Гончар Владимир Литвинчук рассказал о своем ремесле — BEREZA.BY

Начинать свое дело всегда волнительно. Терзают сомнения: где найти клиентов, а вдруг не пойдет, что скажут люди. Иногда жизнь так и проходит в этих сомнениях. Владимир Литвинчук три года назад оставил работу в ДЮСЭЦ и основал гончарную мастерскую VladokeramicaBelarus. Не жалеет ли, что оставил работу? Какие видит перспективы? Поддержала ли его семья? Об этом и не только мы побеседовали с ним.

О семье. Она поддержала мое решение стать ремесленником. Это было очень важно в самом начале, когда не было предпринимательского опыта. Сейчас уже и мама делает что-то свое, и жена. Супруга у меня воспитывает детей и в свободное время вышивает. Она сделала мне костюм из старинного, еще довоенного, льна, он стал моей визитной карточкой, я в нем всегда работаю. На вороте вышит василек – символ богатства и благополучия. Очень сложная работа, можно сказать, что он раритетный. Дочки тоже попробовали себя за гончарным кругом. Они источник моего вдохновение, в основном все делаю, чтобы их впечатлить. Всем, чего я достиг, я обязан своей семье, особенно маме, и упорному труду.

О работе. Это моя жизнь. Я не могу без этого физически. Глина, керамика и рисунок – это часть меня. Если этого не делать – это просто как не есть, что ли. Мне интересно не само готовое изделие, этот финал необязательно должен быть, сама дорога к нему интересна. Когда ты достиг цели – это порой точка, от которой надо оттолкнуться, чтобы двигаться вперед, не стоять на месте, что-то создавать интересное, идти дальше и дальше.

Об образовании. Керамика – это моя специальность. В университете культуры я учился у известных белорусских мастеров. Вначале, когда я поступал в колледж искусств, я не знал, что займусь гончарством. Я поступал на ремесла. Но когда в первый раз на занятии взял кусок глины в руки, я вспомнил ощущение из детства. Маленьким я у себя в Первомайской нашел кусок белой глины, у меня было такое ощущение, что это часть меня. И когда ты работаешь с глиной, ты должен танцевать. Это сравнимо с вальсом, надо танцевать, как мастер, правильно руку держать на круге, глина должна подчиняться тебе.

Об аистах. Это мой бренд. Никто в Беларуси таких не делает. Идея рождалась долго, около года. У нас в деревне пять гнезд аистов. Мы с дочками гуляли в поле, наблюдали, как они летают над нами. Это невероятное ощущение, когда ты видишь, как он парит над тобой, распахивает свои крылья. Это просто невероятно. Я сразу думал слепить его стоящего, но не хотел этих красных носиков, должна быть своя идея. Сама собой пришла мысль сделать аиста в полете. Я слепил одного маленького, сразу хотел просто расписать его акрилом, а потом придумал краешек крыла обварить, то есть создать что-то свое, сделать то, что отличает меня от других мастеров. Первую фигурку когда я сделал, почувствовал, что попал в точку. Это получилось очень интересно, красиво: этот обвар на краешке крыльев гармонично сочетается с белым и черным.

О процессе и затратах. Посуда изготавливается на круге. Снимается, сушится, дальше зачищается. Этот процесс занимает где-то пять дней. Потом утильный обжиг, черепковый – это сутки. Дальше молочение. Опять зачистка, разогрев, вощение. Около двух недель занимает весь процесс. Поэтому и работа ценится – это очень трудоемкое и затратное дело.

О материалах и технологиях. Я использую только экологически чистые материалы. Никаких лаков – это позор для керамиста. Только пищевые глазури. Посуду вощу натуральным пчелиным воском, чтобы все было, как в старину. Обварной керамике уделяю много времени, потому что эта технология считается древнейшей в мире. Изделие сначала обжигается, потом опускается в раствор, это создает на керамике замысловатый узор, рисунок от самой природы. По поверьям, обварная керамика защищает еду от сглаза. Вторая технология – молочение. Черепок после обжига обливается молоком и ставится дальше на молочный обжиг. Изделие получается шоколадного оттенка и становится влагонепроницаемым.

Об изделиях. Делаем всю гончарную посуду Беларуси: крынки, кашники, тарелки, миски. Работаем не только с молочением и обваром, но и используем глазури. Материалы заказываем в специальных магазинах. Продаем по всей стране, а также в России и Европе. Мы посылали нашу керамику известному российскому актеру Ярославу Жалнину, который играл главную роль в фильме «Гагарин. Первый в космосе». Когда-то я сделал афишу для его спектакля, и с тех пор мы общаемся. Сотрудничаем с рестораном «Кухмистр». Мои изделия дарили Михаилу Мясниковичу. Сейчас я работаю во дворце Пусловских в Коссово. Это великолепное место, место силы. Здесь я обрел себя. Каждый должен побывать там.

Об увлечениях и философии. Я из творческой семьи. Все так или иначе чем-то занимаются. Двоюродный брат Павел Янковский – известный оперный певец, приглашенный солист Мариинского и Большого театров, тетя, матушка Татьяна, – регент церковного хора. Петь – мое хобби. Я всегда пою во время работы. Люблю слушать Владимира Мулявина, Селин Дион, Лучано Паваротти. Музыка — язык души. Второе увлечение – рисование. У меня было две выставки в Березе. Но прошло шесть лет с тех пор, когда я последний раз брал в руки кисть. После нового года решил вспомнить рисунок и нарисовал портрет Брюса Ли. Мне нравится его философия: «Будь водой, мой друг» – принцип, по которому я работаю и живу. Когда ты работаешь, гончаришь, выкинь все из головы, опустоши сознание, просто делай. Я вспоминаю улыбки дочек. Думаю только о добре, никаких негативных мыслей.

О перспективах. Дальше я хочу освоить новые изделия из керамики. Какие, пока секрет, а также найти больше клиентов за пределами Беларуси. Буду продвигать нашу родную белорусскую культуру. Записал

Александр ТЫМАНСКИЙ

Фото автора

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: