Чем может удивить сельский магазин? — BEREZA.BY

Сегодня треть населения Березовского района – жители сельской местности, поэтому состояние торгового обслуживания является социальным выражением качества жизни этих людей.

Это было подчеркнуто на сессии Березовского районного Совета депутатов в докладе заместителя председателя Березовского райисполкома Дануты Гукиной.

В Березовском районе обеспечивается выполнение государственных социальных стандартов в сфере торговли в сельской местности. В каждом населенном пункте с численностью от 200 человек и больше и в агрогородках расположено не менее одного магазина по торговле со смешанным ассортиментом товаров. А при отсутствии стационарных объектов торговое обслуживание осуществляется автомагазинами и объектами близлежащих населенных пунктов.

В разрезе субъектов доминирующее положение занимает потребительская кооперация (60% объектов); далее – частники (20%), сельхозорганизации (ОАО «Винец» и ОАО «Нарутовичи»), ОАО «Березовский комбикормовый завод» и ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат».

Кроме того, торговое обслуживание осуществляется сельскими отделениями РУП «Белпочта», аптеками «Фармации» и комплексными приемными пунктами ГУПП «Березовское ЖКХ».

За последние пять лет количество магазинов и павильонов изменилось незначительно (- 4 ед.) при имевшей место тенденции их закрытия на селе потребкооперацией – из Торгового реестра исключено 15 объектов. В первую очередь это связано с развитием предпринимательской инициативы. В 2016 году индивидуальным предпринимателем Полейко в Лукомере открыт павильон «Журавушка»; в 2017 году – в Спорово магазин «У Людмилы» частным предприятием «Ассорти Про»; комбикормовым заводом – магазин «Кумпячок» в аг. Первомайская. В 2018 году в Ревятичах заработал магазин современного формата «Идеал +» ИП Погосяна; в Сельце – магазин «ЕВРОПА» (ИП Пашкевич); в аг. Первомайская – магазин «ХИТ! Экспресс» «Евроторга». В прошлом году были открыты магазины «Продукты» в Пересудовичах («БерезаУАЗавтосервис»), «Хозяин» (ИП Михнюк) в Подкраичах, «Пчелка» (ИП Козинец) в Малече. Успех этих бизнесов заключается в простой истине: если на спрос ответишь расширенным предложением, то предприятие торговли будет приносить прибыль. То есть ассортимент должен соответствовать местному спросу.

Определенным импульсом для развития сельской торговли стало принятие Указа Президента Республики Беларусь №345, благодаря которому субъекты торговли получили ряд преференций и льгот.

Березовское райпо фактически является синонимом торговли на селе. Удельный вес сельской торговли в его обороте составляет почти 45%. Товарооборот на одного сельского жителя за 9 месяцев составил 477 рублей против 443 в аналогичном периоде 2019 года. И если среднемесячный товарооборот на одного человека через автолавку составляет 150 рублей, то в магазинах населенных пунктов с численностью более 200 человек только 49 рублей. Это свидетельствует о том, что покупатель при возможности голосует кошельком не в пользу потребительской кооперации. Есть, безусловно, и хорошие объекты: магазин «Заозерный» в Спорово, промышленный магазин в Малече, товаров повседневного спроса в Междулесье, в Соколово и другие. Да и если райпо идет по пути закрытия стационарных торговых объектов в малонаселенных деревнях, то парк автолавок необходимо своевременно обновлять и качество торгового сервиса должно быть всегда на высоте. А относительно развозной торговли позиция населения неоднозначная: одних устраивают автомагазины, другие выражают свое недовольство и настаивают на открытии стационарного торгового объекта. Сегодня кадровая проблема – самое слабое звено в работе потребительской кооперации, которое влечет за собой и потери товарооборота, и нарушение правил торговли, а также низкий уровень культуры обслуживания. Оправданы и нарекания граждан на несоблюдение режимов работы магазинов, на их временное длительное закрытие из-за дефицита кадров.

В сельской местности продолжают свое развитие внемагазинные формы продаж, в том числе интернет-торговля. Например, «Остров чистоты и вкуса» по маршрутам осуществляет доставку бытовой химии, косметики, товаров для дома, а также продуктов питания.  До конца года частниками на ранее принадлежавших площадях потребкооперации планируется открытие магазинов «Корзинка» в д. Тихны (ИП Минич) и «Пролеска» в аг. Междулесье (ИП Лашкевич). Намечено на селе после проведения ремонта открытие магазина «Сад-огород».

Необходимым условием повышения культуры торгового обслуживания является и безусловное соблюдение правил торговли. К сожалению, контрольные мероприятия, проводимые отделом экономики и санитарной службой, свидетельствуют порой об обратном. Основными видами нарушений являются: реализация продуктов с истекшими сроками годности, нарушение температурного режима хранения и реализации, неудовлетворительное санитарное состояние помещений и торгового оборудования, отсутствие ценников, необходимой и достоверной информации на товары фасованные и упакованные в потребительскую упаковку не в месте их изготовления.

В текущем году был усилен контроль за ценовой ситуацией и выполнением мер по минимизации риска возникновения и распространения ковид-инфекции в объектах торговли и общественного питания, – отметила Данута Владимировна.

В сельской местности расположено порядка 20 объектов общественного питания (1 000 мест). Преимущественно это буфеты, столовые сельхозорганизаций и пять объектов придорожного сервиса, которые в большей степени востребованы у населения для проведения торжественных и ритуальных мероприятий. В 2018 году за счет проведения реконструкции кафе «У листочка» число посадочных мест увеличилось на 70% (до 85). В 2019 году в д. Мошковичи было открыто мини-кафе «Катюша» (ИП Лукьянович) на 30 посадочных мест.

Длительное время стоял вопрос открытия объекта общепита в аг. Первомайская и в ближайшее время это будет сделано.

По большому счету торговля на селе – это не просто бизнес, а жизненно важный социальный фактор. И работать нужно, несмотря на любые трудности, в интересах человека, тогда и результат не заставит себя ждать.

Фото Сергея БОБРОВА

Поделиться