Потомки жителей сожженной в годы войны деревни Деды почтили память предков — BEREZA.BY

В Беларуси тысячами исчисляется количество населенных пунктов, сожженных фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие из них так и не смогли возродиться. На Березовщине трагичная судьба постигла деревню Деды, на месте которой каждый год проходят памят­ные мероприятия. Этот год не стал исключением. В право­славный праздник Воздвиже­ния Креста Господня потомки дедовцев собрались на встре­чу-митинг.

В начале ХХ века в деревне Деды было семь домов, спрятанных под высокими деревьями, в ко­торых жили трудолюбивые муж­чины и женщины с фамилией Ковалевич-Белевич. Фамилии одинаковые, но родства меж­ду ними не было. Семьи были большими, в домах и на улицах шумели детские голоса, разда­вались звуки песен по вечерам. Здесь был свой храм, проходил оживленный тракт, проводи­лись ежегодные ярмарки.

Деревни не стало в страш­ном 1942 году – ее до тла сожг­ли фашисты. Память уроженки деревни Валентины Антоновны Голотиной хранит тяжелые вос­поминания до мельчайших под­робностей, несмотря на то, что, когда началась Великая Отечественная война, ей было все­го пять лет. Она помнит страш­ный гул самолетов в теплый июньский день, красноармей­цев с оружием и без него, изне­можденных и голодных. Чугуны с едой – их на дороге оставляли дедовцы для проходивших сол­дат, чтобы они могли подкре­пить свои силы. Она помнит, как осенью 1941 года отец, Антон Константинович, нашел в ого­роде и спрятал в их доме юно­шу в солдатской форме. «Если кто-то вас спросит о нем, отве­чайте, что он ваш брат», – стро­го наказал он детям. Сибиряк Анатолий Шилин в начале вой­ны попал в плен, по пути в концлагерь ему удалось сбежать и спрыгнуть с поезда на перегоне Бронная Гора – Коссово-Полес­ское. Когда Анатолий ложился спать, он всегда клал под подуш­ку свои ботинки. Однажды мама не выдержала и спросила: «За­чем ты прячешь их от нас? Бо­ишься, что украдут?» Оказалось, что под стелькой он прятал ком­сомольский билет. Со временем оставаться в доме Ковалевичей стало опасно для него и всей семьи. Брат Валентины Воло­дя, который по заданию парти­занского отряда служил у нем­цев переводчиком, хитростью переправил его в партизанский отряд имени Г. Димитрова, а от­туда Анатолий попал на фронт. В 1944 году в Деды пришло от него письмо, датированное 23 августа, где он сообщает: «Нахо­жусь в Польше, бью фашистов». Скончался от ранений осенью 1944 года, похоронен в Бресте на военном кладбище.

По доносу в 1943 году был арестован отец, который бла­годаря лесничему Кабушин­скому избежал расстрела у стен кляштора. Валентина Антонов­на помнит, как в 1946-м отец вернулся с каторжных работ в Германии совершенно неузна­ваемым стариком и с подорван­ным здоровьем. Прожил недол­го… А Володю позже взяли в оборот свои. И пока не убеди­лись, что он действительно слу­жил по заданию партизан, из­рядно поломали ему жизнь. Но справедливость восторжество­вала: партизанского разведчи­ка по кличке Крапива награди­ли орденом Отечественной войны ІІ степени.

Валентина Антоновна пом­нит, как летом 1944-го два сол­датика помогали маме загото­вить траву для скотины и по­дорвались на противотанковой мине, а незадолго до этого ото­гнали ее, маленькую девочку, подальше от телеги и тем самым спасли ей жизнь. Валентину от­бросило взрывной волной, а ма­му Нину Михайловну ранило.

Фашисты очень боялись пар­тизан. Однажды в наказание за диверсию партизан на желез­ной дороге они собрали всех жителей деревни, выставили их словно на расстрел и аре­стовали Ивана Андреевича Ко­валевича и Михаила Петрови­ча Ковалевича. Позже их отпу­стили. Но не суждено было им прожить долгую и счастливую жизнь: Иван подорвался на ми­не, а Михаил был убит 2 февра­ля 1945 года под Кенигсбергом. Две семьи за связь с партизана­ми были расстреляны, а дерев­ню Деды в 1942 году преврати­ли в пепел.

Валентина Голотина хра­нит память о предках и всех де­довцах и тем самым словно да­ет им вторую жизнь. «Снилось мне: еще жива моя деревень­ка, манит к себе, еще живы мои родные и соседи, еще слышен детский смех в этом красивом месте посреди леса в Бронно­горской пуще… – говорит Ва­лентина Антоновна Голотина. – Мне снилось, что деревня Деды возрождается. Раз за разом мне снился этот сон, пока я не разо­бралась и не поняла, а для чего?» Теперь дело всей ее жизни – со­хранить память о родной зем­ле, о тех людях, кто здесь жил.

Благодаря Валентине Анто­новне в 2009 году по иници­ативе районной организации ОО «Белорусский фонд мира» при помощи Соколовского сельисполкома, Бронногорского лесничества, ОАО «Изоляция» и других неравнодушных лю­дей был установлен и освящен православный крест. Еще один крест с фамилиями погибших стоит там, где до войны были церковь и кладбище, на кото­ром похоронены многие поко­ления дедовцев, включая их ос­нователей. Именно прадед Ва­лентины Антоновны считается основателем деревни. Прадед Карл был управляющим в име­нии графа Пусловского, и за хо­рошую службу его наградили землей, которую он разделил между родственниками. И пра­дед Карл, и дед Константин Кар­лович служили верой и правдой своему Отечеству, а Антон Кон­стантинович Ковалевич в Пер­вую мировую войну служил на броненосце «Петр Великий» и принимал участие в операции «Ледовый поход» Балтийского флота во время Февральской ре­волюции 1917 года.

Каждый год на месте сожжен­ной деревни проходят памят­ные мероприятия. Этот год не стал исключением. В право­славный праздник Воздвиже­ния Креста Господня потомки дедовцев собрались на встре­чу-митинг. На нем также при­сутствовали председатель Со­коловского сельисполкома На­талья Ковалевич, председатель районной организации ветера­нов Владимир Сергеев, военнослужащие войсковой части 97063 и люди, кто помогал уве­ковечить память предков. Со­бравшиеся вспомнили жизнь дедовцев, страшные дни воен­ного лихолетья, погибших от рук фашистов. Настоятель хра­ма Святого равноапостольного князя Владимира иерей Мак­сим Новик провел заупокой­ную литию.

Своими мыслями о том, как необходимо сохранять истори­ческую правду о преступлени­ях нацистов и их пособников, о том, как ведется эта работа с молодым поколением, подели­лась Елизавета Мшар, библио­текарь Бронногорской базовой школы, исследователь истории Холокоста: «Сегодняшняя мо­лодежь уже не имеет возмож­ности услышать рассказы своих прадедов о том, как они воева­ли, как сражались здесь у нас в партизанских отрядах. Считаю, что беречь память о тех людях, которые боролись за наше мир­ное небо, доносить историче­скую правду до детей, переда­вать память из поколения в по­коление – это наш святой долг, – подчеркнула Елизавета Мшар. – Поэтому на занятиях кружка я знакомлю детей с историей сожженной деревни Деды, с траги­ческими событиями, происхо­дившими на Бронной Горе. Не­давно учащиеся нашей школы провели велопробег «Дорогами памяти – дорогами единства» и побывали здесь, на месте со­жженной деревни Деды».

На встрече присутствова­ли Валерий Красный и Андрей Ковалевич – правнуки Дании­ла Иосифовича Ковалевича, се­мья которого была расстреляна фашистами за связь с партиза­нами. Дом Даниловых, по име­ни хозяина, был первым слева домом в деревне. Все мужчины, кроме сына Сергея, в этой семье были расстреляны. «Жена Алек­сандра Ковалевича в 1968 го­ду добилась проведения эксгу­мации тел на месте расстрела в урочище Ялавасты и перезахо­ронения останков на кладбище в Коссово. Несколько лет назад удалось отыскать живого сви­детеля событий, когда мужчин рода Ковалевичей вели к месту казни со связанными колючей проволокой руками… – расска­зал Валерий Иванович. – Жена Даниила, моя прабабушка Анна Иосифовна, была родом из Кос­сово. В Первую мировую войну семья была в беженцах в Москве почти шесть лет. Бабушка Сте­панида получила там блестящее образование в гимназии».

На встречу Валерий приехал с еще одним правнуком Даниила – Андреем, удивительное сход­ство которого с его расстрелян­ным прадедом Александром Даниловичем Ковалевичем от­метили все. Под кронами сосен собравшиеся рассматривали уникальнейшие свидетельства мирной жизни дедовцев, их чи­стые и светлые лица. Фотодоку­менты привез на встречу Вале­рий Красный. На одной из них – бравый царский офицер Дани­ил Ковалевич вместе с супру­гой Анной, фото сделано в 1910 году. На второй – свадьба рас­стрелянного Василия Михай­ловича Романюка. В центре – жених Василий и невеста Ма­рия, дочь Даниила Иосифови­ча. «Это баба Маня, сестра моей бабушки Степаниды. В верхнем ряду – первый слева расстрелян­ный Николай, совсем юный, не успевший жениться, третий сле­ва в военной форме – Александр Данилович Ковалевич».

Деревня Деды навсегда ис­чезла с карты, но не из памяти наших людей. Память действи­тельно сильнее времени и не­подвластна ему. Благодаря Ва­лентине Голотиной, Валерию Красному, Андрею Ковалевичу и другим потомкам дедовцев память об исчезнувшей на кар­те Беларуси деревни Деды будет жить вечно в сердцах людей и в истории нашей страны.

Валентина Голотина мечта­ет на месте сожженной дерев­ни Деды установить памятную плиту с высеченными названи­ями деревень нашего района, так и не восставших из пепла. Ей очень хочется успеть сохра­нить и оставить память…

Жанна МИРОШНИК

Фото автора и из архива Валерия КРАСНОГО

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: