82 года отдаляют нас от памятной для нашего народа даты – 17 сентября 1939 года. Это не просто «памятная дата», без сомнения, это праздник для белорусов, потому что тогда начался процесс воссоединения белорусского народа и его территорий, разрубленных пополам в 1921 году Рижским договором, в единое целое. Тогда за бортом БССР (ССРБ) оказалась почти половина исторической белорусской территории и половина населения. Так что, соединение двух равных половин – это, несомненно, великое событие. Даже для соседней Украины её воссоединение с Западной Украиной было тоже радостным событием, но все-таки речь шла о вхождении в УССР 20% территории и населения. Здесь – 50%.
Праздник этот имеет свою историю. Его в первые послевоенные годы, кстати, широко отмечали в БССР.
В конце 1940-х годов праздник был согласно указаний «сверху» подзабыт. Видимо, из соображений политической корректности – в соседней Польше установилась народная демократия, социализм, и не хотелось задевать чувства братского соседнего народа. Те ответили взаимностью и «пригасили» праздник, который в межвоенный период широко и с энтузиазмом отмечался – 16 августа – «Чудо на Висле», когда в этот день в 1920 году польская армия нанесла под Люблином удар по Красной Армии и начала громить Западный фронт, которым командовал Михаил Тухачевский. Итогом этого стало сокрушительное поражение Советской России в войне с панской Польшей.
Так вот, когда рухнула система социализма в Восточной Европе и распался СССР, с 1996 года наши соседи принялись заново праздновать, видимо, все эти годы не забытый день «Чуда на Висле». Автор этих строк как раз угодил именно в этот день и именно в эпицентр события в Люблине. Хочу заверить: праздновали соседи масштабно и с выдумкой. Ради Бога, это их право как народа. Однако вызывает недоумение тот ор, который поднялся у них, когда они прознали про реанимацию Дня воссоединения у нас. То есть получается, что гулять и веселиться в день, когда их прадеды «отгваздали» Красную Армию в событии, которое прямиком привело воюющие стороны к печальному для белорусов Рижскому миру, разделив наполовину население и территории, можно, а нам, белорусам, отмечать дату события, которое покончило с этой несправедливостью и сделало нас единым народом, – нельзя. Мы что, как-то хуже и ниже, и нас надо учить, что нам праздновать, а что нет? Логика, конечно, отсутствует начисто.
В ответ начинаются привычные рулады насчёт Пакта Молотова-Риббентропа и, в общем весь тот маразм, о котором уже много написано. Пытаться разубедить оппонентов, тыча им конкретные факты, конкретные документы, конкретные воспоминания очевидцев, бесполезно – они не настроены на диалог. Их интересует только безоговорочное признание только их правоты. Это как в Одессе: «есть мнение моё и другое – дурацкое». На такую позицию отвечать не хочется, ибо будет не политкорректно. Максимально вежливо можно только сказать: «Ребята, никто не мешает вам праздновать свои для вас знаковые даты. Так отстаньте и не мешайте нам праздновать свои знаменательные даты. И пламенный вам привет!».
17 сентября 1939 года произошло логичное воссоединение. Советское руководство никогда не воспринимало решения, принятые в Риге в 1921 году, объясняя это тем, что нашей делегации там фактически выкрутили руки. Делегации Советской Беларуси там не было вообще, по настоянию польской делегации (это к тому, что белорусское руководство вообще за грабительскую границу 1921 года ответственности не несло, ничего не подписав). Антанта, в частности, Великобритания, ещё в декабре 1919 года предлагала границу между польскими и белорусскими землями провести там, где примерно она проходит в настоящее время («линия Керзона»). Но уж как получилось, так и получилось.
Теперь давайте разбираться. Ещё в разгар боевых действий 1919 года, 29 апреля того же года автор восстанавливаемой Польши Юзеф Пилсудский обратился к населению края с воззванием «К населению бывшего Великого Княжества Литовского», в котором белорусам гарантировалось равноправное развитие вместе с народом польским в рамках единого государства. Прекрасно. Война кончилась, наступил долгожданный мир, и вместе с ним возникли вопросы:
Равноправие? Где обещанная автономия? Сколько квадратных сантиметров белорусской территории контролировала БНР или другие гипотетические белорусские политобразования в западной Беларуси?
Где бурный расцвет белорусской культуры в довоенной Польше? Музеи, научные учреждения, театры, архивы? ТБШ держалась из последних сил, и ту прихлопнули перед войной. Так, на сцене в качестве прирученных папуасов в высококультурной европейской Польше сплясать «крыжачок» и заспевать «Лявониху» – повеселить публику, и всё. Колонией африканской пахнет.
Где реально действующий социальный лифт для аборигенов? Генералы белорусского происхождения, профессура, академики, воеводы, президенты (так назывались мэры) крупных и средних городов? Ась?
Где экономическая мощь региона с крупными предприятиями и развитой инфраструктурой? Где не было хронической безнадёжной безработицы? Где процветали всеобщие и бесплатные здравоохранение и образование?
Увы… Да, в бытовом отношении действительно западные белорусы в массе своей жили лучше родственников из БССР. Тут нечего спорить, и это можно подтвердить документально. И неправду говорили в старых учебниках, что у местного населения не было избирательного права. И образование можно было получить хорошее, правда, за деньги и с польской промывкой мозгов. Но это была жизнь национального меньшинства. Местного мусора – покупателя польских товаров и источника дешёвой рабочей силы для их хозяев, подлежащего ассимиляции.
Вспомним слова министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого: «Дайте мне 10 лет, и вы на этих землях днем с огнем не найдёте ни одного белоруса и ни одного украинца».
Кто-нибудь из должностных лиц в БССР посмел бы сказать подобное? Да летел бы из кабинета с оконной рамой на шее впереди собственного визга! А здесь – пожалуйста, и никого это не возмущает. Образование? Плати. Нет денег или охоты к знаниям – Бог с тобой. Не будем даже сравнивать отношение к народному образованию и здравоохранению в БССР. Автономия белорусских земель здесь вообще не рассматривалась. И польское руководство после этого прямо-таки с детской обидой дулось на белорусов, массово поддерживавших национальные и революционные организации. Вопрос к создателям очень «демократического» концлагеря в Берёзе Картузской и гонителям на белорусские школы: «А чего вы хотели?».
БССР в сравнении с западными белорусскими землями была действительно реальной формой белорусской государственности со всеми полагающимися атрибутами от политических до научных и культурных учреждений. И не забываем, что в её Конституции, как и в Конституциях других союзных республик СССР имелась статья, которая провозглашала право свободного выхода из Советского Союза. Критики всего советского могут хоть лопнуть от ненависти к нашему недавнему историческому прошлому. Только лопаться они будут на территории как раз независимой, суверенной Беларуси, которая смогла получиться именно на основании прописанной в советское время Конституции. Когда пришло время, статья сработала.
И живем мы в суверенной стране в границах, которые во многом оформились благодаря той самой дате – 17 сентября. Так что, это праздник для адекватных граждан республики, которые обладают способностью делать сравнения и анализировать своё историческое прошлое. Оно не было безупречным. Там было многое… Но здесь речь идёт о конкретной данности – страна независима. Она – член ООН и даже одна из её основательниц. Она обладает всеми необходимыми составляющими реального государства. А праздники мы себе организуем уж как-нибудь сами. Без посторонних советов, руководствуясь своей логикой и интересами большинства народа.
malorita.by
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: