Роман с небом: как девушка из Березы покорила лайнер своей мечты — BEREZA.BY

Когда шесть лет назад я готовила материал об этой девушке с неуемной и неудержимой целеустремленностью, удивительной внутренней силой и сумасшедшей энергетикой, уже в конце интервью ясно понимала: свою мечту – штурвал самолета, вызов ветру, скорости, высоте – она обязательно исполнит, ведь небо – ее душа, ее второе «я». Пришло время родному городу узнать, что Людмила Хамитова – единственная девушка-пилот из Беларуси, летающая на российских авиалиниях, пилотирует Airbus A320. Так что же пришлось Людмиле сделать на Земле, чтобы покорить небо и лайнер своей мечты?

Путь героини был непростой, долгий и тернистый, пришлось преодолеть не одно, и даже не десять, а множество преград и испытаний, которые потребовали от внешне кажущейся хрупкой девушки недюжинной силы, стремления, терпения, психологической устойчивости, решительности, настойчивости, уверенности и жизненной мудрости. И это далеко не все качества ее бойцовского характера.

Вернемся ненадолго в 2016 год. Людмила – бортпроводник авиакомпании «Белавиа». Параллельно проходит врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК) для поступления в летное училище гражданской авиации. Этот первый непростой этап на пути к мечте – очень серьезное дело, которое многие называют страшным сном и концом несбывшихся надежд. Только до начала прохождения нужно сдать множество анализов, собрать все справки, пройти нарколога, психиатра, потратить полтонны нервов и уйму времени. В общей сложности девушка проходила не одну, а три комиссии – в Березе, Минске и Москве. Постоянные перелеты, порой случавшиеся и после ее ночных рейсов, словом, практически жила в небе между Минском и Домодедово. Когда отдавали в Минске на комиссии документы, главный врач Леонид Васильевич Ионов сказал: «Электровеник (а именно так он всегда ее называл. – Прим. автора.), дерзай, пробуй то, что решила, никого не слушай и не верь, доверяй себе и делай то, к чему ты стремишься. Я в тебя верю». На тот момент это был единственный человек на ВЛЭКе, поверивший в нее и сказавший идти к своей мечте до конца.

Показатели здоровья для прохождения комиссии должны быть практически безупречными. Для Людмилы первой преградой, как и когда-то в кастинге на бортпроводника, стали ее параметры роста – 158 см. Но она была твердо убеждена: обязательно что-нибудь придумает, просто не может быть безвыходной ситуации. В Москве ее первым делом отправили на ростомер – и сердце Людмилы защемило: все может быстро закончиться, не успев начаться. Ей несказанно повезло: Федеральные авиационные правила сняли верхние и нижние ограничения по росту, а она даже не знала про это.

Вот здесь, казалось бы, можно было успокоиться – пройдено препятствие. Но судьба продолжала экзаменовать Людмилу. Несколько показателей по здоровью могли ограничить прохождение ВЛЭК. Одно из них – операционное вмешательство и штифты в колене. Вот тут мог быть конец истории, но снова словно кто-то помог ей свыше: по тем же авиационным правилам оказалось, что допускается такая операция при последующем извлечении металлоконструкций. Но впереди ожидало еще одно серьезное испытание. Зрение девушки во время учебы в школе было значительно ниже единицы. Желание покорить безграничные воздушные просторы заставило ее несколько лет постоянно заниматься тренировками. Именно благодаря специальным упражнениям остроту зрения она восстановила до единицы. Но были вопросы по рефракции глаза. Три дня в ожидании вердикта комиссии решали всю дальнейшую жизнь героини. Сколько за эти минуты и часы ожидания передумала и испытала Людмила Хамитова, многим из нас трудно даже представить. В момент, когда заключение, что она проходная, оказалось у нее на руках, не было счастливей человека во всей Вселенной. Путь к покорению небес и парению над облаками открыт! Только прошедшие через такое могут это понять.

Она отправилась на поезде в глубь России подавать документы, предварительно пройдя психологический тест и собеседование в Москве. Ознакомилась с городом, в котором надеялась провести следующие три года, и уехала в отпуск к морю. Именно на морском побережье Людмила узнала, что стала курсантом летного училища. Радость была безмерная! В последнем рейсе в должности бортпроводника летела из Тель-Авива. Вся дружная команда провела ее теплыми словами и подарками. А еще борту пришлось из-за непогоды уйти на запасной аэродром в Гомель – даже небо не хотело отпускать ее, именно так шутили коллеги. Этап работы в «Белавиа», а это четыре года, Людмила вспоминает с теплотой и легкой грустью, экипажи у нее были прекрасные, опыт весьма необходимый.

Эта смелая железная леди решила отправиться на учебу за тысячи километров на собственном авто. В то время юношеский максимализм и авантюризм ни перед чем не могли ее остановить. По дороге попала в неприятную историю с автоподставой – девушку на машине с иностранными номерами в другом государстве попросту развели на деньги.

С первого дня учебы Людмила знала, что сделает все, чтобы стать достойным и грамотным пилотом, что ничто и никто не сможет отвлекать ее от учебы. Начались курсантские будни на специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов». В этот год был уникальный набор: на курс приняли тринадцать девушек, правда, к финишу пришли лишь пять. Наверняка нечасто курсант имеет за плечами такой багаж – дипломы с отличием специалиста по расшифровке черных ящиков и по технической эксплуатации воздушных судов. Как признается героиня, эти бонусы зачастую ей помогали.

– Учеба – огромная школа жизни, кардинально заставившая поменять взгляды на многие вещи и отношения между людьми, – делится Людмила. – Произошли переоценка и переосмысление многих вещей, трансформация меня как личности. Утреннее построение на плацу, занятия, пробежка и зарядка в течение первого курса – потом для девушек их отменили, и так ежедневно почти три года. Не каждый крепкий юноша смог бы выдержать все это. Слушая рассказы о непростых курсантских буднях, я еще больше убеждалась, сколько в ней силы, мужества, твердости характера, сумасшедшей целеустремленности, стойкости духа и крепости нервной системы – ведь случалось всякое.

Учиться было очень интересно, но непросто. Помимо обучения, нужно еще было думать и о материальной стороне – девушка одна в другом государстве, стипендия невелика. После первого семестра успешно сдала комплексный экзамен, включающий три предмета. И тут случилась неожиданная трагедия: Людмилу списали на внутренней комиссии училища и отправили на ЦВЛЭК в Москву. Она проходила различные замеры, тесты. Сорок минут – самых длинных и мучительно тяжелых в ее жизни – в ожидании вердикта медицинского консилиума. К счастью, ее восстановили по индивидуальной оценке ввиду хорошей остроты зрения. И на каникулах, и во время учебы она никогда не отдыхала, а создавала себе финансовую подушку безопасности. Два месяца работала в Минске администратором в казино и на городских праздниках продавцом всяких радостей, несколько часов отдыхала и снова бежала на работу. Подрабатывала во время учебы и официанткой, и мойщицей посуды, и уборщицей. На втором курсе пришлось продать машину, чтобы были деньги на дорогу домой и на ежегодное прохождение ЦВЛЭК.

Что помогало справляться Людмиле с неимоверно тяжелой нагрузкой? Отвлекалась – садилась на велосипед и уезжала куда глаза глядят, любовалась волшебными закатами и вглядывалась в манящее небо. Это и спасало. Дружила с тремя местными бабушками, помогала им по дому, за чаем раз за разом слушала их воспоминания о прошедшей молодости и нелегкой жизни.

Иногда приходилось быть на голову выше мальчишек-сокурсников, чтобы отстоять право девушки учиться на равных. Например, на 3 курсе один из руководителей полетов, когда Людмила одна из всех ответила на поставленный вопрос прямо на летном поле, сказал: «Вот, летчики, девчонка вас «умыла», смотрите и равняйтесь!»

Второй курс обучения в летном училище оканчивается в марте, и начинается третий, чтобы высвободить время для полетов – самого долгожданного времени учебы! Но сначала были симуляторы с точной копией кабины самолета и визуальным обзором на 180 градусов, где курсанты отрабатывали практику летных навыков, и наземная подготовка. И только затем – полеты! Людмила училась на двух типах самолета: однодвигательном легкомоторном Cessna 172 и двухмоторном Л-410 Turbolet.

– Первый выход на летное поле – такой интригующий момент! Ты едешь автобусом, если полеты за городом, или идешь несколько километров пешком, если они прямо в летке. Здесь своя особая летная романтика: степь, специальные знаки и оборудование на поле для имитации грунтовой взлетно-посадочной полосы, – с блеском в глазах делится героиня. – Вначале летаешь с инструктором, который помогает тебе чувствовать небо, самолет, подсказывает, как вести себя в воздухе и совершать посадку. А вот потом первый самостоятельный полет. Я его совершила уже на пятнадцатом часу обучения. Ты один на один с небом, ты свободен, полный восторг, словом, бесподобно, незабываемо и ни с чем не сравнимо! Но при этом испытываешь просто дикий страх, чудовищное напряжение, ты мокрая насквозь, вся горишь от волнения и эмоций. Главное, вовремя отключить их: ты все это делала и не один раз. И не искать инструктора рядом. Смотреть на приборы, знаки, держать скорость и высоту. Такие моменты никогда в жизни не забудешь!

Первый полет Людмилы однокурсники сняли на видео, по традиции подбрасывали ее к небу, подарили букет степных колючек, пожал руку командир эскадрильи и вручил грамоту о первом самостоятельном вылете с номером борта. Она теперь на видном месте в доме у самого близкого человека – мамы.

На Cessna в воздухе Людмила провела 105 часов, затем отлетала еще 25 часов на Л-410. Тринадцатого декабря 2019 года – финальный полет, на руках – диплом с отличием, свидетельства частного и коммерческого пилота и полная готовность отправляться в Москву для построения карьеры. Почему именно туда? На третьем курсе в училище приезжают сотрудники авиакомпании и проводят собеседование, психологическое тестирование и внутренний экзамен для отбора и приглашения на работу самых грамотных специалистов. А отбор весьма жесткий – на первом месте безопасность полетов. Если все пройдено успешно, то курсанту авиакомпания оплачивает первоначальные курсы подготовки пилотов еще во время учебы в училище. То есть они заранее готовят себе специалистов, чтобы потом не тратить время, дают так называемый кредит на обучение, который курсанты отработают, став пилотом. Людмила, конечно же, по результатам попала в число тех лучших.

Заключив ученический договор с авиакомпанией, девушка отправилась на собеседования – всего их было три. На одном из них после часа серьезного «допроса» по теории командир эскадрильи пожал ей руку и сказал, что рад такому грамотному прибавлению в летных отрядах Airbus. Людмила была допущена к переучиванию на новый тип самолета.

– Выбор авиационного судна я сделала за одну ночь – и не ошиблась: это умная и надежная машина с высоким уровнем автоматизации управления самолетом и его системами, – вспоминает Людмила Хамитова. – Прошла наземную подготовку, переучивание теоретическое и разные курсы по аварийноспасательной подготовке, человеческому фактору, безопасности и т.д., затем началось обучение на тренажерах в Москве, которое ты проходишь со своим напарником – настоящий виртуальный экипаж. Мне очень повезло: я обучалась с бывшим военным летчиком командиром ТУ-95. Каждую свободную минуту, если мы были не на тренажере, то занимались самообразованием и учили. Затем в Ульяновске 12 сессий на тренажере-симуляторе, имитирующем полет. И вот 23 апреля у меня check – итоговый полет на тренажере Full Flight. Экзамен принимают командир-инструктор учебно-летного отряда и строгая квалификационная комиссия, он длился около 6 часов. Я вышла оттуда зелено-красно-фиолетовая, но успешно выполнившая его, а ведь много ребят попросту останавливаются в одном шаге от мечты. У меня лицензия на пилотирование Airbus A320 и допуск к полетам в рейсовых условиях.

В пандемийный 2020 год все оказалось несколько сложнее – полеты временно приостановились. И снова пришлось осваивать «земную» профессию, одна из них мойщица автомобилей. Стечение обстоятельств или просто везение – Людмила познакомилась на мойке с владельцем частной авиакомпании, который предоставил ей возможность полетать вторым пилотом на самолете сверхлегкого класса Beechcraft Premier 1A. Пассажиры бизнес-авиации, а это непростые заказчики, были в восторге от девушки-пилота. Еще освоила профессию бариста. Как и во время учебы, она смело бралась за любое дело, ведь главное – достойно его исполнять, именно таково правило Людмилы Хамитовой.

Наземная подготовка, экзамены, зачеты, курсы, тесты, тренировки – все это продолжалось почти полтора года. А мечта покорить небо все время так близко! И вот наконец-то Людмила начала летать вторым пилотом-стажером. Первые полеты в качестве третьего члена экипажа – наблюдателя. Затем заняла кресло второго пилота справа и выполняла работу в обычном порядке: просто слева – опытный пилот-инструктор, а за ее спиной обычный второй пилот для безопасности и страховки. Управлять многотонным лайнером с весом двух синих китов почти с 200 пассажирами на борту, ощутить, что он подвластен твоей воле, – такое свойственно только настоящим героям, для которых работа в небе – дело всей жизни. Людмила одна из них.

Я слушала девушку с большим уважением, во время беседы в каждом ее слове слышались ответственность, уверенность, собранность и стрессоустойчивость – все то, что без сбоев помогает ей пилотировать небесную птицу.

– Ощущение, когда ты впервые поднял самолет в воздух или спустя несколько часов мягко посадил его, за гранью реальности, это счастье и новая степень свободы. И совсем не так, когда в училище впервые посадила самолет, – объясняет Людмила Хамитова. – Ты просто не позволяешь себе бояться, не имеешь права это делать. Мой первый инструктор научил меня думать о своей работе, как о другой любой, четко выполнять ее, просто доставить пассажиров из пункта А в пункт Б. Я эту идею перенесла на все свои полеты.

В свой первый рейс в качестве полноправного второго пилота Людмила отправилась в Новосибирск. Командир воздушного судна, с которым летает Людмила, опытный пилот с большим налетом часов. В багаже девушки – более 400 часов налета. К каждому полету она готовится задолго до вылета: еще дома несколько часов по конкретному полету и повторению общей теории, затем медицинский контроль, предполетная подготовка – изучение полетной документации, знакомство с планом полета и аэронавигационной и метеорологической сводкой, брифинг с бортпроводниками, осмотр технического состояния лайнера. У каждого пилота свои обязанности и функции, которые они строго выполняют на всех этапах полета.

– Все решения мы с командиром судна принимаем вместе, но последнее слово, соответственно, и ответственность всегда за ним. Хотя в целом работа командира и второго пилота одинаковая: если в одну из сторон кто-нибудь из нас летит – pilot flying, то второй – pilot monitoring, ведет связь и мониторит, совершает кучу действий в пилотировании, лишь не выполняет посадку и взлет. На предполетном брифинге мы заранее все это обсуждаем, – описывает тонкости Людмила. – В кабине общаемся на английском, лишь на отвлеченные темы можем перекинуться парой фраз на русском.

Пассажиры не видят, что в кресле пилота у них девушка. Как правило, перед полетом командир произносит приветственную речь, вот тогда и узнают, и удивляются. Иногда видят, когда идут по телетрапу, и особо любопытные заглядывают в окошко самолета. Летная форма очень красивая, и Людмила с гордостью носит китель с тремя нашивками-галунами и фуражку.

Пилот Людмила Хамитова – четко организованная на всех этапах, и даже после рейса. По ее словам, самоанализ полета – самая важная часть и успех следующего. После каждого рейса она обязательно прокручивает все, что сделала, до самой мельчайшей детали – полный анализ, заполняет карту контроля проверки каждого этапа, делает пометки об особенностях аэропорта, взлетно-посадочной полосы для последующих рейсов. Пилот – это вечный студент, каждый рейс – новая информация и ситуация, новые знания, позволяющие держать интеллектуальный тонус.

В подтверждение своих слов она говорит, что каждый месяц у нее курсы, сдача зачетов и аэродромов, инструкторские проверки, меньше зубрежки и повторения никак не становится. Даже в отпуске в Березе девушка постоянно читала и что-нибудь повторяла. Сложно себе представить: только страниц книг и документов, на которых основывается авиакомпания, – тысячи, есть документы с 2 000–10 000 страниц! И практически все это на сложнейшем техническом английском. Все системы в кабине подписаны и выдают данные на английском языке, команды и стандартные переговоры также на английском.

Людмила – обладательница незаурядных умственных способностей, хорошей памяти и аналитического склада ума. Я не смогла не поинтересоваться, как на протяжении многих лет ей удается усваивать этот сумасшедший объем сверхсложной информации?

– У меня был период, когда мой мозг не понимал, что ему нужен отдых. Я могла не спать по 3–4 дня, настолько велика была моя умственная загруженность. Сейчас убедила себя, что надо немного успокоиться, ведь цель достигнута.

– А какой вид самый красивый во время полета? – любопытствую я. – Это кабина изнутри, – нисколько не задумываясь, молниеносно отвечает пилот. – Первое время я вообще ничего не видела из-за полной концентрации. На посадке ты обязан взгляд с приборов перевести на полосу. Самое потрясающее и крутое – это кабина изнутри и заход на посадку – когда выравниваешь самолет и совершаешь мягкую посадку.

Свои экстремальные увлечения – роупджампинг, виндсерфинг – девушка оставила, ей стало это неинтересно. К тому же из-за какой-то глупой ошибки можно лишиться всего, к чему ты шел всю жизнь. Ее любимые настольные книги остались прежними: техническая авиационная литература на английском либо художественные книги, но чаще всего они все касаются авиационной тематики. Очень любит творчество Ричарда Баха и восхищается Антуаном де Сент-Экзюпери – оба летчики и писатели. Самые важные издания обязательно с загнутыми страницами и подчеркнутыми фразами.

Людмила при своей занятости находит время для увлечений. Эта сильная и волевая девушка реализует себя и в лирическом творчестве. Она пишет стихи, посвящает их людям, которые вдохновляют ее в жизни, именно такие, по убеждению Людмилы, должны окружать каждого из нас.

Быть нелегко такой,
Как ты решила стать…
На миг коснувшись высоты,
Жить, чтобы летать…

Она знает глубоко творчество Владимира Высоцкого, посетила все места в Москве, связанные с его именем. Самостоятельно обучается игре на гитаре и укулеле – гавайской гитаре, продолжает изучать и совершенствовать испанский язык, любовь к которому привезла с собой после отдыха на Кубе. Как только появляется свободное время, отправляется в онкологические или детские клиники волонтером и оказывает посильную помощь. Уже много лет занимается бегом и в тренажерном зале, три года назад появилось еще одно хобби – йога. Здоровье – самый главный приоритет на сегодняшний день. Во время учебы в училище сдала нормы ГТО и получила заветный значок, успела позаниматься в вокальной студии и побороть свой страх на главной сцене города. В ее пристрастиях по-прежнему вождение автомобиля, сейчас еще добавились и мотоциклы. Пока недавно была в отпуске, успела окончить курсы контраварийного вождения. Теперь в планах – покупка мотоцикла.

Но все ее интересы и увлечения прежде всего связаны с ее работой, с ее железным другом.

Как и шесть лет назад, ее поддерживают самые близкие и любимые люди – мама, брат, сестра и папа, которого уже нет с Людмилой более 15 лет. «Папа сделал для меня так много, я получила от него столько любви и заботы, сколько некоторые не получают за всю жизнь, – трогательного говорит девушка. – Я все в жизни делаю так, чтобы ему не было за меня стыдно».

Хотя бы раз в месяц стараются собраться дружной семьей в Березе или Минске – авиакомпания предоставляет девушке бесплатные билеты в столицу Беларуси несколько раз в месяц.

При всем моем восхищении она скромно говорит, что ничего особенного не сделала, важно просто любую работу делать профессионально и в любой ситуации оставаться человеком, каждый должен жить ради своей мечты. Людмила всего достигла сама – своим стремлением, смелостью, своими знаниями, своим умением подняться и идти дальше, как бы ни было больно и тяжело, своим умением защитить себя и отстоять, пробиться сквозь непреодолимые преграды. И во многом благодаря поддержке и вере в нее мамы Светланы Александровны Рохлиной.

– Я всегда чувствовала и чувствую, что я на своем месте. Каждый мой шаг на пути к цели оказался правильным, так показало время, – размышляет Людмила. – А силы и оптимизм откуда? Главное, не смешивать все в кучу, не искать какую-то закономерность в неудачах. Справился с одной – переступил и пошел дальше не оглядываясь. Все силы внутри человека, бывало и невыносимо больно, и тяжело, поплакала, чтобы никто не видел, и пошла дальше. Других вариантов нет – ни в коем случае не остановиться на полпути. Какая-то ошибка еще не значит, что тебя не ждет счастливый финал. Я однажды долго размышляла, откуда у меня столько сил берется, и пришла к выводу: чем я чаще и больнее падала, тем еще больше сил у меня появлялось. Если бы меня спросили, готова ли я снова пройти тот путь, зная, сколько трудностей меня ждет, мой ответ да, лишь с небольшими корректировками. У меня на каждый свой день есть четкий план, это во многом мне помогает.

Людмила с улыбкой признается, что людям «земным» в принципе с ней неинтересно общаться, им будет скучно – кроме как об авиации, машинах и мотоциклах не о чем будет поговорить.

– Я ничего не умею, кроме авиации, поэтому на пенсии буду летать на маленьких самолетах, например в сельхозавиации, без неба я себя не мыслю, – резюмирует наша героиня.

Людмила Хамитова за штурвалом судна не посторонний человек, а профессионал авиации, надежный и грамотный. Человек, доказавший своей долгой историей через тернии к небу, что в данной профессии важны уровень знаний и качество работы, а не биологический пол, что все в жизни достижимо.

– Сейчас я достигла того, к чему шла, – я в небе; а дальше хочу просто летать и радоваться каждому полету, больше никуда не спешить, никому ничего не доказывать и ни с кем не бороться, а наслаждаться каждым днем. Пусть моя история просто смотивирует кого-либо в этой жизни и поможет не отказаться от своей мечты вопреки всем и всему и несмотря ни на что. Вера в себя, Вера в человечность и Вера в мечту – вот моя формула успеха.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Жанна МИРОШНИК

Фото из архива героя публикации

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: