28 ноября поздравления с 90-летним юбилеем принимал отличник белорусской энергосистемы Алексей Николаевич Ковальчук. Несмотря на почтенный возраст, он бодр и энергичен, а в день рождения перед приходом гостей собственноручно расчищал от снега дорожку во дворе. Непростая, как и у всех детей войны, жизнь у Алексея Николаевича. Память трепетно хранит каждое мгновение. Дорогие воспоминания о родителях, любимой жене, детях, о пережитых годах, написанные рукой Алексея Николаевича в толстых альбомах, передают его личную историю через историю эпохи.
Детство
– Родился я в 1932 году под Новый год в деревне Хойники в бедной крестьянской семье Николая и Юлии Ковальчук, – так начинает рассказывать о себе юбиляр. – Позже мы переселились на хутор за железную дорогу вблизи Хойников.
При Польше проводилась политика хуторизации. Наделы выделялись далеко от деревень, к тому же почвы, как правило, были неплодородные и скудные. И родителям Алексея было совсем непросто. Отец, как и многие тогда мужчины, на летний период уезжал в Варшаву на заработки. К тому моменту, когда в 1939 году Красная армия освободила Западную Беларусь, в семье Ковальчук было уже четверо детей. Николая Васильевича Ковальчука, отца юбиляра, назначили участковым милиционером в деревню Бакуны Пружанского района. Однако там не пришлось долго жить – началась война.
22 июня, когда еще все спали, участковому позвонили из Пружан, чтобы он собирался в райцентр, откуда его вместе с другими эвакуировали на восток.
Юлия Михайловна вместе с пятерыми детьми переселилась в Малеч. Забота о детях легла на ее плечи, она как могла старалась их прокормить. Ее опорой и помощником был старшенький Алеша.
– Я пас коров с другими хлопцами, таскал ветки, сухостой для топки, – рассказывает Алексей Николаевич. – У нас уже появилась коровка. Мать старалась как могла. Особенно было тяжело зимой. Летом ждали, когда начнется жниво. Люди побогаче всегда делились не только мисочкой муки для затирки, но иногда и доброй краюхой хлеба.
Так они и жили вплоть до 1943 года. Осенью партизанскому связному стало известно, что Юлию Михайловну вместе с детьми хотят расстрелять как семью милиционера. Поэтому в одну из ночей два партизана вывели женщину с детьми за деревню. Старшие шли пешком, маленьких несли на руках. Так добрались до хутора, что между Малечем и Залужьем, где посадили всех на подводу, и отправились в сторону Ткачей. Здесь уже партизаны распределили всех по хуторам. Так и жили.
В 1944 году, после освобождения района, Юлия Михайловна с детьми вернулась в Малеч. Как и прежде, старший Алеша был главным маминым помощником.
– У меня была склонность к рисованию, – вспоминает Алексей Николаевич. – Я брал фанерку, находил краски, уже не помню как, и рисовал простые незамысловатые рисунки. Воду, пару лебедей, деревца. На такие рисунки находились покупатели. Тогда же никто не имел понятия ни про репродукции, ни про картины.
Также Алексей пас коров. Занятие это не из легких. Но кроме какого-то заработка, хозяева могли положить в сумку пастушку краюху свежеиспеченного хлеба, да еще и шкварку. Успевали, конечно, мальчишки и поиграть, и пошалить. Игры зачастую были опасные. Юные «самоделкины» что-то химичили со взрывчаткой, потом подрывали, слава богу, что это не закончилось трагедией. Была и учеба в школе, определили Алешу сразу в 3 класс.
Юлия Николаевна сама в годы послевоенной разрухи растила пятерых детей и поднимала их на ноги. После войны ее муж остался в Москве, там у него появилась новая семья.
В Москве
В 1947 году отец Николай Васильевич приехал в Малеч и предложил Алексею уехать с ним. Юлия Михайловна не стала возражать. Однако жить под одной крышей с молодой мачехой было непросто. Она постоянно попрекала пасынка. Видя такое отношение, отец предложил Алексею пойти учеником мраморщика в трест «Художественной отделки зданий», к тому же там давали и место в общежитии. Это был переоборудованное здание костела на Малой Грузинской, недалеко от Белорусского вокзала.
– Жили в общежитии очень бедно, – вспоминает Алексей. – На утро – кружка чая с батоном, на обед – бутылка молока с чем-нибудь, а уже к вечеру что-то более сытное приготовишь.
Жильцы были разношерстные, старше по возрасту, любили вечер провести за бутылочкой. Алексей этих компаний не поддерживал, все свободное время проводил в Третьяковке или на Арбате. Записался в изостудию при фабрике «Трехгорная мануфактура», где учился рисовать с натуры.
Первое рабочее место было на строящейся тогда гостинице «Советская» в качестве шлифовщика мрамора. В те годы все процессы обработки камня проводились вручную.
Срочная служба
Осенью 1951-го пришла повестка из Краснопресненского военкомата на срочную службу. В конце ноября новобранцев повезли по железной дороге в товарных вагонах на восток, к Тихому океану. И только к концу декабря они прибыли в распределительный пункт под Владивостоком.
– Меня направили в учебку в город Артем, вскоре перевели в бухту Врангеля, где и оставили инструктором. Там я впервые узнал, что такое электричество и с чем его «едят».
После увольнения в запас Алексей вернулся к любимой маме, которая в то время уже жила в Самойловичах.
– До начала 1956 года, пока не устроился на известковый завод, ходили с друзьями по селу и по Березе, искали приключений, поглядывая на девчат. И как-то мать и говорит: «Хватит гулять, сынок, тебе 24 года. Ты бы присмотрелся к девчонке, что ходит по дороге в школу, это дочка Ольги Позняк. Очень уж хорошенькая».
К слову, та самая девчонка Людмила, став женой Алексея, на всю жизнь сохранила с его мамой теплые отношения, они были подругами.
Поработал Алексей Ковальчук на Березовском известковом заводе, затем в КЭЧ, потом в березовской первой школе преподавал труд и электротехнику в старших классах.
Есть и такой факт в биографии Алексея Николаевича:
– Работая в школе, мы с учителями и ребятами сконструировали автомат, который попал на ВДНХ. И нас пригласили в Москву. Мы с ребятами недельку там гостили.
В это время Алексей Николаевич поступает в техникум, после чего продолжает учебу в Ленинградском электротехническом институте.
А в семье Алексея и Людмилы Ковальчук было уже трое детей. Годы были трудные, но счастливейшие, годы небывалого подъема, чувства радости и надежды.
Породнился с энергетикой
В стране было время подъема промышленности, закладывалось основное ядро энергетики республики. После ввода Березовской ГРЭС во все стороны от нее шагнули мачты высоковольтных линий. Строились промышленные предприятия, сельскохозяйственные объекты. Все это требовало бесперебойного снабжения электроэнергией. В срочном порядке в 1965 году в Березе создается предприятие электросетей. Алексей Ковальчук приступает к работе в должности инженера релейной службы, затем работает начальником службы изоляции и подстанций. В 1973 году Алексей Николаевич возглавил Березовский РЭС. К этому времени на предприятии работала высокопрофессиональная команда единомышленников, которые не боялись трудностей. Коллектив активно внедрял в производство все новое, что появлялось в энергосистеме. Также своими силами изготавливали различные приспособления и механизмы, облегчающие труд персонала. В трудовой книжке Ковальчука не одна запись о внедрении рацпредложений. Двадцать шесть лет до выхода на пенсию он возглавлял это предприятие. До сих пор об Алексее Николаевиче отзываются как о мудром и справедливом руководителе, который всегда вникал в личные и бытовые проблемы своих сотрудников. Конечно, бывало всякое. Но за праздничным столом в день юбилея собрались вместе и коллеги-сторонники, и те, кто не всегда разделял позицию именинника. Они наперебой с трепетом вспоминали пережитое.
На заслуженном отдыхе
С 1999 года Алексей Николаевич на пенсии. Как человек трудолюбивый и творческий он постоянно что-то мастерит, совершенствует в доме и на участке. Заядлый рыбак и грибник.
Уже год живет без своей любимой Людмилы, с которой вместе прожили 65 лет, вырастили троих детей. О своей супруге говорит с любовью и нежностью:
– Нам вдвоем было очень комфортно. Мы всегда были вместе. А сколько объезжено дорог – мы же с машины не вылезали. Сочи, Прибалтика, Одесса, Варшава, не говоря уже о Беларуси.
В 2020 году Алексей Николаевич загорелся идеей, которую успешно осуществил, – в свет вышла брошюра воспоминаний ветеранов энергетики «История становления и развития энергетики Березовского района».
Алексей Николаевич и сейчас поддерживает отношения со своими коллегами – ветеранами энергетики. Ежедневно из разных уголков страны они звонят друг другу. Не остаются в стороне от энергетики, следят за новшествами энергетической системы, активно это обсуждают, дискутируют. Алексей Николаевич уверен, что те, кто сегодня работает на Березовской РЭС, продолжают традиции, заложенные им и его коллегами, обеспечивая бесперебойность и качество энергоснабжения.
Ольга ОМЕЛЮСИК
Фото Сергея БОБРОВА и из архива героя публикации
Подписывайтесь на нас в Telegram!