Лекарство для души: Наталья Тюшкевич рассказала, почему детям и взрослым полезно рисование — BEREZA.BY

Почему рисование полезно, с какого возраста оптимально начать рисовать и что взрослым мешает заниматься творчеством – об этом в интервью с заместителем директора Центра дополнительного образования детей и молодежи г. Березы, руководителем образцовой студии «Мое вдохновение», победителем областного и финалистом республиканского конкурса «Учитель года – 2007» среди педагогов дополнительного образования Натальей Тюшкевич.

– Наталья Владимировна, как Вы стали рисовать и как сделали это своей профессией?

– Рисовала с самого детства. Папа – архитектор, поэтому задатки у меня от него. Училась рисовать сама, в кружках не занималась. Постепенно рисование стало моим внутренним миром. В школе оформляла все стенгазеты, пела и занималась спортом – в общем, была активным и творческим ребенком. Планировала поступать на филфак, но подруга переубедила меня – я получила специальность художника росписи по дереву и бересте в Кобринском художественном профессионально-техническом колледже, позже окончила худграф факультет Витебского университета им. П.М. Машерова.

– В этом году ровно 25 лет, как Вы пришли в Центр дополнительного образования детей и молодежи и набрали своих первых воспитанников. Как зарождалась студия?

– Переехав в Березу, я находилась в декретном отпуске. Однажды на выставке народных умельцев выставила свои расписанные шкатулочки. Антон Антонович Барашко, возглавлявший на тот момент отдел культуры, пригласил меня на работу в открывавшийся Детско-юношеский спортивно-эстетический центр. Через несколько лет перешла в Дом пионеров, набрала детей в кружок, которому дала название «Вдохновение», разработала авторскую многоуровневую программу. Когда подала документы на присвоение звания «образцовая студия», мне сказали – у вас плагиат. Оказалось, что кто-то воспользовался моей программой и даже не удосужился поменять название. Посоветовавшись с детьми, назвала студию «Мое вдохновение» и доказала, что программа – моя разработка.

– Расскажите о Вашем стиле преподавания. Как проходят занятия?

– Каждый ребенок проходит определенный курс обучения, начиная с базового. Чтобы попасть на повышенный уровень, необходимо как минимум четыре года базы плюс высокие достижения. В программе повышенного уровня – академический курс рисунка и живописи, объемной и пространственной композиции, изучаем колористику. Мы с детьми знакомимся с разными художниками, говорим об основных направлениях в живописи и графике. Через самореализацию, через креатив дети учатся создавать свою композицию. Моя задача – раскрыть ребенка, его творческий потенциал, чтобы у него не было страха создать что-то свое, дать ему ощущение, что он умеет и все у него получится. Когда ребенок видит результат, это укрепляет его уверенность в своих силах, он загорается и хочет идти дальше.

– Учитель и ученик. Все на авторитете или взаимопонимании? Почему ученики Вас так любят?

– У нас все на доверии, взаимопонимании и абсолютной дружбе. Мои ученики меня любят потому, что я их люблю, у нас это взаимно. А еще надо быть всегда позитивным и с чувством юмора, сохранить в себе детство во взрослом возрасте, тогда ты будешь на одной волне с детьми и тебе будет интересен каждый урок с ними. Мне очень повезло в том, что все мои ученики очень любят и хотят рисовать. Даже если дети устают в школе, наши занятия вызывают у них радость.

– Вы, несомненно, творческий человек. Год назад погрузились с головой в административную работу. Как отразилось это на Вашем вдохновении?

– Был очень сложный выбор, кого из детей оставить на обучение. Я, как заместитель директора, не могу вести большое количество занятий – оставила себе младшую и среднюю группу. Мое творчество и творчество моих воспитанников – это и есть мое вдохновение. В работе с коллективом тоже отдаюсь по полной, например в прошедшем учебном году впервые провели в центре конкурс на лучшего педагога и ученика центра. Ценю и уважаю каждого педагога, стараюсь к каждому найти подход. Каждый из них – личность, требующая особого внимания, уважения и понимания. Наши педагоги – профессионалы своего дела, и рейтинг центра зависит от каждого из них. Очень важно, чтобы в коллективе царила атмосфера доброжелательности и желания творить. И тогда наши творческие успехи приумножатся в десятки раз. А для этого необходимо создать такие условия, чтобы педагог шел на работу как на праздник. Стараюсь всех встретить с улыбкой, в хорошем настроении, всех выслушать, поддержать и помочь советом. И совсем неважно, учишь ты детей или работаешь со взрослыми, главное – надо любить то дело, каким занимаешься.

– Чем полезно для ребенка рисование?

– Это развитие мелкой моторики, тренировка мозга. Рисование помогает выразить свои эмоции и чувства, превратить мысль в образ. В процессе творчества ребенок принимает множество решений, у него развивается пространственный интеллект, глазомер, координация рук и глаз, математические знания. На самом деле, творческий человек – это тот, кто нестандартно мыслит в любой сфере, у кого свой взгляд на мир. Мои занятия как раз для этого – развить креативное мышление. Даже если твоя сфера в будущем не будет связана с искусством, голова будет работать уже нестандартно. Нам постоянно приходится перестраиваться, совершенствоваться – это как раз про подвижность мозга на нестандартные вещи.

– Какой Ваш любимый возраст учеников? С какого возраста лучше начинать учить ребенка рисовать?

– Начать можно с любого возраста, но чем старше дети становятся, тем больше боятся. Им кажется, что они ничего не умеют и что у них ничего не получится. Если же говорить о возрасте, с трех лет уже можно обучать рисованию. В 3–4 года ребенок смело берет кисть и создает свое произведение, не боясь испортить. И что ты ему ни предложишь – он не будет задумываться. Сейчас ко мне приходят дети с шести лет, а когда-то был опыт набора дошкольников. Здорово, когда видишь, что ребенок на твоих занятиях творчески растет. Малыши внимательно слушают и повторяют за тобой, они горят желанием научиться создавать прекрасное. В результате их работы получаются интересные, яркие, смелые, фантастичные. А ты их просто технично направляешь и развиваешь. Ребята постарше боятся совершить ошибку, переживают, иногда даже капризничают, если что-то не получается.

– Какое направление детям особенно нравится и что дается тяжелее всего?

– Мои воспитанники очень любят абстракцию, им нравится изучать творчество Малевича и Кандинского, Пикассо и Дали. Мы принимали участие в республиканских проектах по творчеству этих художников и заняли первое место. Детям нравится что-то не совсем реальное и стандартное, с яркими красками. Участие в таких проектах – хороший толчок для развития, своеобразный мозговой штурм. Осваивать академические азы детям сложнее: они не испытывают большой заинтересованности, когда рисуют геометрические фигуры, линии – то, с чего все обычно начинают, потому что это многим кажется монотонным, нудным. Тяжелее рисовать с натуры, особенно, когда постигаешь первые азы. Надо точно измерить, увеличить, перенести на бумагу. Сложности в живописи тоже пугают поначалу: ребенок почти закончил работу, выполненную акварелью, а один неточный мазок кисти может все испортить. Приходится смывать под краном и начинать все сначала до тех пор, пока не получится в идеале легкая, прозрачная акварель.

– Успех учеников – это награды конкурсов, выбор профессии или что-то еще?

– Для меня успех – выбор учениками профессии, связанной с изобразительным искусством. За эти годы 88 ребят выбрали именно это направление. Но я знаю, что, если мои ученики выберут другую профессию, они все равно будут гармоничными, творчески грамотными людьми. Продолжаю следить за их успехами уже во взрослой жизни. Мы часто встречаемся с ними, и всегда это происходит душевно. Они продолжение меня как педагога. В этом году студия подтвердила звание образцовой. На суд жюри мы представили 129 работ, выполненных в разнообразных техниках различными художественными материалами. Вот это все и есть моя гордость, наш общий успех. Из последних ярких достижений – Ксения Прокурат стала призером республиканского конкурса «Нам мир завещано беречь», посвященного 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, и приняла участие в торжественной церемонии награждения в Белтелерадиокомпании. А Виктория Мороз – победитель республиканского конкурса цифрового искусства «Симфония космоса». Наша студия по праву считается кузницей талантов. Воспитанники – активные участники конкурсов и выставок детского рисунка всех уровней: от областных и республиканских до международных. И многочисленные награды: медали, дипломы, сертификаты – подтверждают высокий уровень подготовки учащихся, каждый год их около 300. Успех это и то, что каждый ребенок – неповторимая личность, проявляющая индивидуальность и творческую самореализацию.

– Почему сейчас так популярно стало учиться рисовать и во взрослом возрасте?

– Это действительно стало модным, возникают студии живописи для взрослых, разовые мастер-классы. Это не столько обучение, как релакс и отдых, ведь недаром говорят, что живопись – это лекарство для души, арт-терапия. Это способ переключиться и раскрыть свою креативность, найти новое хобби, которое будет дарить вдохновение. Живопись также прекрасно помогает бороться с собственным перфекционизмом – здесь можно экспериментировать и радоваться полученному результату. Это способ отвлечься от повседневной рутины и увидеть окружающую красоту. А счастлив тот, кто может разглядеть красоту в обычных вещах, там, где другие ничего не видят. Рисование для взрослых – это и новый навык, и ощущения, и отдых, эмоциональное восстановление.

– Творчество какого художника Вас больше всего поражает?

– Эталон для меня – Иван Шишкин, его предельное постижение каждой природной формы в изображении пейзажа, необыкновенная поэтичность и непосредственность в восприятии природного мира, передача на холст леса, освещение, насыщенность. Очень люблю картины царя морей Ивана Айвазовского «Девятый вал», «Морской вид», его потрясающую технику, прозрачность волн и мастерское изображение света и настроения. Леонардо да Винчи и его портреты, религиозная живопись «Мадонна Лита», «Мадонна Бенуа», «Мона Лиза», «Тайная вечеря» – символы эпохи Возрождения, которые потрясают меня своей монументальностью и величием. Некоторые произведения этих великих мастеров живописи мне посчастливилось видеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

– В интерьере дома находят место Ваши работы и работы учеников?

– Две небольшие мои работы находятся у меня дома – сирень и море. Был период в жизни, когда я много писала и просто дарила работы друзьям и родственникам. А вот стены дачи увешаны разноплановыми картинами. Дача – уголок, где я отдыхаю и любуюсь красотой природы. Розы, гортензии и туи, качели, шезлонг, гамак – заботливыми руками супруга Владимира здесь создан маленький рай. У меня уже заготовлена стопка холстов для определенного периода в жизни, когда я активно займусь творчеством (смеется).

– Если бы у Вас была возможность обратиться к родителям будущих учеников, что бы Вы им сказали?

– Родители обязательно должны интересоваться занятиями детей и по возможности в них участвовать. Если это происходит, родители сами начинают понимать, в каком направлении двигается их ребенок. Нужно многое показывать ребенку, давать ему возможность пробовать – в определенном возрасте многим детям хочется все. А самое главное – любите в своих детях индивидуальность и верьте в их возможности.

Жанна МИРОШНИК

Фото Александра ТЫМАНСКОГО и из архива героя публикации

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: