Заслуженная артистка Беларуси, директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя, худрук театрального проекта «ТриТформаТ» Вера Полякова привезла в наш город нашумевшую театральную работу «Каренина» в постановке российского режиссера Татьяны Самбук. Неслучайно 31 марта в зале Березовского ДК был аншлаг: березовская публика все больше становится театральной, а интерес к личности и творчеству Веры Поляковой в зрительской среде достаточно велик.
«Каренина» в версии «ТриТформаТ» (для тех, кто в неведении, это «Товарищество Театральных Трудоголиков»!) далека от академического прочтения. Это очень современный спектакль по произведению классической литературы. Впрочем, театр третьего тысячелетия тем и интересен, что предоставляет зрителям возможность прикоснуться к драматургии классики с самых разных, порой полярных, позиций. Приверженцы «незамутненного» искусства, впрочем, всегда могут обратиться к печатному оригиналу (роману Л.Н. Толстого) либо к его блестящим отечественным и зарубежным экранизациям с Вивьен Ли, Татьяной Самойловой, Кирой Найтли, Татьяной Друбич, Елизаветой Боярской или Жаклин Биссет в главной роли.
Режиссура Татьяны Самбук построена на бешеной энергетике, гротеске, контрастах.
Герои в ее постановках все по той же русской классике («Княжна Мэри», «Три сестры», «Вишневый сад»), воплощаемые Верой Поляковой и ее талантливыми артистами, словно спускаются с заоблачных вершин на грешную землю и смешиваются с толпой, становясь узнаваемыми, вызывая волнение и шок. В «Карениной» Вронский из блестящего офицера трансформируется то ли в рокера, то ли в плейбоя местного масштаба; Каренин вовсе не статский советник, а слабый пьющий человек, страдающий от предательства любимой женщины; сестры Щербацкие ведут свои партии на грани сатиры или клоунады – чего стоит вечно несчастная Долли, пускающая мыльные пузыри, или глупенькая Китти, которую любовь Левина и замужество возносят на небывалую высоту: артистка выходит на сцену на ходулях, скрытых под нескончаемым подолом свадебного платья!
На этом фоне особенно пронзительно звучат оригинальные толстовские монологи, обостренно воспринимаются сюжетные коллизии, достают до сердца подлинные чувства и страдания Анны… Каренина в исполнении Поляковой – самый живой, убедительный и по-настоящему толстовский персонаж в рассказанной со сцены истории.
Ее трагедия, деформация личности и тупик сыграны мощно и в то же время филигранно.
В спектакле, показанном «ТриТформаТ» березовским зрителям, есть главное достоинство: актерская игра без наигрыша, искренность и ощутимый нерв, без которого никакой спектакль не может состояться. Потому никого не удивляют степ, который танцуют Каренина и Вронский вместо вальса, или кровавое пятно, проступившее на рубашке Левина после отказа Китти. И потому так естественно звучат в устах героев-аристократов из XIX века песни конца XX и начала XXI в.в., так органично вписываются в действие танцы (вся занятая на сцене группа лихо отбивает степ!). А песня Ильи Резника из репертуара Аллы Пугачевой «Позови меня с собой» на стихи Татьяны Снежиной в прекрасном исполнении Веры Поляковой звучит несомненным лейтмотивом и смысловой точкой спектакля, оставляя терпкое послевкусие.
Заслуженные овации зрителей и цветы главной героине – лишь малая часть благодарности минским артистам за подаренную радость нашего приобщения к искусству.
Маргарита ГОРОВАЯ
Фото Дениса КУГАЧА
Подписывайтесь на нас в Telegram!