих знакомых. Надо сказать, что она самоучка, с раннего детства училась рисовать, изучала в интернете уроки по изобразительному искусству. У нее неплохо получается – друзья и родные не раз просили сделать портрет на заказ.

Аліна Лычык і Настасся Марголь, вучаніцы 11 класа сярэдняй школы №3 г. Белаазёрска (настаўнік – Таццяна Гмыр), дыпломы ІІІ і ІІ ступені па беларускай мове

Таццяна Анатольеўна прызнаецца, што ганарыцца сваімі трыма вучаніцамі. Так, трыма. Дзесяцікласніцы Дар’і Станкевіч не хапіла паловы бала, каб таксама трапіць у лік пераможцаў. Але яна паспрабуе зрабіць гэта на наступны год. Аліна і Настасся ў гэтыя дні рыхтуюцца да вельмі важнага этапу алімпіяды, прызавое месца ў якім дазволіць ім быць вызваленымі ад сдачы цэнтралізаваных экзаменаў. Дзяўчаты з настаўнікам рыхтаваліся да інтэлектуальных спаборніцтваў на працягу ўсяго вучэбнага года. У той час, калі аднакласнікі адпачывалі на зімовых канікулах, яны працавалі ў класе і пісалі водгук . І нездарма: вучаніцы ўвайшлі ў спіс лепшых у вобласці знатакоў беларускай мовы.

Аліна Лычык ужо ў трэці раз будзе прымаць удзел у заключным этапе рэспубліканскай алімпіяды. Але зараз гэта найбольш цяжка і адказна – перамога дапаможа здзейсніць мару дзяўчыны: без уступных экзаменаў стаць студэнткай філалагічнага факультэта БДУ па спецыяльнасці “славянская філалогія” і вывучаць родную мову разам з чэшскай. Настасся ўдзельнічае ў алімпіядным руху з 6 класа. Але ў абласным і заключным – упершыню. “Гэта быў прыемны шок – атрымаць дыплом ІІ ступені! Для мяне гэта новы вопыт, магчымасць паказаць свае веды і здольнасці”, – падзялілася дзяўчына. А Аліна дадае, што таксама не чакала атрымаць дыплом, як ёй здаецца, так прасцей, калі не чакаеш выніку

– Мае дзяўчаты такія малайцы! – з гонарам гаворыць Таццяна Анатольеўна пра сваіх вучаніц. – Аліна пацвердзіла свой поспех і атрымала найвышэйшы бал па лінгвістыцы, Настасся зрабіла вялікі скачок у абласным рэйтынгу: перад этапам у Брэсце яна была 20-й, а пасля стала пятай. Гэта іх заслугі. Вельмі задаволена, што наша шматгадовая праца дала такі плён!

Школьніцы вельмі любяць праводзіць час за кнігай. Настассю прываблівае гістарычны жанр, чытае кнігі на англійскай мове – гэта практыка патрэбна ёй у будучыні. Асалоду ёй прыносіць і маляванне, асабліва калі эмоцыі і выраз твара перадае пэндзлем і фарбамі. Аліна ў апошні час глыбока вывучае гісторыю роднай Беларусі.

Дзяўчаты вельмі далікатныя і разам з тым вельмі моцныя характарам, такімі словамі апісала іх настаўніца. Яны аднакласніцы, разам рыхтуюцца, таму, магчыма, гэта надасць ім упэўненасці ў ведах і дапаможа справіцца з хваляваннем.

Мария Жук, ученица 9 класса СШ №1 г. Березы им. В.Х. Головко (учитель – Елена Хведченя), диплом І степени по химии

Мария считает химию просто захватывающим предметом и мечтает связать свою жизнь с фармакологией и медициной, чтобы продолжить семейную династию. В ее окружении есть яркие примеры: мама, папа и бабушка – врачи, прабабушка была фельдшером. «Меня вдохновляет то, что делают мои родители. У них очень полезная и благородная работа», – рассказывает ученица.

Каждый год на районном уровне Марию настигал успех. В 8 классе диплом ІІ степени не дал ей права выступить в команде на областном этапе. Это стало для нее дополнительной мотивацией и дальше оттачивать свои знания. К тому же в этом году у школьницы еще одна победа на районе по математике. Отличная математическая база помогает ей и в химии. Все это позволило набрать на областном этапе олимпиады по химии 92,5 балла, оторвавшись от ближайшего конкурента на 8,5 балла! На апелляции девушка заставила своего педагога поволноваться: 30 минут она не выходила из аудитории и детально изучала решение каждого задания, подсчитывала баллы. «Это была нереальная радость – услышать свою фамилию в числе победителей», – делится победительница.

– Мария – уникальная ученица. Такие дети бывают крайне редко, в моей практике я впервые работаю с настолько увлеченным предметом ребенком, – говорит Елена Леонидовна. – Сейчас наша задача – достойно показать себя на республиканском этапе.

Мария заинтересована в том, чтобы усвоить нужной информации как можно больше. Поэтому и дополнительные занятия с педагогом и, конечно, самостоятельная работа. Перед заключительным этапом у ребят свободное посещение уроков, которое позволяет каждый день целиком посвящать изучению литературы и учебников. Чем выше уровень олимпиады, тем важнее логика и умение оперировать знаниями, нужны гибкий ум и рациональное мышление. «Читая химию, я просто расслабляюсь», – приятно удивляет школьница.

Павел Кравчук, ученик 9 класса средней школы №3 г. Березы (учитель – Наталия Козека), диплом ІІ степени по биологии

Отношения с биологией у Павла сложились неслучайно: мама работает в медицине, сестра – врач. На школьную олимпиаду он впервые попал в 6 классе – классный руководитель посоветовала своей коллеге обратить внимание на смышленого мальчишку. Ученик с педагогом начали работать – успех на заставил себя ждать: в 7 классе – первый на районе, в 8-м – снова первый и третий в области.

– Павел целеустремленный, мотивированный на успех, трудолюбивыый, у него замечательные способности и память. Впервые попав на областной этап, понял, что необходима серьезная подготовка, – говорит о своем ученике Наталия Васильевна. – Он выстроил план подготовки, следовал к цели. Вся моя домашняя библиотека перешла к нему. Мы советуемся, какие книги нам покупать, чего у нас нет.

А книги у Павла весьма серьезные – он дотошно изучает университетские пособия. По словам юноши, олимпиадные задания требуют знаний сверх вузовской программы, школьного курса там практически нет. Он штудирует учебники, всевозможные задания прошлых лет, слушает лекции в интернете. На областном этапе совсем не волновался, наоборот, поддерживал других своей лучезарной улыбкой и шутками. На апелляции был внимательным и собранным – школьник доказал, что ему в практической части по ботанике и теоретической по зоологии недосчитали 3,5 балла!

– Особого секрета моих достижений нет – просто надо много работать, уметь правильно распределять время, чтобы успевать учиться и отдыхать, – говорит Павел Кравчук. – Обязательно нужно хорошо спать – получаешь высокую концентрацию и можешь выполнить большой объем работы.

Сейчас у юноши, как и у всех участников заключительного этапа, время непрерывных занятий и самоподготовки.

Ирина Волощик, ученица 10 класса гимназии г. Белоозерска (учителя – Вероника Решетникова и Светлана Церкович), диплом І степени областного этапа конкурса исследовательских работ и диплом ІІ степени заключительного этапа, диплом ІІІ степени по географии

Ирина в этом году успела добиться многого: получить диплом ІІ степени заключительного этапа республиканского конкурса работ исследовательского характера по учебному предмету «Английский язык» и диплом областного этапа олимпиады по географии. Как ей удалось одержать победу по совершенно разным предметам?

– Мой выбор географии осознанный – моя бабушка, учитель географии, с детства привила мне любовь к предмету, – рассказывает Ирина. – Поэтому мои достижения на олимпиадах, начиная с 6 класса, это наша общая победа, моя, бабушки и учителя Светланы Николаевны. Что посоветовать будущим участникам интеллектуальных состязаний? Не волноваться и не заучивать материал. А учиться находить причинно-следственные связи и расширять кругозор. Внимательно и не спеша читать задания: большинство ошибок возникает, если не дочитать условия задания.

Светлана Церкович в своей практике подбирает детям в 5-6 классах творческие задания, позволяющие педагогу выявить ребят, проявляющих интерес к предмету. С ними нужно работать, мотивировать, а главный стимул – это победы и достижения. Так было и с Ириной. Девушка отлично успевает по всем предметам. Учитель английского языка Вероника Решетникова увлекла свою ученицу в исследовательскую деятельность. А школьница с удовольствием откликается на все, что ей интересно.

– Мы с Ириной второй год выполняли исследовательскую работу. На районном этапе в прошлом году заняли 1-е место, но не попали на очный этап областного, – отмечает Вероника Викторовна. – И, честно говоря, это был стимул в этом году работать еще усерднее и достичь цели.

Сама педагог увлечена научно-исследовательской деятельностью со студенческой скамьи. Попав на работу в гимназию, обрадовалась, что этому направлению в учреждении уделяют особое внимание. За пять лет с учениками написано пять работ, и это не первое призовое место на заключительном этапе.

А на деле Ирина для будущего жизненного пути выбрала… совершенно другое направление – уже готовиться к централизованным испытаниям по математике и физике. Это подтверждает убеждение, что талантливые люди талантливы во всем.

Анна Кузнецова, ученица 10 класса гимназии г. Белоозерска (учитель – Татьяна Бренкович), диплом І степени областного этапа конкурса исследовательских работ

Еще одна десятиклассница из гимназии, победительница областного этапа конкурса исследовательских работ, принимала участие в заключительном республиканского этапе по учебному предмету «Белорусский язык» с работой «Птушкі заказніка «Спораўскі»: адметнасць беларускай назвы». Идея исследования возникла прямо во время экскурсии в заказнике «Споровский», потом Татьяна Бренкович с ученицей вынашивали эту идею. Чуть позже закипела работа: составили список птиц – обитателей споровских болот, перевели на белорусский язык, анализировали совпадения и различия. При подготовке к заключительному этапу жюри подсказало, что работу неплохо было бы дополнить еще и диалектными названиями.

– Здесь мы уже использовали пособие «Дыялектны слоўнік Брэстчыны» и пробовали объяснить каждое диалектное название, – объясняет Анна. – Например, бусел – бусень, бусэнь, значит «буселая» или заплесневелая вода. Название «верабей» имеет больше всего диалектных слов: «гарабей», «гарабок», «гарабук», «швораб».

Педагог с Аней шутят, что на связи были в любое время дня и ночи. Рано утром уже делились друг с другом возникшими идеями. В исследование вовлекли всю гимназию. «Подключились учащиеся 8 и 10 классов и даже их родители», – говорит Татьяна Бренкович.

Анна Кузнецова постоянно стремится узнавать новую информацию и совершенствовать знания. Среди ее достижений – победы в конкурсах и олимпиадах разного направления.

Жанна МИРОШНИК

Фото Сергея БОБРОВА

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: