Тракторист-машинист Андрей Ткачев из Нарутовичей рассказал о важности правильного выбора в жизни — BEREZA.BY

Большая удача – найти занятие по душе еще в детстве и во взрослом возрасте убедиться, что не ошибся. Настоящее счастье – иметь поддержку любящей семьи и жить общими интересами. Так и сложилось у Андрея Ткачева, тракториста-машиниста ОАО «Нарутовичи». Скажете, повезло? Нет, так получается, когда люди добросовестно трудятся и несут ответственность за свою жизнь.

– Андрей Викторович, расскажите о себе: откуда родом, как давно рабо­таете в хозяйстве?

– Я местный, из Нарутовичей. Родите­ли трудились животноводами на ферме. Сейчас мама на пенсии, а отец уже ушел из жизни. В семье я младший из трех сы­новей. Окончил Нарутовичскую среднюю школу, в старших классах в учебно-про­изводственном комбинате отучился на тракториста. Сразу после окончания школы, в 2005 году, пошел работать в хо­зяйство. Мне нравилось в УПК учиться, жаль, что эту структуру закрыли: рань­ше процентов двадцать ребят, получив­ших в школьные годы права трактори­ста, сразу, как я, шли работать в сель­хозпредприятия.

– Осознанно выбрали такой путь?

– Да, я уже в первом классе знал, что буду трактористом. С малых лет меня тя­нуло к технике, все свободное время про­водил возле тракторов и комбайнов, про­сил работников хозяйства взять меня в поле, и они брали. Помню, мама собра­ла меня первый раз в первый класс. Про­хожу мимо мехдвора – едет трактор, во­дитель позвал меня с собой. В общем, в школу тогда я не пошел, весь день ка­тался, домой вернулся вечером, весь в пы­ли, только глаза блестели от радости. Ма­ма тогда и сказала: «Тракторист растет».

– Не жалели о выборе? Не хотели попробовать более легкого хлеба?

– Был такой опыт. Убедился, что лег­кая жизнь мне не подходит. Незадолго до свадьбы будущая жена Юлия, которая в то время работала в Бресте на швейном производстве, была на хорошем счету в коллективе и имела достойную зарпла­ту, попросила меня попробовать пора­ботать в областном центре, чтобы опре­делиться, где станем начинать семей­ную жизнь. Устроился трактористом на экскаватор, работа нетяжелая, зарплата втрое превышала ту, что тогда получал в сельхозпредприятии. Но удовлетворения от дела не было, даже хороший зарабо­ток не радовал. Особенно тяжело стало весной: потянуло в поле, понял, что мое место там, где пашут, сеют. Где родился, там и пригодился. Юлия почувствова­ла это даже раньше меня, приняла ситу­ацию. В марте 2011-го я вернулся в На­рутовичи, а в июле мы сыграли свадьбу. Нам дали дом от хозяйства. Четырнад­цать лет вместе живем, растим девяти­летнего сына Александра.

– Жена быстро адаптировалась на новом месте?

– Юлия родом из деревни Лукомер, по­этому сельский уклад жизни ей привы­чен. Жене пришлось менять профессию: получила высшее педагогическое обра­зование заочно. Я помогал как мог: сыну было полгода, когда супруге нужно было ехать на сессию. Ничего, справился. Ста­раемся с женой друг друга во всем под­держивать. У меня и отец не делил рабо­ту на женскую и мужскую, если освобо­ждался раньше, то готовил ужин.

– Как работается сейчас в хозяйстве?

– Условия для работы созданы, выда­ется обувь и спецодежда, зарплата хоро­шая, главное – желание трудиться и обу­чаться. Молодые ребята сейчас хотят ра­ботать по восемь часов, иметь два вы­ходных в неделю, мол, а то за работой некогда и погулять. Мы успевали и рабо­тать, и отдыхать, и общаться, и отцу и ма­тери помогать. Родители держали боль­шое хозяйство: свиней, коров, овец, кро­ликов, птицу. А сена сколько заготавли­вали. Мы, дети, всегда старались помочь. На «дялки» полоть свеклу ходили.

– Вы с детства втянуты в сельский труд. Не обижались за это на роди­телей?

– Нет, мне нравилось, было интересно. Сейчас уже, когда сам стал отцом, наблю­дая за молодежью, понимаю, насколько важно приучать детей к труду, иначе в жизни им придется трудно.

– Вы с супругой держите хозяйство? Как воспитываете у сына трудолюбие и другие качества?

– Держим кур и гусей. Сын видит, что мы все время заняты, и подтягивается уже за нами, ему самому все интересно попробовать сделать. Может и мне под­собить, и маме в огороде. Так и во всем: дети смотрят на родителей и следуют их примеру. Сын нашел аиста со сломанным крылом, попросил нас помочь птице. Вот теперь у нас живет еще и аист, о котором мы заботимся. Думаю, именно так вос­питывается неравнодушие. Интересно мотивирует школьников к учебе руко­водитель ОАО «Нарутовичи» Александр Каштелян: всех, у кого по итогам учебно­го года средний балл восемь и выше, на линейке поощряют денежной премией от хозяйства: средний балл восемь – по­лучают 80 рублей, восемь с половиной – 85. Дети так стараются учиться.

– Хотели бы, чтобы сын связал жизнь с сельским хозяйством?

– Сын мечтает стать военным или лет­чиком, мы поддержим любой его выбор. А вот в армию обязательно нужно. Я слу­жил и уверен, что это только на пользу мужчине. Парень до армии и отслужив­ший – два разных человека. Служба дис­циплинирует, закаляет характер, учит быть ответственным. Служил в спецна­зе, в разведке, с парашютом прыгал. За полтора года возмужал, получил закал­ку, стал физически крепче.

– Как относитесь к мнению, что мо­лодежи на селе скучно.

– Мы сами себе находили занятия. Со­бирались на стадионе: кто-то на гитаре играл, у кого-то на магнитофоне музы­ка, другие в футбол гоняли, мотоциклами занимались. Весело было. Сейчас многим молодым все заменил интернет. Наш ди­ректор сельхозпредприятия оборудовал в центре агрогородка детскую площад­ку, но дети больше по домам сидят, в те­лефонах. Мы в школьные годы на кани­кулах работали в хозяйстве, стремились заработать, чтобы родителям помочь. И теперь стараюсь, чтобы семья ни в чем не нуждалась.

– Чем любите заниматься в свобод­ное время?

– Свободное время уделяю семье: по возможности ездим отдыхать на море, посещаем различные достопримеча­тельности нашей страны, любим выез­жать на рыбалку.

– Что приносит вам радость?

– Семья и работа. Два года назад по­лучил новые трактор и комбайн. Техни­ка требует ответственного отношения и ухода, небрежность и недоработки обяза­тельно проявятся поломкой. Я отвечаю за технику, содержу ее в порядке. Научился этому у старших коллег, до сих пор при необходимости обращаюсь за советом. Мне помогают, я тоже всегда готов ока­зать помощь, научить. У нас так заведе­но. Как говорит наш директор, один в по­ле не воин, и это правда.

– Что может испортить настроение?

– Когда техника подводит, ломается в ответственный момент. Например, по­нимаешь, как важно отсеяться в срок, а тут поломка. Или на комбайне едешь в поле, доволен, что уборка – и сломался.

– Какие у Вас любимые сезонные работы?

– Уборка. Жена и сын тоже любят смо­треть, как в жатку отправляются стебли с колосками, а потом зерно идет в бун­кер, а солома в покос. Это просто чудо для них, да и для меня до сих пор тоже.

Оксана НАРКЕВИЧ

Фото автора и Александра ТЫМАНСКОГО

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: