Как в Березовском районе добывали писчий мел — BEREZA.BY

В 1920 году началась промышленная добыча писчего мела в районе города Березы. Сейчас все меловые карьеры уже отработаны и затоплены грунтовыми водами, а образцы белого писчего мела можно увидеть только в краеведческих музеях и минералогических кабинетах университетов и школ. Но, несмотря на это, месторождение мела в Березе остается уникальным объектом в нашей стране.

Французская пудра из березовского мела

Начиналась история березовского месторождения мела с деятельности местного промышленника Шапиро. Он не только организовал добычу чистейшего по содержанию писчего мела, но и с 1904 года регулярно поставлял его на парфюмерные фабрики Франции. Можно себе представить качество нашего мела, если произведенные из него различные виды пудры, кремов и детских присыпок пользовались заслуженной славой во всем мире.

Позже, уже в советские годы, мел использовали для изготовления гашеной извести, кормовой муки, известковых добавок, строительных блоков и других целей. Был построен цех по отмучиванию мела, где 50 человек трудились на добыче и промывке мела, и это производство мало чем отличалось от средневекового промысла, так как труд был ручной, очень тяжелый и опасный для здоровья.

В 1939-м году, когда Западная Беларусь вошла в состав СССР, предприятие в Березе было национализировано. Был создан комитет рабочего контроля, и началось строительство мелово-известкового завода. В 1940 году построили две напольные печи для обжига извести на 100 кубических метров каждая. Стали осваивать технологию обжига мела для получения извести, расширилась площадь березовского карьера. В дальнейшем обжигали мел не только из этого карьера, но и из расположенных рядом месторождений в Кабаках, Малече, Роси, Самойловичах, Карпешах, Колядичах и др.

Геология месторождений и их особенности

В пределах Брестского Полесья нет коренных месторождений мела, непосредственно связанных с верхнемеловой толщей, так называемым осадочным чехлом Беларуси. Эти карбонатные образования в виде толщ меловых или мергельно-меловых горных пород хотя и распространены здесь повсеместно, но залегают на довольно значительных глубинах (до 100–150 метров) и поэтому пока не разрабатываются.

Но на этой территории часто встречаются вторичные залежи меловых горных пород, сформировавшихся в антропогеновое время и обязанных своим появлением ледниковому воздействию на коренные меловые породы. Именно под воздействием силы движущегося ледника были выведены практически на земную поверхность мощные блоки коренного мела – месторождения вторичного залегания.

Эти месторождения мела и мергельно-меловых горных пород, внедренные в антропогеновое образование юго-запада Беларуси, возникли в результате геологической деятельности днепровского и сожского оледенений.

Залегают они, как правило, в толщах конечно-моренных отложений. Размеры отдельных меловых глыб варьируются в пределах: длина – от нескольких десятков метров до 1–1,5 км и более, ширина до 250–350 метров, глубина – от 0,5–1,5 до 30–50 метров.

Перекрывающими породами служат породы палеогена, неогена и антропогена. Их суммарная мощность не превышает 15–20 метров, поэтому месторождения мела эксплуатируются более дешевым и рентабельным открытым способом. Залежи меловых горных пород по отдельным блокам и месторождениям исчисляются от сотен тысяч до 50–70 млн тонн, что подтверждает более чем столетняя эксплуатация березовского месторождения мела. Разрабатываемая часть мела находится в благоприятных гидрогеологических условиях, хотя при отработке сырья на глубинах свыше 10–15 метров требуется постоянная откачка грунтовых вод из меловых карьеров.

Состав ископаемого мела

Добываемый в месторождениях березовского края мел был достаточно чистым, слабо сцементированным, беловато-серого цвета. В толще самих меловых отложений содержалось достаточно большое количество стяжений кремния опалово-халцедонового состава, являющихся вредной примесью при очистке и обжиге мела в трубчатой вращающейся печи, но зато обладающего удивительными свойствами очищать и активировать питьевую воду, делая ее структурированной. К сожалению, уникальный белорусский кремень из меловых карьеров востребован лишь в небольших объемах. И это очень печально.

При контакте мела со вскрышными породами отмечены линзы и прослои глины, песка, бурого угля и ожелезненных горных пород. Содержание основного компонента – карбоната кальция – в большинстве случаев превышает 95%, достигая иногда значений 98,5– 99,6%. Именно такие разновидности березовского мела привлекали французских изготовителей пудры, различных кремов и детских присыпок. В качестве примесей в меле присутствуют соединения кремния, алюминия, железа и серы, которые из-за малых количеств на качество получаемой продукции заметного влияния не оказывали, за исключением кремнистых желваков и стяжений, достойных того, чтобы о них рассказать отдельно.

От уточек и голубей до инопланетян и динозавров

При дроблении и обжиге меловых горных пород мелкие кусочки очень твердого и острого кремния попадали в готовую продукцию, ухудшая ее качество. И особенно они были вредны и опасны при изготовлении кормовой муки. Но удивительные по своим размерам и форме кремнистые желваки своеобразны и красивы как выставочный материал. Особенно много подобных «каменных сказок» можно увидеть в музеях Бреста, Березы, Пинска и в кабинете геологии Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина, где отдельные кремнистые желваки напоминают фигурки уточек, лягушек, голубей, дельфинов, акул, китов и даже динозавров и инопланетян и поэтому всегда воспринимаются посетителями экспозиций как необыкновенное чудо родной природы. Фотографии из личного архива говорят сами за себя – смотрите и любуйтесь. Они того стоят.

Месторождение писчего мела в Березе является невоспроизводимым. Все карьеры после окончания разработок за счет грунтовых вод постепенно затопляются, причем само затопление происходит естественным путем.

Отработанные карьеры должны стать облагороженными озерами, местами отдыха и оздоровления, рыбной ловли и просто украшением Березовского района. И именно после этого можно будет начать отсчет второго столетия новой жизни месторождения писчего мела.

Альберт БОГДАСАРОВ, профессор, горный инженер-геолог

Фото автора и Александры ДЕРБИС

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: