Термин экология появился в XIX веке. Так выдающийся биолог Эрнст Геккель назвал «науку о домашнем быте животных». 

Экология – это «наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды». Она изучает «условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают». Но и их следует уточнить, поскольку на рубеже XXI столетия экология вновь изменилась. Во-первых, в центре внимания современных экологов теперь чаще находятся не конкретные живые организмы, а целостные живые системы. Во-вторых, изучению подвергаются не только природные системы (лес, озеро, риф), но и искусственные (город, дом, клетка с кроликами), не только среда обитания, но и внутренняя среда организмов, в которой находятся многочисленные симбионты. В третьих, изучая круговорот веществ, эколог берет во внимание не только их путь в живых организмах, но и дальнейшие абиотические превращения.

Поэтому определение данной области знания может звучать так: экология – это наука о живых системах, об их устройстве и взаимодействии компонентов. Оно более корректно еще и потому, что последние годы термин «экология» применяют к очень широкому кругу явлений: это и политическая борьба за сохранение дикой природы, за права животных, или снижение ущерба для здоровья людей, это и воспитательная и пропагандистская деятельность, и оценка стоимости земельных участков и многое другое. Однако какими бы разнородными не были эти сферы деятельности, их связывает внимание к живой системе.

В настоящее время люди во многом «не ведают что творят», то есть не осознают последствия своих зачастую агрессивных и варварских действий в отношении природы. Образование в области экологии должно принести осознание влияния экономических, политических и социальных активностей на состояние экологии и раскрыть губительность потребительского подхода. Один из результатов экологического образования – формирование у людей активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к происходящим в обществе процессам, что является основой для построения гражданского общества. Организацией Объединенных Наций (ООН) экологическое образование признано одним из главных инструментов формирования устойчивого развития общества. Важно раннее воспитание детей в этих вопросах, так как именно в раннем возрасте формируется мировоззрение, привычки и вырабатывается система ценностей на всю жизнь.

Один из немаловажных эффектов экологического образования – укрепление взаимоотношений и взаимодействия в семье, поскольку взрослые через детей вовлекаются в креативную, социально-значимую деятельность по решению общественных вопросов и проблем, участвуя в совместных экологических мероприятиях и проектах. При этом формируется детско-взрослое сообщество, связанное едиными целями, задачами, направленными на личностный рост и развитие.

Березовская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: