В марте нынешнего года решением Березовского районного исполнительного комитета была создана новая организация – государственное учреждение «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Березовского района». Коллектив центра, а это более 95 сотрудников, разместился в здании на центральной площади г. Березы. Мы пообщались с управляющим Глебом Лавриновичем.

– Глеб Николаевич, в чем главная задача центра и какие направления его деятельности?

– Основной задачей центра является обеспечение финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций Березовского района. Фактически мы занимаемся аутсорсингом – это, говоря простыми словами, процесс передачи части производственных или бизнес-направлений от одной организации, в нашем случае бюджетной (и притом не одной), другой, являющейся экспертом в данной области. Аутсорсинг – это мировая практика.

Выполнение поставленной задачи достигается путем оказания видов деятельности, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2019 г. №475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций» (на основании которого создан центр), а именно: ведение бухгалтерского учета, ремонт и техническое обслуживание государственного имущества, закрепленного за бюджетными организациями, планирование и проведение государственных закупок товаров (работ, услуг) и другие. Конкретный перечень услуг определяется договором об обеспечении деятельности, который заключается между центром и бюджетной организацией.

При реализации поставленных перед нами задач делается уклон на достижение главной цели: совершенствование финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций, повышение эффективности использования бюджетных средств.

– Чем была вызвана необходимость создания центра, ведь практически в каждой бюджетной организации были свои экономисты, бухгалтерские сектора и хозгруппы, которые, по сути, выполняли такую же работу?

– Да, фактически центр выполняет те же функции, что ранее выполняли централизованные бухгалтерии и хозгруппы отдела культуры, отдела по образованию райисполкома и сельисполкомов. Но все-таки необходимость была, а вызвана она в первую очередь тем, что на законодательном уровне требовалось закрепить статус централизованных бухгалтерий и хозгрупп, так как их деятельность не была четко закреплена, а фактически складывалась из исторически сложившихся подходов. Кроме этого, как я уже говорил, основной целью центра является повышение эффективности использования бюджетных средств, а это возможность оптимизации штата работников, централизация закупок, которая позволяет сэкономить бюджетные средства и трудозатраты на их организацию, и многое другое. Названные подходы при использовании бюджетных средств направлены в том числе и на противодействие коррупции, которое возможно за счет сужения круга лиц, вовлеченных в использование бюджетных средств. Можно привести один очень красноречивый пример: в прежних условиях сельисполком не мог себе позволить ввести в штат специалиста по закупкам или юрисконсульта, хотя с завидной регулярностью занимался договорной работой. Сейчас же эту работу выполняют компетентные в этих вопросах специалисты нашего центра. Как по мне – выгода очевидна!

– Много ли в стране аналогов вашей организации?

– Подобные центры работают во всех районах страны, но вот подходы в каждой области разные. В Березовском, как и в других районах Брестской области, созданы межотраслевые центры, которые обеспечивают деятельность бюджетных организаций различных сфер, таких как образование, культура, спорт и туризм, исполкомы первичного уровня. А вот что действительно отличает центр Березовского района, так это то, что он заработал первым не только

в области, но и в республике.

– Быть первопроходцем   всегда сложно. С какими трудностями пришлось столкнуться, как с ними справлялись?

– Сложностей действительно было много. Не буду лукавить – их и сейчас не меньше. Вот только со временем изменилась специфика этих сложностей. Когда мы в марте начинали, было множество вопросов по формату реализации заложенных в указе принципов взаимодействия и оказания услуг центрами. Например, крайне сложно было решать вопросы с поставщиками товаров, работ или услуг, так как они не понимали, какой правовой статус у центра, кто мы. Было много путаницы, но общими усилиями все вопросы решались. Приходилось часто обращаться в райисполком, органы госказначейства, непосредственно в Министерство финансов для получения официальных разъяснений. Чувствуется колоссальная поддержка со стороны руководства райисполкома.

С конца апреля и по нынешнее время сложности перешли в более практическую плоскость. Мы столкнулись с вопросами закупки продуктов питания для учреждений образования, подготовки школ,   дошкольных учреждений к учебному году и вообще всех обслуживаемых организаций к осенне-зимнему периоду. Конечно, эти вопросы были и до создания центра, и занимались ими в основном те же работники, но ранее их работа была построена иначе. Сейчас им пришлось перестраиваться и привыкать к новым подходам.

– А нестрашно было решиться на такой серьезный шаг – в 27 лет возглавить довольно крупный коллектив и стать управляющим совершенно нового учреждения районного масштаба?

– Конечно, страшно! Но очень интересно. Кстати, коллектив у нас в центре получился достаточно молодым: средний возраст работников всего 38 лет. А это значит, что энергии должно с лихвой хватить для качественного решения поставленных задач.

– Ваше взаимоотношение с коллективом? Состав работников преимущественно женский, а дамы – народ не только исполнительный и самоотверженный, но еще и эмоциональный, требующий особого отношения к себе. Плюс неизбежные сравнения с прежними руководителями.

– Выстраивание взаимоотношений в коллективе – это всегда сложно, а тем более там, где 80% представительницы прекрасной половины человечества. Кроме того, коллектив получился сборный, так как в центре объединены бухгалтерии и хозгруппы двух отделов райисполкома и сельисполкомов, а это на первоначальном этапе неизбежно приводило к некоторым разногласиям. Проще говоря, люди притирались друг к другу. Но, я уверен, что этот этап уже пройден без особых эксцессов, что меня как молодого руководителя очень порадовало.

Что касается сравнения с прежними руководителями, соглашусь, что оно неизбежно, но для меня некритично. Мой стиль управления может кому-то из работников и не нравится, но я убежден, со временем они поймут, что я добиваюсь от коллектива максимальной эффективности в работе, соблюдения дисциплины, повышения профессионального уровня. А за счет этого повысится статус центра, что позволит усилить конкуренцию за рабочие места и тем самым отбирать в штат только самых лучших и высококвалифицированных специалистов.

– Есть ли уже какие-то достижения, которыми Вы лично как руководитель можете гордиться?

– О существенных достижениях говорить пока рано. Они будут, и даже очень скоро. Но, наверное, в финансовой сфере главная победа – это экономия средств при четком и бесперебойном обеспечении деятельности обслуживаемых нами организаций. Специалисты центра ко всему подходят скрупулезно. И приятно видеть, когда, например, при централизованной закупке триммеров для сельисполкомов удается сэкономить бюджетные средства. Уверен, что таких примеров и дальше будет немало.

Сейчас, конечно, мне, моему заместителю и главному бухгалтеру приходится много заниматься налаживанием работы центра и особенно конструктивным взаимодействием с бюджетными организациями – распорядителями бюджетных средств. Для них с момента создания центра изменилось многое, и еще не все руководители свыклись с мыслью о том, что как прежде уже не будет. Пришло время двигаться вперед вместе.

– Традиционный вопрос: каковы планы и приоритеты центра?

– Сегодня центр обеспечивает деятельность 84 бюджетных организаций, из них: 61 учреждение образования, 8 учреждений культуры, ГУ «Березовский районный архив», Белоозерский городской и 11 сельских исполкомов, а также отдел культуры и отдел по образованию райисполкома. Уже сейчас прорабатывается вопрос о передаче центру функций по обеспечению деятельности учреждений физической культуры и спорта, расположенных на территории района.

Вся наша работа фактически будет направлена на достижение цели, поставленной указом Президента, о котором я говорил. Мы будем уделять внимание повышению профессионального уровня наших специалистов, так как от их работы зависит очень многое, и они должны быть максимально высококвалифицированными. Тем более что центрам в будущем при внедрении механизмов внутреннего контроля и аудита в бюджетном секторе будет отведена значительная роль.

Подготовил Дмитрий МУЗЫКА

Фото Сергея БОБРОВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: