Как чернобыльская трагедия повлияла на жизнь сотрудников Березовского РОВД — BEREZA.BY

Катастрофа на Чернобыльской АЭС повлияла на судьбы многих людей. Оставила она свой след и в жизни сотрудников Березовского РОВД.

С 3 мая 1986 года в управлениях внутренних дел республики началась подготовка сводных отрядов из числа сотрудников милиции для оказания помощи в ликвидации последствий катастрофы на Гомельщине. Это была проверка на прочность, готовность в любую минуту пожертвовать собой ради жизни других. В составе сводных отрядов в разное время из Березовского РОВД было откомандировано 76 человек. Сотрудникам отдела пришлось работать в Брагинском, Наровлянском и Хойникском районах Гомельской области в составе 19 сводных отрядов УВД. Так, в составе 6 отрядов 24 сотрудника работали в Брагинском районе, 40 сотрудников в составе 10 отрядов в Наровлянском районе, 12 сотрудников в составе 3 отрядов в Хойникском районе.

Первыми из Березовского РОВД в составе сводного отряда ступили на загрязненную радиацией землю Брагинского района В.С. Ковалевич, В.Д. Ёвик, А.Л. Зеленин и Д.С. Жур. Вслед за первым в РОВД был сформирован второй сводный отряд под командованием сотрудника УВД Г.Н. Жданюка. Его заместителем был назначен заместитель начальника Березовского РОВД И.Н. Качановский. Вместе с ним были командированы В.Н. Бухта, А.И. Чайковский и В.В. Тарасюк. Личный состав отряда был подобран из числа сотрудников горрайорганов области численностью сто человек. Прибыв к месту командировки в деревню Савичи Брагинского района, расселившись в здании бывшей школы, получив постельное белье, средства защиты и вместо милицейской формы армейскую, обустроившись, отряд приступил к выполнению возложенных обязанностей. За ним было закреплено восемь объектов – населенные пункты и проездные дороги в зоне отселения. От места дислокации до Чернобыльской АЭС и четвертого энергоблока было 20 или немного больше километров. Из населенных пунктов жители были эвакуированы в безопасные районы. Во многих пустующих домах оставались брошенные жильцами вполне пригодные вещи и имущество, что привлекало нечистоплотных на руку людей и мародеров. Кроме них было немало других, кто протягивал руки к чужому добру, несмотря на то, что въезд в зону был запрещен. В обязанности сотрудников входило обеспечивать постоянный контроль и пресечение подобных фактов. Служба была организована круглосуточно в три смены. Сотрудникам выдавались респираторы и маски, у каждого был дозиметр. В первые дни было тяжело, стояла жара, постоянно хотелось пить. Со временем привыкли.

За полтора месяца отсутствия хозяев зарастали сорняками огороды, на лугах – некошеные травы вровень с машиной. Пустующие дома, забитые досками крест-накрест окна, обрезанная электропроводка, проросшая трава на стежках и тропинках и безмолвие. Жутко становилось от этой тишины.

Так в повседневных нарядах, несмотря на жару и далеко не комфортабельные удобства, проходила служба работников милиции, откомандированных в Чернобыльскую зону. Нужно сказать, за все время сотрудниками отдела не было допущено нарушений дисциплины, никто никогда не отказался от наряда или службы, несмотря на то, что радиация пронизывала насквозь землю и все живое.

Пришло время возвращаться домой. Казалось, что, вернувшись к местам службы, сотрудники отдела со временем забудут Чернобыль, но время показало, что они ошибались. Чернобыль и по сей день с ними. У многих спустя некоторое время после возвращения внезапно появились болезни. Сахарный диабет, проблемы со щитовидкой, поджелудочной железой, сердцем и ряд других. Заболевания у молодых, полных сил людей стали прогрессировать. Раньше срока они ушли из жизни, и мы склоняем головы в память о них. Тридцать пять лет прошло, а Чернобыль забыть невозможно. Это наша боль и печаль.

Иван МАЦУКЕВИЧ, аг. Малеч

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: