24 дня в технопарке. Девятиклассница из Березы рассказала, как создала экопроект — BEREZA.BY

Анастасия Мостыка – так зовут девятиклассницу средней школы № 2 г. Березы, которая стала частью апрельской группы учащихся, зачисленных в Национальный детский технопарк. О режиме дня, молекулярной кухне, кофе в капсулах и своих впечатлениях нам рассказала Анастасия.

Зачисление на обучение

– Я была единственной из класса, кто согласился на предложение нашей учительницы по химии Анжелы Михайловны Остовской учиться в технопарке. Отбор проходил в три этапа: исследовательская работа, тестирование и собеседование. В результате меня зачислили на обучение в детский технопарк по направлению «Зеленая химия» и заселили в общежитие БНТУ. С 5 по 28 апреля длилась третья образовательная смена, в течение которой у меня была другая жизнь.

Режим дня

– Свободного времени не было, мы всегда были чем-то заняты.

В 07.30 нас будили ночные феи – так было принято называть воспитателей, которые присматривали за нами в ночное время. На смену им приходили тимлиды – студенты, которые весь день были с нами, во всем помогали и организовывали наш день.

В 08.00 – завтрак, после которого все учащиеся смены в зависимости от своего профиля разъезжались на базы учебных лабораторий трех высших учебных заведений – БГУ, БНТУ и БГУИР.

С 09.00 до 13.00 проходило обучение по выбранному направлению, после чего мы ехали в общежитие на обед.

С 14.00 до 17.15 изучали школьную программу в лицее БНТУ, чтобы не отстать от сверстников за время обучения в технопарке.

В 19.00 – ужин, после которого насыщенный вечер продолжался. По вторникам было посещение бассейна, по четвергам – уроки хореографии, в остальные дни – тренинги, конкурсы, дискотеки и другие мероприятия для сплочения команды.

В конце дня всегда была «свечка» – время, когда весь профиль собирался и обсуждал прошедший день.

По воскресеньям мы ходили на экскурсии. Так, мы побывали на БЕЛАЗе, в музее истории Великой Отечественной войны, Храме-памятнике в честь Всех Святых, а также посетили биологический факультет БГУ, их лаборатории и оранжерею.

Профильное обучение

– Первая неделя. Мы делали химические опыты (перекристаллизация, титрование), занимались молекулярной кухней, которая особенно впечатлила. Например, мы готовили необычные яйца: варили их 2 часа при температуре 65°С и намазывали на тосты; икру из земляничного сиропа: замешивали полимер, после чего делали сами икринки.

Вторая неделя. Преподаватели вводили в курс дела по двум темам для последующих проектов: чистка воды (использовали современное оборудование, определяли цветность и мутность воды, строили графики) и биоразлагаемая пленка (работали с полимерами).

Третья неделя. Последние семь дней были посвящены проектам учащихся по выбранным темам.

Экологический проект

– Мой проект был о биоразлагаемой пленке. Его цель – избавление от фольгированных упаковок кофе, которые загрязняют окружающую среду. Так, у меня получилось сделать какао и 3 вида кофе (обычный, с корицей, с корицей и кардамоном) в растворимых капсулах, которые заменяют напитки в неэкологичных упаковках (например, кофе «3в1»). Они просты в применении: нужно добавить капсулу в кипяток, после чего она растворится даже быстрее, чем обычный кофе. К этой идее меня подтолкнула давняя любовь к таким напиткам в пакетиках, которые я часто пила.


Анастасия поделилась, как ей удалось своими руками сделать капсулы с кофе и какао:

Шаг 1. Для начала необходимо создать полимеры. Получится прозрачный раствор, который нужно оставить на сутки для обезвоздушивания.

Шаг 2. Добавить кофе и какао в раствор пленки и замесить его.

Шаг 3. Залить пленку и специальным скребком распределить ее по заранее подготовленной поверхности. Оставить на сутки для застывания.

Шаг 4. Аккуратно обрезать пленку до нужного размера, спаять с нескольких сторон, засыпать наполнитель (кофе, какао) и спаять с оставшейся стороны.

Капсулы готовы.


Впечатление о технопарке

– Это новый незабываемый опыт. Здесь все замотивированы учиться, все делают с интересом. Однако в технопарке не мог бы учиться любой, так как профильные занятия проходят на уровне, который требует наличия широкого спектра знаний в конкретном направлении. А это есть не в каждом школьном учебнике.

На нашей смене было 30 учащихся: 4 девочки и 26 мальчиков. Несмотря на то, что все приехали из разных уголков Беларуси, мы стали большой семьей и уже договорились повторно подать заявку на одну образовательную смену в следующем учебном году.


УО «Национальный детский технопарк» создано 1 января 2021 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 145 «О создании учреждения образования «Национальный детский технопарк».

Национальный детский технопарк – это площадка для реализации творческого потенциала учащихся 9 – 11 классов в прорывных образовательных направлениях: «Зеленая химия», «Информационные и компьютерные технологии» и «Робототехника».

Мотивированные учащиеся, ведущие ученые и специалисты университетов, талантливые педагоги объединяются, чтобы вместе найти инновационные ответы на глобальные вызовы.

Екатерина ХОДАН

РИА «Маяк»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: