В канун Рождества Христова по западной традиции мы побывали в римско-католическом приходе Святой Троицы в Березе, чтобы подробнее узнать об истории праздника, его традициях и особенностях почитания в современных реалиях. На наши вопросы ответил викарий прихода ксендз Станислав Вашкевич.
– Говоря о рождественских традициях, нужно заглянуть в глубину веков и вспомнить – откуда они восходят. Интересно также узнать, как выглядит традиционный сочельник у белорусских католиков.
– Праздновать день рождения Иисуса христиане стали только в IV веке, так как до этого времени (до 313 года) испытывали гонения и преследования. Когда в 328 году Римским императором стал Константин Великий, на месте, где родился Христос, построили собор, и в литургии появился праздник Благовещения. В Израиле, в принципе, не отмечали дней рождения, поэтому Рождество Господне было простым воспоминанием в литургии. Шли годы, все менялось, христианство стало развиваться, и вот сегодня это большой праздник, которому радуются во всем мире.
На Беларуси Рождество стали праздновать в раннем средневековье. Со временем устоялись традиции и символика, которые ему сопутствуют.
В канун Рождества вся семья собирается на праздничном ужине. На столе обязательно должна быть свеча и 12 постных блюд – по числу апостолов. В нашей традиции чаще всего на столе можно было увидеть простые блюда: картошку, капусту, рыбу, селедку, перловую кашу, грибы, сушеные фрукты – яблоки, груши, сливы.
В XVIII веке у католиков появился еще один символ Рождества – это традиция преломляться белым хлебцом (на белорусском языке – аплаткам). Перед тем, как сесть за стол, старший из присутствующих читает фрагмент Евангелия (Лк. 2, 1-14), и друг с другом, преломляясь облатками, высказывают пожелания или просят прощения. После трапезы в семейном кругу поют колядки (рождественские песни), и в полночь все вместе отправляются на праздничную мессу в костел.
– В эпоху раннего средневековья Рождество нередко связывали с языческими праздниками. Более того, многие из тех традиций переродились в христианские. По Вашему мнению – это слабость веры первых христиан или компромисс церкви?
– До прихода христианства на территории современной Беларуси жители были язычниками, соответствующими были и праздники, это естественно. По мере того, как люди принимали крещение, слушали Божье Слово и начинали жить по Божьим заповедям, стала меняться их ментальность. Те праздники, которые воспевали языческих богов, потеряли смысл и перерождались в христианские. Некоторые просто были забыты, так как идолопоклонство является нарушением заповедей Божьих. Не считаю это слабостью веры или компромиссом, скорее – это правило жизни, перемена ментальности человека. И все-таки не будем забывать, что с приходом христианства повышалась образованность людей.
– Назовите три самые важные, по Вашему мнению, рождественские традиции для каждого католика. Объясните свой выбор.
– Сложно выделить традиции, которые входят в рейтинг самых-самых: каждый, наверное, назовет свои. Но я, пожалуй, выделю традицию встречаться в кругу семьи за столом в канун Рождества, преломиться белым хлебцом с близкими и родными в атмосфере прощения и теплых пожеланий, и, конечно, на первое место поставлю Мессу в полночь как благодарность Всевышнему за его Воплощение в человеке. Почему эти три? Потому что мы живем иногда в одной семье, а друг друга не замечаем, стремимся многое получить, многого достичь и забываем, кто в нашей жизни Главный. На мой взгляд, эти три момента останавливают нас и помогают выстроить правильную иерархию ценностей.
– Многие рождественские атрибуты, благодаря маркетологам, стали предметом массовой культуры и коммерции. Например, об адвентовых календарях еще несколько лет назад в Беларуси знали только католики, теперь – это атрибут новогоднего праздника во многих белорусских семьях. Как Вы к этому относитесь?
– Этот вопрос касается современной культуры, которая пользуется не христианской философией и не христианскими ценностями. Маркетологи якобы во всем виноваты, но это не так. Есть несколько философских веяний (идеологий), на которые современная Европа (я имею в виду континент, а не отдельные страны) желает опираться и строить свое будущее. Один из моментов, на который хочется обратить внимание, – это секуляризация современного общества. Что это такое? Ничто иное, как процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, контроля и мотивации. На практике это приводит к тому, в чем я вижу суть поставленного вопроса. Поделюсь последней информацией: в парламент Евросоюза в этом году поступил законопроект, в котором предлагается вычеркнуть из названия предстоящих праздников Рождество Христово, а называть просто – Зимние Праздники. Это и есть секуляризация, а маркетинговые компании являются техническими исполнителями этой мысли.
Есть еще один момент, на который хотелось бы также обратить внимание – моральный релятивизм, широко пропагандирующийся в Европе. Это еще одна беда, которая ведет в тупик и к саморазрушению. Что же это такое? Моральный релятивизм представляет собой убеждение в том, что определение добра и зла является личным выбором человека. Это приводит к вседозволенности. Хочу – работаю в воскресенье, а хочу – отдыхаю; хочу – женюсь, а хочу – развожусь. Бог перестает быть в этой идеологии абсолютным авторитетом, и Божьи Заповеди становятся лишь рекомендациями. Как к этому можно относиться? Надо открывать людям глаза, показывая правду, и не забывать, что завещал нам Иисус Христос: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие! А когда Бог с нами, то кто против нас?..
– Очень часто традиции путают с суевериями: например – гадания в сочельник. Как различить эту грань и как к таким вещам относится христианину-католику?
– На мой взгляд, стоит разделять забаву от гадания в дословном понимании этого слова. Да, гадания в сочельник имели место в нашей традиции, только что это за гадания? Моя бабушка рассказывала, что когда садились за стол ужинать, то под скатерть клали сено – символ рожденного на сене младенца Иисуса. После ужина молодые девушки гадали, вытягивая соломинки из-под скатерти. Чья оказывалась короче, та и замуж выйдет быстрее. Но это воспринималось как развлечение, а не гадание в понятии магии и просьбы о помощи потусторонних сил. Если произносятся какие-то заклинания, магические обряды или призывы каких-то духов, то этого делать категорически нельзя. А все остальное, если это в категориях забавы, то почему бы и не повеселиться на праздник.
– Одна из проблемных тем: празднование Рождества в смешанных семьях. Где супруги христиане, пусть и разных конфессий, с этим, наверное, проще. Но как быть тем, где один из супругов иноверец или атеист?
– Не считаю, что супругам разных конфессий проще. Мне кажется, что все с точностью наоборот. Когда супруг иноверец или атеист (сегодня многие еще называют себя агностами), то им какая разница? Праздник и праздник. Стол заставлен вкусностями, а в нашей культуре еще и присутствует спиртное, так почему бы и не попраздновать: имею в виду не поддержать супруга-христианина. Тут, на мой взгляд, все просто и проблем не вижу. Но вот, когда христиане разных конфессий, возникает трудность. Рассмотрим такой момент: один из супругов православный, другой – католик. Всем хорошо известно, что Московский патриархат (один из немногих, кто придерживается юлианского календаря) празднует Рождество Христово на две недели позже. Возникает вопрос: как православному христианину вести себя в такой ситуации? В их традиции еще продолжается пост и как разделить радость Рождества с супругом-католиком? Вот на этот вопрос я, пожалуй, не смогу дать ответа…
– Существует ли дресс-код для прихожан, пришедших на мессу в рождественский сочельник?
– Пожалуй нет, дресс-кода не существует. Современное общество такими понятиями как «dress-code» вводит много хаоса в культуру в широком значении этого слова. Что я имею в виду? Например, когда идем в бассейн, мы же не одеваем костюм-тройку и белую рубашку с бабочкой. Мы берем с собой костюм для плавания. Когда идем в театр или оперу – одеваемся соответствующе, т.е. без порванных джинсов и мятых рубашек с оторванными рукавами. Так как одеваться в храм? Одежда должна быть подобающей месту, в которое мы идем. Почему на свадьбу мы всегда одеваем костюм и красивую начищенную обувь, а в храм приходим, натянув джинсы и растянутый свитер? Почему не проявить уважение к Богу и другому человеку через свою одежду и опрятность? Это именно тот заметный момент, который раскрывает мою личную культуру и мое отношение к вере и традиции. Я не сторонник делать замечания по поводу одежды, но на опрятных людей, одетых со вкусом, и смотреть приятно.
– Сколько в католической традиции длятся рождественские праздники?
– Сам праздник Рождества Христова длится один день, но есть рождественский период, и он растягивается на сорок дней до Сретения Господнего (на белорусском языке – Ахвяраванне Пана). На протяжении всего этого периода во время месс звучат рождественские песни, а особенную атмосферу в храмах создают праздничные декорации (батлейки) с ясельками, где родился Иисус Христос.
О семейных традициях на Рождество мы также попросили рассказать прихожан костела Святой Троицы в Березе
Наталья РОЖКО, врач-невролог Березовской ЦРБ им. Э.Э. Вержбицкого:
– В нашей семье уже многие годы в канун Рождества принято наряжать елку и украшать дом. Это традиция еще моих родителей: папа приносил 24 декабря живую елку, и мы все вместе ее наряжали. Теперь этот обычай живет и в моей собственной семье. Особенными чувствами наполнен сочельник. Праздничный ужин начинаем с чтения Евангелия от Луки. Еду со стола сразу не убираем, чтобы души умерших родственников тоже могли «поесть». Это дань традициям, которым научили родители. Рождество – это по-настоящему семейный праздник, который нас объединяет и дарит надежды на самое лучшее. Желаю всем, чтобы наши семьи были наполнены радостью, любовью и милостью Божией.
Марина ТОВПИК, работница гостиницы «Ясельда» ГУПП «Березовское ЖКХ»:
– На Рождество мы всей нашей большой и дружной семьей собираемся на ужин в доме моей мамы. Делимся облатками, соблюдаем традицию постной трапезы, а с появлением первой звезды начинаем петь рождественские песни. Раньше у нас была кассета с польским репертуаром, но теперь есть много хороших песен на белорусском языке: «Сёння ў Бэтлееме», «Ціхая ноч», «А ўчора з вячора» и другие. Обязательно всей семьей участвуем в праздничной мессе в костеле. Очень важно разделить радость Рождества Христова со своими прихожанами, вместе вознести хвалу Господу за рождение Спасителя. В преддверии этого теплого и чудесного праздника хочу пожелать своим близким и всем людям счастья, любви, согласия в семьях и богатого на Божью благодать нового года.
Подготовил Дмитрий МУЗЫКА
Фото Сергея БОБРОВА и героев публикации
Подписывайтесь на нас в Telegram!