Вадим Плис
Около 90% молодых педагогов Брестской области после отработки распределения остаются на рабочих местах – это самый высокий уровень в республике. В Березовском районе данный показатель в 2020 году составил 90%, в 2019-м – 94%. Чем привлекательна учительская работа для молодых?
Цифры опровергают отдельные утверждения о том, что представители нынешнего поколения идут в педагогические учреждения исключительно за дипломом. Молодые специалисты все же стремятся реализоваться в деле обучения детей. Здесь ты не только наставник, но и лидер, автор творческих проектов, образец для подражания. Изначально у тебя много друзей, единомышленников, с которыми никогда не будет скучно. Школа – это юность, динамика, коммуникации. Ты становишься духовно богаче – и это, наверное, самая дорогая награда за непростой труд.
Отдел по образованию, учебно-методический кабинет, комитет профсоюза работников образования и науки воплощают в жизнь ряд мероприятий, направленных на поддержку вновь прибывших коллег:
* консультации и беседы;
* творческие встречи в форме интерактивных квестов, методических копилок, семинаров-практикумов и др., содействующих профессиональному развитию;
* закрепление за каждым молодым специалистом наставника;
* работа «Школы стажера», в планах – создание «Клуба молодого педагога»;
* решение жилищных вопросов; частичная компенсация месячной оплаты за съемное жилье в размере 2 базовых величин;
* надбавка по контракту – не менее 20% от оклада;
* надбавка за высокие достижения в труде – не менее 30% от оклада;
* денежная компенсация в связи с направлением на работу в другую местность – в размере одной месячной тарифной ставки;
* дополнительный поощрительный отпуск – не менее 3 календарных дней;
* материальная стимуляция продлевается и на третий год работы, когда официальный статус молодого специалиста уже не действует
Как обозначено выше, из системы образования после отработки уходят немногие. В 2019 и 2020 годах в районе таких значится по три человека. Более половины молодых специалистов остается в районе, остальные уезжают в другие населенные пункты по разным причинам: семейным, в связи со службой в армии, возвращением на малую родину. Отрадно, что каждый год высок процент прибытия из вузов и ссузов «своих» – выпускников школ района. В 2020-м он равен 70,5.
Параллельно отдел по образованию райисполкома занимается деятельностью, ориентированной на повышение престижа и социальной значимости профессии педагога среди учащихся. В некоторых учреждениях образования открыты педагогические классы, где ребята получают представление о труде в школе и детсадах. Ярок пример поступления в вуз выпускницы Сигневичского УПК ясли-сад – СШ Анастасии Омелящик. Два года девочка занималась в педгруппе, где на повышенном уровне изучались русский язык и биология, преподавался факультатив «Введение в педагогическую профессию». Свои наработки абитуриентка презентовала на собеседовании в Белорусском государственном педагогическом университете им. Максима Танка и на основании этого, а также рекомендации педсовета школы поступила.
Вадим Плис – новоиспеченный учитель истории. Окончил Брестский университет им. А.С. Пушкина и вернулся в родную гимназию. Приняли его хорошо – как полноправного коллегу.
– Мне повезло, – говорит парень. – Родной город, родной коллектив. Разница в возрасте с учениками небольшая, это преимущество во взаимопонимании.
Выбирая профессию, Вадим руководствовался прежде всего интересом к истории, а также собственными ощущениями: будет ли комфортно работать с детьми, сможет ли он дать им знания? Любовь к предмету привили ему учителя гимназии Светлана Демидович и Татьяна Хованская.
А это истории «врастания» в профессию вчерашних молодых специалистов, которые после отработки обязательного распределения остались на педагогическом посту, причем в родном районе.
Владимир БАЙДУК, учитель истории Первомайского УПК ясли-сад – СШ:
– На исторический факультет поступал, как и многие однокурсники, из-за увлеченности предметом. Стараюсь заинтересовать им и своих учеников. Любой материал может стать захватывающим, если его соответствующе подать.
В школу пришел после окончания университета в 2015 году. Преподаю в 5–11 классах, особенно нравится общаться со старшеклассниками – они не боятся отстоять собственную позицию в дискуссии, ищут убедительные аргументы, активно черпают новую информацию в интернете.
Интеллектуальный труд так же тяжел, как и физический. Много времени занимает подготовка к урокам. Работа в школе требует постоянного самообразования, использования новых методов и приемов, но, когда усилия оправдываются хорошими результатами твоих учеников, это радует. Скажу честно: если бы повернуть время вспять, возможно, я выбрал бы другой профессиональный путь. Но в любом случае я получил то образование, которое хотел, и приобретаю опыт, который развивает меня как личность. Молодым специалистам я желаю терпения – в работе с детьми оно необходимо.
Тамара ЧАЙЧИЦ, воспитатель яслей-сада №2 г. Белоозерска:
– Заветное желание работать с детьми было с самого детства. Еще в школьные годы с девочками играли «в школу», «детский сад». Дети – это жизнь, вечная энергия и любовь. Для меня моя профессия – возможность постоянно находиться в мире детства, сказки, фантазии. Особо понимаешь ее значимость, когда видишь широко распахнутые глаза детей, жадно ловящих каждое твое слово, жест, взгляд. Работаю в детском саду уже три года, но не перестаю удивляться, насколько разные воспитанники – забавные, удивительно умные. Каждый ребенок уникален в своем роде, каждый и талантливый художник, и пытливый наблюдатель. У воспитателя ответственная работа, на которую нельзя прийти в плохом настроении, так как он общается не просто с людьми, а с детскими душами, которые чисты, открыты и ранимы. Он дает детям знания, прививает нормы поведения, гигиенические навыки и навыки самообслуживания, дарит любовь и решает их насущные проблемы. Самое сложное – успеть поработать с каждым ребенком, никого не обделить вниманием, так как в группе много детей. Профессия заставляет постоянно двигаться вперед, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности.
Марина МИГИЦ, заместитель директора Борковской СШ, учитель географии:
– Я окончила СШ №1 г. Березы им. В.Х. Головко. К началу 9-го класса определилась с будущей профессией. Многие из родственников, знакомых пытались отговорить меня от идеи стать учителем, но мое решение было твердым и осознанным. Мне нравилось учиться в школе и очень хотелось оказаться «по другую сторону» – в роли учителя. Моим любимым учебным предметом была география. Я участвовала в олимпиадах, исследовательских проектах, много читала дополнительной литературы. В старших классах какое-то время думала о том, чтобы поступить на факультет журналистики БГУ, посещала кружок «Юный журналист» в ЦДОДиМ, но в итоге желание стать учителем победило.
В 2017 году окончила географический факультет БрГУ им. А.С. Пушкина. Получила двойную специальность: учитель географии и биологии. Планировала поступать в магистратуру, но незадолго до окончания университета предложили место для отработки в Березовском районе, а именно в аг. Борки. А ведь из соседней деревни Пешки родом мой папа, там и сейчас живут бабушка и дедушка, а дедушка по маминой линии родом из Борок. Поэтому, направляясь на отработку в сельскую местность, я реально представляла, куда еду, можно сказать, возвращалась на свою малую родину.
Начинать работать было и интересно, и волнительно, но переживания оказались напрасными, потому что я быстро нашла общий язык с учащимися, к тому же меня тепло приняли в коллективе. Первые месяцы было довольно сложно, т.к. в маленькой школе, где нет параллелей, иногда нужно было готовить по пять-шесть уроков, на что уходило почти все свободное время. На второй год работы стало, конечно, легче.
Когда я оканчивала университет, была уверена, что отработаю и сразу уйду, но за эти два года все кардинально поменялось. В школе мне предложили новую должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, которую занимаю уже второй год. Работа сложная, отнимает много сил и энергии, но в определенной степени я горда тем, что мне доверили и в меня поверили. Это еще и прекрасная возможность попробовать себя в руководящей должности.
По прошествии стольких лет – с того момента, как выбрала свой путь в жизни, – не могу точно сказать, почему решила стать именно учителем, однако, задавая себе вопрос «Кем бы я хотела быть, кроме этого?», понимаю, что уже не вижу себя в другой роли.
Нина КРУКОВИЧ
Фото предоставили герои публикации
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: