Будьте бдительны: интернет-мошенники атакуют! — BEREZA.BY

Они не скрываются в темноте ночи и не воруют, взломав замки или забравшись в дом через форточку. Эти преступники не охотятся за драгоценностями, бытовой техникой и прочими вещами. Их цель – деньги на наших карт-счетах. Их называют интернет-мошенниками или хакерами, но суть, в общем-то, одна: они воры, которые действуют умело, нагло и зачастую безнаказанно.

Еще совсем недавно новость о том, что сетевые воры у кого-то похитили круглую сумму, воспринималась совсем отвлеченно, не всерьез. Где мы, и где хакеры? Но времена меняются, и рассказы о том, что у маминой подруги или у знакомой коллеги интернет-мошенники сняли с карточки зарплату (пенсию), уже не в диковинку.

Учительница Галина В. еще неделю назад думала так же, а сегодня делится с нами опытом общения с интернет-злоумышленниками, которым почти удалось ее одурачить.

Обман сорвался, но одну из нужных ей пластиковых карточек прошлось все же заблокировать. По признанию героини, помогло то, что в свое время вела факультатив по финансовой грамотности, плюс на родительских собраниях часто выступала по теме безопасности в интернете, эти знания и помогли.

– Закончив последние дела в школе, я уже собралась уходить домой, когда на мой мобильный позвонили, – рассказывает Галина. – Очень торопилась – нужно было успеть отвезти на занятия в художественную школу старшую дочку, но почему-то решила ответить на незнакомый номер. В трубке послышался приятный и немного торопливый женский голос. Собеседница представилась сотрудницей «Беларусбанка».

Она спросила у Галины, не совершала ли та недавно покупки по интернету. Услышав утвердительный ответ, девушка сообщила, что в эти минуты неизвестные пытаются снять деньги с ее карт-счета(!). Новость не из приятных, а если еще и спешишь куда-нибудь, то нервозность и паника обеспечена (для мошенников лучше не придумаешь, что называется – «клиент созрел»).

Сотрудница попросила назвать номер карты якобы для того, чтобы убедиться, что ее собеседница законная владелица карточки, на которую ведется атака. Разумеется, все совпало. Затем ей понадобились подробности: «На карточке положительный баланс?»  Галина сказала, что сумма там небольшая и назвала ее. «Да, действительно», – подтвердила девушка.

Затем участливая работница банка начала выведывать есть ли у нее другие платежные карточки, мотивируя тем, что есть некая межбанковская партнерская программа по бесплатному страхованию карт-счетов от интернет-мошенников.  Обескураженная Галина перечислила все свои пластиковые карточки, но сотрудницу заинтересовала карта рассрочки от МТБанка – всем известная «Халва».

Услышав сумму кредитной линии на ней (около 2000 рублей), девушка сообщила, что сейчас Галине позвонит сотрудник банка, выпустившего карту, так как опасность атаки на нее очень высока. Нужно спешить…

По признанию нашей героини, выглядело все очень убедительно, ко всему прочему, собеседница разговаривала очень торопливо, мол, медлить нельзя, счет идет на минуты. Это, конечно, сильно выбивало из колеи, мыслить трезво было сложно.

Спустя пару десятков секунд снова раздался звонок. Правда, входящий номер почему-то был из Молдовы! Это перовое, что насторожило Галину.

По другую сторону связи был мужской голос (в игру вступил новый персонаж).

Первым делом мужчина представился и сообщил, что их разговор записывается. Далее он сказал, что номер телефона, с которого он звонит, указан в договоре на карточку. Но наша героиня уже заподозрила неладное и начала умышленно сбивать темп. Часто переспрашивала, задавала вопросы, не соглашалась с теми или иными действиями, которые он предлагал совершить. Но и тот оказался не промах: терпеливо объяснял и все время увещевал: «Не волнуйтесь, наш разговор записывается, безопасность гарантируем… Ваше недоверие играет на руку мошенникам… Нужно спешить…».

Первым делом ему нужен был номер карточки и срок ее действия. Всеми правдами и неправдами он все же выведал эту информацию. Но, когда начал спрашивать трехзначный номер CVV-кода на обратно стороне карточки, Галина возмутилась: «Эту часть персональных данных нельзя сообщать никому! Разве вы не в курсе?». Мужчина среагировал филигранно: «Да, конечно, поэтому сейчас будет включен автоответчик, которому вы сообщите эту информацию, а следом на ваш телефон придет СМС-код для активации услуги страхования от несанкционированного снятия средств с вашего карт-счета».

Галина не стала ждать автоответчик, а просто отключила вызов. СМС-код действительно пришел, причем от МТБанка, что снова ее сильно удивило. Но она не решилась его активировать.

Не дождавшись почти осязаемой наживы, мошенники в течение получаса активно ей названивали с каких-то зарубежных номеров. Галина решила не искушать судьбу, а, придя домой, нашла договор на карточку и позвонила в МТБанк с просьбой заблокировать карт-счет.


Нашей героине удалось избежать наглого обмана, тем не менее, как сообщают правоохранители, практически ежедневно с карт-счетов граждан мошенники похищают деньги. В группе риска в основном пожилые люди и работники бюджетных организаций, но стать жертвой киберпреступников сегодня может каждый. Злоумышленники при помощи специальных сервисов используют поддельные номера телефонов и потом их вычислить практически невозможно. Поэтому важно запомнить несколько простых рекомендаций:

  • никому нельзя сообщать персональные данные вашей карточки (номер, срок действия,CVV-код, пин-код и прочее), даже сотрудникам банка, ее выпустившего;
  • при онлайн-покупках пользуйтесь только проверенными интернет-магазинами: теми, где вы раньше совершали безопасные покупки;
  • ни в коем случае не отвечайте на сомнительные СМС-сообщения с предложением активировать код или ссылку;
  • если вам поступил незнакомый звонок с иностранного номера, безопаснее будет на него вовсе не отвечать.

Берегите себя и ваши деньги!

Подготовил Дмитрий МУЗЫКА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: