Одним из этапов расследования преступлений является судебная экспертиза. Чтобы понять, что представляет собой работа судебного эксперта, корреспондент BEREZA.BY на несколько часов стала криминалистом и попробовала раскрыть несколько загадочных дел.
Откладываю в сторону блокнот и ручку, надеваю костюм эксперта, на руки – резиновые перчатки, на лицо – защитную маску. С первых минут чувствую себя Шерлоком Холмсом. Сегодня мой путеводитель по тайнам и загадкам – временно исполняющий обязанности начальника Березовского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь майор юстиции Павел Бенедесюк.
Задача №1, которую нам надо решить, – определить подлинность банкноты, в частности билета Национального банка Республики Беларусь номиналом в 5 рублей. С использованием бинокулярного микроскопа осматриваем реквизиты банкноты, чтобы выявить способ нанесения красочных изображений, проверяем на видеоспектральном компараторе в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах спектра наличие способов защиты. Что касается данной денежной купюры, на ней видны все степени защиты, характерные ей: микротекст, водяные знаки, способы нанесения изображений и номеров банкноты, соответствующие скрытые изображения, люминесцирующие при осмотре билета в лучах света определенной длиной волны.
Приступаем к задаче №2: необходимо идентифицировать личность по выявленному следу руки. Исследуемый нами материал – фрагмент полимерного покрытия со следом ладони, изъятый по факту хулиганства. Здесь не обойтись без криминалистической лупы. Первым делом проводим сравнительное исследование выявленного следа с представленным образцом – дактилоскопической картой подозреваемого по делу.
Отмечу, что для меня это что-то очень загадочное. Действительно, мир отпечатков для обычного человека не понятен. Без наметанного профессионального взгляда здесь никак.
– Несмотря на то, что с обывательской точки зрения найти и установить человека по следам, оставленным преступником на месте происшествия, кажется легкой задачей, на практике все не так, – отмечает Павел Александрович. – Изъять «идеальные» для исследования следы рук удается крайне редко. Большинство изымаемых следов в силу характера происшествия, времени года и погодных условий требуют пристального внимания и кропотливой работы для установления комплекса идентифицирующих признаков.
Так и в нашем случае: выявленный след без специальной подготовки определить не получилось.
Задача №3 заключалась в выявлении следов рук на объекте исследования – стеклянной банке, изъятой с места хищения имущества. Для выявления отпечатков мы выбрали физический метод: на указанную емкость с помощью ворсовой кисти нанесли тонкий слой дактилоскопического порошка. Проходит пару секунд, и наблюдаем, как на поверхности начали проявляться очертания пальцев рук. При помощи увеличительной лупы оцениваем качество и полноту выявленного следа, достаточность отобразившихся в нем индивидуализирующих признаков строения линий. Затем фиксируем следы путем изготовления масштабных фотоснимков. Для сохранности копируем следы на отрезок клейкой ленты.
Павел Бенедесюк рассказывает, что откопированный след, помимо дактилоскопического исследования, может быть направлен на генетическую экспертизу. С помощью специального программного обеспечения, установленного на служебный смартфон, мы смоделировали отправку следа для проверки его по автоматизированному учету в управление криминалистических учетов центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз.
Чтобы решить задачу №4, покидаем кабинет и отправляемся на место происшествия – угона автомобиля. Наш главный помощник – унифицированный чемодан эксперта-криминалиста. Этот неподъемный на первый взгляд кейс оснащен всеми необходимыми для проведения следственных действий материалами и оборудованием. Здесь и комплекты для изъятия трасологических, дактилоскопических следов, различное оборудование в виде осветителей, фонариков, фотоаппарата, измерительные приборы.
Исходя из обстоятельств конкретного происшествия, для работы нам понадобился набор для изъятия объемных трасологических следов. Для этого в соответствующих пропорциях в специальной посуде мы замешали гипсовый раствор. При осмотре участка местности визуально определили так называемый фронт работы: обнаруженные следы от обуви и от транспортного средства.
С помощью различных методов фотосъемки фиксируем обнаруженные следы. Для их изъятия необходимы гипсовые слепки. Приготовленным специальным раствором заполняем предположительные следы преступника. Спустя минут двадцать получаем слепки, изымаем их и упаковываем в картонные коробки, опечатываем и снабжаем бирками.
По возвращении в отдел вносим полученные фотоснимки в автоматизированную идентифицирующую поисковую систему учета трасологических следов для проверки наличия в базе образцов с аналогичным рельефным рисунком.
Подходит к завершению мой короткий рабочий день в роли судебного эксперта. Скажу одно: это очень многогранная профессия, интересная, увлекательная и достаточно сложная, и самые важные помощники в этом нелегком деле – внимательность, ответственность и интуиция. Мир загадок и тайн подвластен лишь профессионалам.
Рита ЛЮТЫЧ
Фото Сергея БОБРОВА
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: