Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте – юный организм еще недостаточно укреплен, а значит, подвержен различным вредным влияниям. Факторов, ведущих к значительному снижению или даже потере зрения, великое множество. Как сохранить, улучшить и восстановить его? Вот вопрос, которым задаются многие родители, а помочь им в этом могут специалисты, занимающиеся с детьми с различными нарушениями зрения. Именно такие работают в яслях-саду №4 г. Белоозерска.
Мы приехали к ним в гости, чтобы все увидеть самим и рассказать о педагогах, медицинских работниках и замечательных детках, воспитывающихся здесь. В группе для детей с нарушениями зрения занимаются мальчики и девочки в возрасте от 3 до 7 лет с различными диагнозами. Эти малыши требуют особого внимания, поэтому их немного меньше, чем в обычной садовской группе.
Впервые спецгруппу здесь открыли в 2007 году, начинали с нуля, ведь опыта работы с такой детворой не было. Она единственная в районе, но посещать ее могут детки не только из Белоозерска, но и из других населенных пунктов Березовщины благодаря организованному подвозу транспортом Березовского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. За годы функционирования в ней обучались и лечились малыши с разными видами и степенью косоглазия, амблиопии, миопии, гиперметропии, астигматизма, нистагма, отсутствия бинокулярного зрения, атрофии зрительного нерва. Был и ребенок с полной потерей зрения.
Работу с детками доверили воспитателям Наталье Прокурат и Татьяне Зановской, помощнику воспитателя Татьяне Сеглюк, тифлопедагогу Наталье Трутько. Они трудятся в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем Екатериной Люлькович, руководителем физвоспитания Еленой Сачко, педагогом-психологом Ниной Чайчиц. Девять ребят, среди которых и Карина, приезжающая из Березы, под надежным присмотром, окружены заботой и лаской, а мамы и папы в это время могут спокойно работать.
В яслях-саду №4 г. Белоозерска функционируют 8 групп, из них 5 – интегрированного обучения и воспитания, 1 специальная группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, 1 специальная группа для детей с нарушениями зрения, первый класс интегрированного обучения и воспитания, работает пункт коррекционно-педагогической помощи.
Дети со зрительной патологией видят мир искаженно, соответственно характеру своего заболевания. А видеть мир согласно общепринятым эталонам им помогают педагогические и медицинские работники. Образовательный процесс организован по учебной программе дошкольного образования, обеспечивающей подготовку ребенка к обучению в школе, а не по какой-то «особенной», как, к удивлению, считают некоторые родители.
Заходим в обычную детсадовскую группу: уютные игровая комната и спаленка, много ярких игрушек и детских рисунков, красочного наглядного материала. Сами воспитанники в это время увлечены рисованием, на наши вопросы отвечали искренне, лишь немного стесняясь. Затем ребята проходили лечебную процедуру аблиостимулятором «АИСТ-01ЛК». Прибор используется дважды в день по 10 минут для каждого ребенка в зависимости от рекомендации врача, наиболее эффективен при амблиопии – заболевании, при котором один из двух глаз, так называемый ленивый, почти не задействован в зрительном процессе. Но после многочисленных занятий глаза вновь обретают возможность нормально видеть. Все малыши четко выполняли процедуру, словно осознавая, как раз за разом им помогает этот аппарат.
Многие дети с нарушениями зрения имеют низкий уровень осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Поэтому для эффективной коррекции мелкой моторики рук, а также для зрительной нагрузки после лечебной процедуры аблиостимулятором воспитатели используют специальные коррекционные упражнения и занятия. Вот и в этот день ребята усердно выкладывали мельчайшие деталями термомозаики.
Немаловажным методом коррекционной работы является систематическое использование гимнастики для глаз. Педагоги постоянно используют специальные упражнения, способствующие активизации зрительных функций или снятию утомления глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияющих на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения. В группе соблюдается зрительный режим, воспитатели внимательно следят за детками, которым необходимо носить очки, и за выполнением окклюзий – закрывание лучше видящего глаза с целью активизации работы хуже видящего глаза. По словам заведующего дошкольным учреждением Светланы Левик, такой процесс для малышей в группе – обычное явление, у них нет дискомфорта и психологического давления, а дома часто они не хотят это выполнять. Ежедневно тифлопедагог проводит коррекционные занятия, индивидуальные и подгрупповые, направленные на развитие зрительного восприятия воспитанников, социально-бытовой и пространственной ориентировки, познавательной деятельности.
Курирует малышей врач-офтальмолог Александр Кононович. Доктор с первого дня открытия группы помогает таким детям вернуть зрение и видеть этот мир ярким и четким. Он проводит диагностику, назначает лечение, осуществляет медицинское сопровождение воспитанника на протяжении всего пребывания его в спецгруппе. Александр Викторович ежемесячно осуществялет мониторинг коррекции зрительных функций, позволяющий отслеживать динамику. На каждого ребенка ведется офтальмологическая карта с назначением лечебных процедур. Медицинская медсестра Елена Кушнерова ежедневно проводит лечение обучающихся, контролирует выполнение назначений врача.
Все дети, нуждающиеся в аппаратном лечении, проходят его в медицинском кабинете учреждения. Во время нашего посещения медицинская сестра проводила процедуру с Есенией на аппарате «Синоптофор» с целью развития бинокулярного зрения при косоглазии. Использование данного аппарата при таком диагнозе помогает уменьшить или убрать это зрительное нарушение без хирургического вмешательства. Для восстановления зрительных функций также используется электростимулятор «ЭСОМ-Комет».
В детском саду созданы условия для успешного лечения, работают прекрасные специалисты. Спецгруппа на сегодняшний день оснащена офтальмологическим оборудованием примерно на 30%, приобретенным на благотворительной и спонсорской основе. Для совершенствования работы и эффективного лечения важно иметь в наличии ряд другого современного офтальмологического оборудования, так необходимого этим деткам, которые имеют весьма реальный шанс улучшить свое зрение.
Многие родители, к сожалению, не знают о возможности посещения такой группы и о реальной медицинской помощи, зачастую посещение врача-офтальмолога откладывают ближе к пяти годам, а время уходит.
Совместный труд педагогов, медицинских работников, родителей и воспитанников помогает достичь простых на первый взгляд, но потрясающих результатов. После лечения улучшения наблюдаются у всех детей. И некоторые из ребят в первый класс уже отправляются без очков.
– Мы душой прикипаем к своим малышам, переживаем, как они дальше адаптируются к новому учреждению, будут ли там о них так же заботиться, – говорит руководитель Светлана Левик. – С учетом диагнозов и наследственности больше половины ребят выходит из детского сада со зрением единица. Угол косоглазия значительно уменьшается или уходит совсем. У нас в коллективе нет ни одного равнодушного человека, каждый вносит свою лепту для выздоровления детей, многое делая по личной инициативе и на энтузиазме.
Трое из девяти воспитанников группы этим летом покинут дошкольное учреждение и пойдут в обычный класс. На смену будущим первоклассникам придут новые малыши.
Жанна МИРОШНИК
Фото автора
Подписывайтесь на нас в Telegram!