Жизнь Андрея Юдчица — BEREZA.BY

Война, смерть и рождение новой жизни кажутся несовместимыми понятиями. Вряд ли кто задумывался над тем, сколько людей родилось 22 июня 1941 года, в тот самый длинный день в году и в самый тяжелый и горький в истории Великой Отечественной войны. В этот день 80 лет тому на заставах и в приграничных дотах стояли насмерть бойцы в зеленых фуражках. В тесном кольце врага дрались и гибли героями защитники Брестской крепости.

Именно в этот день на хуторе Городцы возле деревни Пешки в многодетной семье Андрея Венедиктовича и Меланьи Максимовны Юдчиц родился сын, которого назвали также Андреем. В будущем уроженец Березовщины, корни которого уходят к главным основателям Пешек – Юдчицам, станет известным белорусским журналистом. Сегодня мы вспомним, светло и благодарно, нашего земляка в рамках совместного с редакцией музейного проекта «Знать и помнить эти имена».

Колыбель детства – Пешки

Через годы Андрей Андреевич в разговоре с коллегами скажет, что только позже, во время службы в морских частях пограничных войск он осознал всю трагичность даты своего прихода в этот мир, разрушенный в одночасье вероломным врагом. Родные Пешки – его колыбель, будут числиться в «Списке населенных пунктов Брестской области, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками вместе с жителями в 1941– 1944 гг. и восстановленных после Великой Отечественной войны». Этот документ – сви детельство трагедии его земляков – размещен в качестве экспоната в военном зале историко-краеведческого музея.

Накануне войны в деревне было 88 дворов и проживало 352 человека. На апрель 1942 года сожжено 79 дворов и убито 14 мирных жителей. Это были в основном пожилые люди, не успевшие уйти с односельчанами в лес.

Семья Юдчицей вынуждена была после очередной облавы фашистов-карателей спасаться в Споровских партизанских лесах. По воспоминаниям брата-партизана Василия, на 20 лет старшего за Андрея, пешковцы, возвращаясь домой в 1944 году, не узнавали свою деревню: сгоревшие дома, торчащие печные трубы, обгоревшие деревья, и возле своих пепелищ роющие землянки односельчане. Родительская усадьба, одна из немногих, чудом уцелела.

Андрей Юдчиц в гостях у родных и земляков (четвертый слева), д. Пешки

Студенческое эссе «Ясельда»

Журналист Андрей Юдчиц прочувствовал своим ранимым сердцем всю боль, ужас пережитого его родными, односельчанами и пронзительным, ярким художественным словом об этом поведал в рассказах, документальных новеллах, эссе «В лесу под Споровом», «Мешок мелкой картошки», «Ясельда». В небольшом, но емком рассказе «Ясельда», написанном еще в студенческие годы и включенном в книгу «Память. Березовский район», можно найти строки о том страшном июньском дне сорок первого года: «Белый туман плыл над Ясельдой июньским утром сорок первого года. В то утро речку ранили немецкие бомбы. А затем она много дней и ночей подряд слышала выстрелы и взрывы – бушевало пламя всенародного сопротивления оккупантам. Газета Березовского подпольного райкома партии так и называлась – «Пламя»… После горячих боев с фашистами обмывали раны чистой и студеной ясельдянской водой партизаны Брестского соединения, которым командовал Герой Советского Союза полковник Сергей Иванович Сикорский».

Андрей любил речку своего детства, был верен ей всю жизнь и трепетно хранил детские воспоминания о ней как о живом свидетеле истории родного края, в том числе, и военного времени: «После войны в Ясельде остались неразорвавшиеся немецкие бомбы – как осколки в груди моего старшего брата, который вернулся домой в побед ном сорок пятом. Буи с надписями «Осторожно, бомбы!», несколько лет качавшиеся на воде, казались мне знаками о ранениях на гимнастерках фронтовиков». Из листов «Автобиографии», хранящейся в фондах музея, собственноручно заполненной мелким, аккуратным почерком, узнаем, что путь в журналистику сельскому юноше открыла Березовская районная газета: в 1958 году Андрей был принят литсотрудником газеты «Пламя». Затем работал в редакциях районных газет в Антополе и Дрогичине.

Работа в газете «Селянке»

После окончания факультета журналистики Белорусского государственного университета наш земляк более 20 лет отдал «Сельской газете». Был членом редакционной коллегии – заведующим отделом. Будучи журналистом-аграрником, побывал – и не раз – во всех 118 районах Беларуси. Не порывал связей с малой родиной и земляками. Радовался встречам с коллегами по перу, бывшими членами литобъединения «Крыніца», проживающими в Минске: Алесем Рязановым, Петром Лебедевым, Виктором Супрунчуком, помогал публиковать произведения березовских криничан на страницах республиканских изданий. Эта школа писательского мастерства, наряду с профессиональными знаниями, развила литературный талант уроженца Пешек и помогла перешагнуть рубеж «районки».

Жизненное кредо

В двухтысячных Андрей Юдчиц стоял у истоков рождения «Народной газеты», проработал в ней с самого первого номера более 10 лет, был заместителем главного редактора. Журналистское мастерство Андрея Юдчица – это не только свой стиль, язык, мысли, разножанровость печатных материалов, но и его авторская позиция, которая четко прослеживалась в материалах, его неравнодушие и взволнованность судьбами героев публикаций. Его авторские рубрики «Свет в окне», «Акценты» вызывали тысячи писем читателей. Журналисту жаловались, с ним советовались, у него просили помощи. И ни одно письмо он не оставлял без внимания, потому что участливое отношение к людям было его жизненным кредо. В этой профессии он нашел свое призвание. И главное: она подарила ему многочисленные, незабываемые встречи с интересными людьми, которым он часто помогал.

Добрый человек – «свет Андрей»

Он приезжал в родные Пешки, был в курсе всего, что происходило в районе, чем жила его малая родина. Андрей Андреевич был среди многих березовчан, кто оказывал помощь в возрождении местной святыни – Черняковской церкви.

Коллеги по работе ценили своего товарища за его доброе, отзывчивое сердце, искренность, умение дружить и держать свое слово. Он всегда ходил с гордо поднятой головой, военной выправкой, которая после воинской службы осталась с ним на всю жизнь. Он был всегда пунктуален и предельно точен, никогда никуда не опаздывал. Собирал редкие фотографии, но сам фотографироваться не любил. Любил слушать «Прощание славянки» и однажды с армейским другом целую ночь просидели, слушая ее и размышляя о родине… Крепкая мужская дружба связывала его с известным в Березе поэтом-криничанином, военнослужащим Александром Пащенко, посвятившим журналисту стихотворение «Это наше двухсотое свидание…».

Андрей Андреевич с дочерью Вероникой

Излучающим свет и доброту был Андрей Андреевич и для своей семьи – жены Елены Васильевны и дочери Вероники. Для своих многочисленных учеников он был образцом честного бескомпромиссного мастера пера, который никогда не изменял своим принципам и этическим нормам любимой профессии.

Сердце Андрея Юдчица перестало биться 30 марта 2004 года. Он не дожил до своего 63-го дня рождения совсем немного. Видимо, не зря журналист выбрал себе творческий псевдоним – Юрий Секунда. Наша жизнь – мгновение. Творческая удача, успех – миг. И строки журналистские – такие же мгновенные, но хранящие память об их авторе: «У меня много дорог, много встреч и прощаний. Но где бы ни шел, куда бы ни ехал – никогда не забываю одну. Дорогу в Березу. Дорогу к Ясельде. Она – главная в моей жизни. Она – начало всех моих дорог, начало всех тревог и радостей. Я скоро поеду туда. Пойду на берег речки и скажу ей: «Добрый день, Ясельда, добрый день, родная…»

Яркая, искренняя, честная публицистика известного в Беларуси журналиста-газетчика нашего земляка Андрея Юдчица может быть образцом для роста профессионального мастерства журналистов.

Алла ДРАГАН, сотрудник Березовского историкокраеведческого музея

Фото из банка данных краеведческого центра Борковской сельской библиотеки

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: