В заказнике «Споровский» у д. Высокое строится новая масштабная экологическая тропа. Этому поспособствовали февральские морозы, чем и воспользовались работники заказника – по замерзшему болоту можно было передвигаться на софтраке, подвозя стройматериалы и людей, что многократно облегчило задачу строителей.
Рассказать и показать новшество согласился директор заказника Вадим Протасевич. Мы встретились у «поля», на котором проводится футбол на болоте во время «Споровских сенокосов». С высокого берега открывается прекрасный вид на пойму Ясельды, мартовский мороз прихватил паводковую воду, и болото покрыто белым ледком. Новый объект – деревянная дорожка, змейкой уходящая вдаль, в сторону Ясельды, и теряющаяся где-то там в прибрежных тростниках. Прямо мистическая дорога в никуда.
– Мы учли опыт строительства прошлой тропы, срок службы которой оказался небольшим – через десять лет сгнила ее деревянная лежневка, – рассказывает Вадим Протасевич. – И сейчас перед нами стоял вопрос: как сделать, чтобы тропа была устойчивой к неблагоприятным условиям и более ремонтопригодной? В итоге мы с проектировщиками в качестве основы тропы выбрали полиэтиленовые трубы диаметром 320 мм. Обычно они используются как чехлы для кабелей и т.д. Но для нас важным было то, что они толстостенные, а в стенках имеются полые пазухи, за счет которых такая труба хорошо держится на воде, как поплавок.
Поверх двух параллельно идущих труб кладется деревянный настил из досок толщиной 5 см, обработанных под давлением качественными пропитками. Грузоподъемность тоже просчитали – в болото тропа не уйдет. Ее ширина 1,20 м, таким образом в одной точке на ней могут находиться одновременно не более двух человек. И даже если люди будут весом 150 кг, она не сломается. Также по ходу маршрута будет несколько деревянных обзорных площадок. Нигде в мире тропы такой конструкции больше нет, мы первые.
Общая длина тропы до 1,5 км. Начиная от эколого-просветительного центра и до поймы Ясельды это грунтовая дорожка. Далее турист переходит на деревянный настил по болоту, его длина около 800 м. По деревянному настилу можно будет передвигаться даже на инвалидной коляске и велосипедах.
Мы преодолели этот путь и подошли к концу настила, оказавшись у самой речной воды.
– В этом месте у нас будет еще один паром, – продолжает директор. – Его уже заказала на одном из витебских заводов подрядная организация, ведущая строительство. По размерам он меньше, чем старый: длина 5 м, ширина 2 м, грузоподъемность одна тонна. От окончания тропы до реки будут стоять понтоны – для комфортной посадки на паром, потому что берег в этом месте заболоченный. А левее тропы будет беседка для отдыха, во время морозов мы уже подготовили для нее фундамент – забили в дно железные трубы-сваи. На противоположном от нас правом берегу будет стоять навес со скамейками, тоже место отдыха, и продолжение тропы. Через 150 метров она выведет туристов к орнитологической наблюдательный площадке высотой 4,5 метра. Оттуда тропа возвращается к берегу, но уже к нашей старой паромной переправе, которая также будет модернизирована и оборудована паромными пирсами. Там на правом берегу будет еще одна площадка с навесом для отдыха. Таким образом можно будет прогуляться по замкнутому кругу.
По расчетам, срок эксплуатации полиэтиленовых труб новой тропы – сто лет, время службы деревянного настила – 30 лет. По мере необходимости подгнивающие доски можно будет без проблем заменять новыми. До мая у нас в планах сделать саму тропу. Далее в течение года будем работать над ее информационным наполнением. Это будут интерактивные комплексы; стенды с барельефной выпуклой печатью, чтобы их можно было потрогать руками; вдавленные следы животных, обитающих на болоте; фигурки птиц в натуральную величину, потому что многие не представляют их реальных размеров. А возле экологического центра в парковой зоне создадим сенсорную площадку.
Большую часть старой, пришедшей в негодность, тропы мы утилизировали, а другую частично восстановили и оставили для орнитологов и работы станции кольцевания птиц.
Все вышеперечисленные работы ведутся в рамках реализации проекта ПРООН/ГЭФ (Wetlands).
Николай СИНКЕВИЧ
Фото автора