«Вечная любовь к детям». Творческий путь руководителя «Журавинки» Елены Быкович — BEREZA.BY

Кто в юности не мучился сомнениями, правильно ли поступает, выбирая, скажем, техническую, а не гуманитарную стезю или наоборот?! Но есть счастливое меньшинство, которому едва не с младенчества судьба посылает знаки и дает подсказки, открывая, в конце концов, ясный и определенный путь. Именно из них обычно вырастают профессионалы, мастера своего дела.

И какие бы времена мы ни переживали, именно эти люди с геном творчества в крови, созидатели и перфекционисты, несут в окружающий мир энергию, определяя прогресс в любой сфере деятельности, а в конечном счете и будущее. Что идет от Создателя, а что из семьи и традиций рода, не всегда различишь, но ясно одно: только здоровое дерево дает наливные плоды…

Родом из детства

Елена Николаевна Быкович, художественный руководитель заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь образцового ансамбля народного танца «Журавинка», выросла в большой семье в Антополе. Отец Елены и трех ее сестер Николай Прокофьевич Гордиевич возглавлял передовое сельскохозяйственное предприятие. Строго говоря, он и вывел его в передовые благодаря сильному характеру, целеустремленности и организаторскому таланту… В хрущевские времена за нарушение сроков посевной кукурузы он получил «сверху» выговор, а потом, за невиданный урожай, полученный как раз благодаря нарушению этих сроков, – медаль на ВДНХ в Москве. Мама Мария Гавриловна, учитель начальных классов, оставила любимую работу, чтобы быть опорой мужу. Настоящая хранительница домашнего очага, она по-хозяйски вела дом, воспитывала четырех дочерей (Елена была третьей), принимала бесчисленных коллег и заезжее руководство всех рангов, памятуя, что гостеприимство – святой долг… Родители избегали назиданий – воспитывали исключительно личным примером. В их доме до самой смерти жила абсолютно чужая пожилая женщина, которую отец привел под предлогом «понянчить ребенка» (старшую дочь Лидию), а на самом деле из сострадания: неблагодарные родные выгнали ее на улицу… Бабушка Наталья вынянчила четырех сестер Гордиевич и была любима ими, как родная…

Дедушка по маме, замечательный садовод, в конце лета обязательно привозил прекрасные фрукты и овощи, говорил: «Делайте заготовки!» Но мама оставляла семье только часть: все остальное, разложенное по авоськам и пакетам, раздавали соседям и односельчанам. Это считалось нормой, как и приглашения соседской детворы на мамины несравненные пироги-медовики. Благодарность родителям согревает сердце Елены Николаевны всю жизнь. От них, считает она, все лучшее в ней, включая любовь к детям и силу характера.

Артистка

Маленькая Лена единственная в семье имела неодолимую страсть к перевоплощениям: за день могла переодеться несколько раз! Когда заканчивались платья сестер и свои – принималась за мамины. Отправляясь на прогулку, требовала носочки и шляпку. Взрослые и сестры подшучивали над ней, но при этом понимали: Лена не как все, в ней живет артистка. Посмотрев знаменитый фильм «Девчата», девочка неожиданно (среди лета) появилась среди родных в шапке-ушанке и кожушке и, явно играя роль всеми любимой Тоси Кислицыной, под общий смех заявила, что собирается в лес на делянку! А когда родители подарили ей босоножки (тогда это была редкость), прямо в них и пошла по сугробам на новогодний утренник в школу! Магия танца рано проникла в детскую душу. В гостях у родственников в Минске девочка, как завороженная, смотрела по телевизору балет. Экран был совсем маленький, разглядеть что-либо трудно, но Лену было не оторвать от зрелища, которое казалось ей самым прекрасным в мире…

Твердо решив посвятить себя танцу, она убедила отца, что должна поступать в Минское хореографическое училище. Отправляясь по работе в столицу республики, Николай Прокофьевич взял с собой дочку, чтобы показать ей Театр оперы и балета и само училище. Но увидев величественные здания, девочка оробела и попросилась домой. Однако мечта о танце продолжала жить в ней, освещая душу, как яркие, солнечные сполохи! Им суждено было сбыться: Елена поступила в Гродненское культурно-просветительское училище, где тогда преподавал весь цвет хореографического сообщества Беларуси. Гродненская школа танца была одной из сильнейших в стране. Классический танец преподавала балерина З.А. Цветкова, народный танец – солистка ансамбля «Березка» Л.Д. Ляшенко, со студентами работали замечательный танцор и балетмейстер испанец Херардо Гомес де Виано, хореограф Н.Н. Валедова и другие. Из стен учебного заведения вышло немало замечательных и талантливых специалистов хореографии. Многие из них создали свои яркие, самобытные творческие коллективы. Выпускница Елена Гордиевич ощущала в себе силы и желание нести народный танец в массы, была готова свернуть горы! На распределении сама выбрала юный город энергетиков Белоозерск. Почему, и сама не знала, знакомых здесь у нее не было.

Путь к себе

Всю жизнь Е.Н. Быкович с большой благодарностью и теплотой вспоминает директора Дома культуры энергетиков Белоозерска, куда она приехала по распределению, Людвига Эдмундовича Петровича, человека сильной воли и большой жизненной закалки, на фронте потерявшего ногу, который никогда не гладил по головке, а по-настоящему учил делу, давал путевку в жизнь. Начал с того, что представил молодого хореографа директору Березовской ГРЭС и руководителям ведущих предприятий Белоозерска: «Это Елена Николаевна, которая будет поднимать танцевальную культуру в нашем городе. Прошу любить, жаловать и всячески помогать!» Упрямая максималистка Елена Гордиевич воспринимала отсутствие аккомпанемента, танцкласса, костюмов для танцоров как непреодолимые препятствия в работе. Приходя в директорский кабинет, ставила условия, требовала, писала заявления об уходе, которые Л.Э. Петрович неизменно отправлял в корзину. Как-то, доведенный до бешенства начинающим хореографом, так грохнул кулаком по столу, что графин с водой упал и разлетелся вдребезги. Демонстративно вывернув пустые карманы, мол, денег нет, настоятельно посоветовал девушке, оставив претензии, создать такой танцевальный коллектив, который бы знали в городе, районе, области, республике и который покорил бы всех своим искусством. «И тогда тебе сами будут давать музыкантов, костюмы, обувь, танцкласс и все остальное. Еще и за границу поедешь! Иди работай!» С этим напутствием Елена и пошла по белоозерским дворам и школам искать будущих танцоров. Первый набор состоял из шестнадцати девчонок, плюс она вела взрослый танцевальный коллектив.

В октябре 1970 года в Белоозерске состоялся областной тур республиканского смотра художественной самодеятельности в системе энергетики, посвященный полувековому юбилею Плана ГОЭЛРО, где впервые ярко проявилась удивительная способность Елены Николаевны придумывать и воплощать неожиданную «гвоздевую» идею номера. Танцоры на сцене имитировали вышивание рушников белорусскими васильками, а потом, дружно подняв и перевернув рушники изнаночной стороной, представили зрителям сложенный из них плакат: «50 лет ГОЭЛРО». Одержав убедительную победу, коллектив поехал в Минск на республиканский тур смотра-конкурса. На заключительном концерте энергетиков присутствовал первый секретарь ЦК КПБ П.М. Машеров. Елена Николаевна удостоилась там чести вести программу (голос был командный и микрофона не требовал). От волнения дала солистке по имени Клавдия фамилию Шульженко. Зал захохотал и… захлопал! Первый успех окрылил и дал силы для главного свершения.

«Журавинка» – эпоха, жизнь, бренд района

Вряд ли найдется сегодня на Березовщине человек, никогда не слышавший об этом необыкновенном танцевальном коллективе и тем более не видевший его выступлений.

Любое мероприятие городского масштаба в Белоозерске, любой большой праздник районного уровня не обходятся без участия ансамбля. Но, сколько ни пиши о «Журавинке», как ни восторгайся ее единственными в своем роде постановками, искрометными, исполняемыми «на драйве» танцами, участием в ней детей разных возрастов, сильной мужской составляющей, нарядными разнообразными костюмами, всегда остается какая-то недосказанность. Сколько ни перечисляй блестящие победы коллектива – от местных до международных, включая фестивали всех уровней и даже Чемпионат мира по танцам в Москве – неизбежно что-то остается «за кадром», ускользает от читателей… Не сразу я поняла, что причина тут в нерасторжимом единстве ансамбля и его неизменного художественного руководителя. Без Елены Николаевны нет «Журавинки», как и в ее жизни нет другого ансамбля, ставшего эпохой в судьбе города Белоозерска и несомненным районным брендом. Впечатление, получаемое зрителями от выступления коллектива, порой превосходит впечатление от концерта в целом, а народная любовь, без преувеличения, не знает границ! Особый отклик у зрителей находит неизменный кураж, с которым выступает каждая из групп ансамбля, постоянное обновление репертуара, передающаяся «по наследству» честь зваться журавинковцами. Сколько бы лет назад вы не были выпускником этого братства (по-иному его и не назовешь!) – в душе навсегда остаются полученные уроки искренней и чистой дружбы, уважения к людям, доброты и достоинства, полученные от Елены Николаевны. Два года назад «Журавинка» торжественно и, как всегда, ярко и многолюдно отметила свое сорокапятилетие. Празднование совпало с 50-летием творческого пути руководителя. Надо было видеть этот ликующий, переполненный горожанами и гостями зал, этот свет на лицах, эту истинную, непоказную любовь выпускников «Журавинки» разных лет друг к другу (их была едва не половина зала), к их дорогой Елене Николаевне, к людям, приехавшим и пришедшим разделить их общие торжество и радость!

Никакое самое отточенное мастерство на сцене не может подарить такого массового счастья, какое дарит нынешним и давно повзрослевшим детям причастность к нерасторжимому сообществу, именуемому «Журавинкой»!

В нем свой неписаный устав, традиции, правила, приоритеты, особый дух вечного творческого полета. Единожды войдя в этот «рыцарский орден», уже невозможно изменить ему, отказаться от сделанного выбора. Этот выбор всегда на стороне добра. Так с первых шагов на сцене учила своих танцоров Елена Николаевна, и это усвоено ими навсегда, как бы ни сложились их судьбы…

Творчество и жизнь неразделимы

Звания, бессчетные победы в самых именитых, самых престижных конкурсах и фестивалях, награды, призы, заграничные гастроли, концерты в честь государственных и местных праздников, дней города, фестивалей «Дожинки», море позитива, молодости, веселья, красоты, артистизм, танцевальное мастерство – все это парадная витрина «Журавинки». За ней – напряженный каждодневный труд, бесконечные репетиции и прогоны, дефицит времени, попытки совмещать несовместимое, порой свинцовая усталость… В ритме и темпе «Кивухи» или «Белоозерских разгуляев» несется жизнь юных артистов и наступает взросление, в еще более напряженном ритме мчится жизнь художественного руководителя коллектива… Замужество, семейное счастье, рождение и воспитание детей, также прошедших «огранку» ансамблем, приобщение к «Журавинке» внуков – все это не просто жизнь Елены Николаевны Быкович, это фон и повседневная площадка для творческого полета. Каждый фестиваль, каждый триумф ансамбля заставляют ее сгорать дотла: все силы души, знания, фантазия, профмастерство, личное время подчинены в такие минуты любимому делу и коллективу. Но детские ликование и любовь, радость от очередной победы вновь и вновь возрождают ее из пепла, подобно птице Феникс. Единственное, чего с ней никогда не случается, – это профессиональное выгорание. Даже самые тяжелые страницы жизни, такие как потеря любимого мужа Виктора, с которым прожито без малого пять десятков лет, не смогли обнулить богатство души и творческую энергию Е.Н. Быкович. Она снова и снова идет в танцевальный класс, чтобы «Журавинка» жила, росла, сменяла состав, дружила, шла к новым творческим победам, кружилась в неудержимом вихре танца – одним словом, жила…

Юбилей – всего лишь веха

Сегодня у «Журавинки» много поклонников, помощников и друзей. Прошли времена, когда ее руководитель, собрав в кулак волю и мужество, шла из одного высокого кабинета в другой, убеждая и доказывая, что у «Журавинки» должны быть самые лучшие (и разнообразные) костюмы, обувь, головные уборы, и что все это окупится достижениями коллектива, радостью публики и самих артистов… Красноречивая, сильная и настойчивая, Елена Николаевна всегда находила доводы и аргументы, как правило, встречая понимание и уважение глав района, руководителей отдела культуры райисполкома, директоров Дома культуры, не говоря уже о родителях журавинковцев – верных и неизменных помощниках и единомышленниках. Ни разу коллектив не отказался выступать на предложенной площадке; не было случаев, чтобы Елена Николаевна кого-то подвела, отказалась куда-то ехать, чтобы «Журавинка» не украсила собой праздник, не закрыла нежданную брешь в программе, наконец, не оправдала ожидания. Заслуженно Е.Н. Быкович является Почетным гражданином Белоозерска. Она, как полководец, сильна своей большой армией, именуемой «Журавинка» – в ее составе выпускники почти за полвека, родители танцоров и их собственные дети, те, кто всегда и во всем поддержит коллектив и поможет. Порой кажется, что годы не властны над Еленой Николаевной: ее энергии, выдумке и упорству в воплощении замысла позавидуют молодые. Хочется верить, что и нынешний юбилей для Е.Н. Быкович – только веха, объятая легким пламенем вдохновения.

Маргарита ГОРОВАЯ

Фото Сергея БОБРОВА

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: