Об обеспечении требований безопасности труда при проведении шиномонтажных работ — BEREZA.BY

В 2020 году при выполнении шиномонтажных работ (снятие, установка, ремонт и подкачка колес транспортных средств) в организациях республики 4 работника получили тяжелые производственные травмы.

Анализ обстоятельств и причин происшедших несчастных случаев указывает на то, что в большинстве из них при производстве шиномонтажных работ со стороны нанимателей и работников не обеспечивалось, а зачастую и игнорировалось соблюдение технологических процессов, соответствие производственного оборудования, рабочих мест требованиям нормативных правовых актов, а также требований безопасности, изложенных в локальных правовых актах.

Кроме того, установленные обстоятельства происшедших несчастных случаев, позволяют сделать вывод о том, что потерпевшие даже не представляют себе всю опасность и тяжесть последствий разрушения конструкции находящегося под давлением колеса.

Так, 14 апреля 2020 г. при накачивании колеса пневмопистолетом в результате срыва стопорного кольца колеса кузова-фургона КМ-131 тяжелую открытую черепно-мозговую травму получил тракторист-машинист сельскохозяйственного производства сельскохозяйственного унитарного предприятия «Дукора-Агро» Пуховичского района Минской области.

Причиной несчастного случая явилось нарушение потерпевшим требований инструкции по охране труда, выразившееся в накачивании шины в сборе с ободом вне специального металлического ограждения, способного защитить от удара съемными деталями обода при самопроизвольном демонтаже.

Несчастный случай, приведший к тяжелой производственной травме, произошел 1 февраля 2020 г. с водителем автомобиля открытого акционерного общества «Пеняково» Дрогичинского района Брестской области.

При накачивании шины, находящейся в специальном ограждении, в результате возникшего избыточного давления произошел ее самопроизвольный демонтаж и вылет замочного и бортового колец. Вылетевшими съемными деталями обода была разрушена конструкция ограждения и травмирована правая нога потерпевшего.

В ходе проведенного специального расследования установлено, что инженером по эксплуатации машинно-тракторного парка допущен к эксплуатации компрессор для накачивания шин, неукомплектованный контрольным манометром на конце шланга, в связи с чем у водителя отсутствовала возможность контролировать давление в накачиваемой шине. Кроме того, главный инженер допустил потерпевшего к выполнению шиномонтажных работ без соответствующей квалификации, не прошедшего в установленном порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

26 мая 2020 г. тяжелую травму правого предплечья получил водитель автомобиля открытого акционерного общества «Строитель» Ошмянского района Гродненской области.

В этот день в связи с обнаруженной трещиной распорного кольца колеса полуприцепа-цистерны потерпевший принял решение произвести его ремонт. Он приступил к демонтажу колеса, не снизив при этом давление в камере шины, чем нарушил требования локальных правовых актов по охране труда.

При снятии находившееся под давлением колесо разрушилось, травмировав потерпевшего.

При выполнении шиномонтажных работ особое внимание необходимо обращать на состояние колес, подлежащих монтажу (демонтажу).

Так, в 2019 году три водителя автомобиля получили тяжелые производственные травмы при монтаже (демонтаже) накачанных колес, которые находились в технически неисправном состоянии, а именно, имели неисправное состояние обода диска, бортового и замочного колец по причине наличия коррозии и сквозного повреждения в ободе диска колеса.

Кроме того, один работник погиб (водитель автомобиля) и еще один тяжело травмирован (слесарь по ремонту автомобилей) в результате разрыва автомобильных шин при их накачивании по причине ослабления прочности материала шин, вызванного их эксплуатацией в условиях с низким давлением, перегрузкой транспортного средства, наличием местных повреждений (пробои, порезы, разрывы).

В истекшем периоде 2021 года произошло три несчастных случая с тяжелыми последствиями, в результате которых двое работников погибли и один – получил тяжелые производственные травмы.

Так, 1 марта 2021 г. погиб слесарь по ремонту автомобилей Верхнедвинского филиала Витебского районного потребительского общества. По неустановленной причине произошел разрыв находящегося под давлением колеса, демонтированного с автомобиля, в результате чего потерпевший получил смертельную травму головы.

В этот же день при аналогичных обстоятельствах смертельно травмирован водитель автомобиля открытого акционерного общества «Забудова-строй» Молодечненского района Минской области.

25 февраля 2021 г. несчастный случай, приведший к тяжелой производственной травме, произошел с водителем автомобиля открытого акционерного общества «Некрашевский» Октябрьского района Гомельской области. Во время накачивания колеса, снятого с автомобиля МАЗ-551605, вне специального защитного ограждения, потерпевший поправлял кольцо диска колеса с использованием кувалды. При нанесении очередного удара колесо лопнуло, травмировав водителя.

На основании изложенного и в целях недопущения несчастных случаев при проведении шиномонтажных работ, необходимо:

  • используя представленную информацию, провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда с работниками, занятыми эксплуатацией, ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей и автотракторной техники на пневматическом ходу, в том числе, выполняющими шиномонтажные работы;
  • проанализировать причины несчастных случаев на производстве, происшедших при выполнении шиномонтажных работ, и выработать дополнительные меры по их профилактике;
  • не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации (монтировщик шин и шинно-пневматических муфт), не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • монтаж и демонтаж шин проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента, обеспечивающих безопасность работающих;
  • организовать работу в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. №180/128, обеспечив контроль за соблюдением изложенных в них требований;
  • на все виды шиномонтажных работ разработать технологическую документацию (технологические карты) с отражением в ней требований безопасности;
  • при выполнении шиномонтажных работ не допускать:
  • демонтаж с обода колеса шины, находящейся под давлением;
  • снятие с транспортного средства колеса с разборным ободом в случае, когда шина находится под давлением;
  • выбивание обода колеса кувалдой (молотком);
  • монтаж шины на обод (диск) колеса, не соответствующий размеру шины;
  • ударов по замочному кольцу колеса молотком или кувалдой во время накачивания шины;
  • накачивание шины свыше установленной организацией-изготовителем нормы ее давления;
  • применение при монтаже шины замочных и бортовых колец, не соответствующих данной модели колеса, а также имеющих коррозию и сквозное повреждение в ободе диска колеса.
Поделиться