История советской авиации хранит немало имен выдающихся летчиков-белорусов. Многим из них судьба уготовила суровые испытания Великой Отечественной войной и бессмертные подвиги. В блеске славы военных летчиков мы нередко забываем о скромных «пахарях неба» – пилотах гражданской авиации. Сегодняшний рассказ о нашем земляке Василий Тихоновиче Трутько, которому в прошлом году присвоено почетное звание «Заслуженный пилот Российской Федерации».
Родился будущий авиатор 17 января 1962 года в д. Огородники в семье тружеников колхоза «33-я годовщина Октября» Тихона Ивановича и Софьи Степановны Трутько. Отец работал комбайнером, за ударный труд удостоен ордена Трудового Красного Знамени, медали «За трудовую доблесть», мама – счетоводом, впоследствии удостоившаяся почетного звания «Заслуженный колхозник».
В то время весь мир восхищался советскими летчиками и космонавтами, на счету которых не одно достижение с приставкой «впервые». Как и многие советские ребята, грезил о покорении небесных высей огородниковский паренек Василий Трутько. В школьные годы он увлекался рисованием, чтением книг, спортом – особенно любил футбол. Высокий уровень показывал в изучении немецкого языка, за что по сей день благодарен учительнице Огородниковской средней школы А.А. Войтко, но упорно шел к своей мечте о небе. Окончив в 1979 году десятый класс, поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации (Рязанская область). И в 1982 году, завершив учебу с красным дипломом, молодой выпускник авиаучилища по распределению прибыл во 2-й Краснодарский объединенный авиаотряд вторым пилотом самолета Ан-2.
Применение гражданской авиации в народном хозяйстве разнообразное – поиск и спасение людей, авиалесоохрана, перевозка пассажиров, грузов и почты, строительно-монтажные, экспериментальные и научно-исследовательские работы, медицинская эвакуация и прочее. С энтузиазмом погрузившись в авиационную работу, пилот Трутько параллельно повышал квалификацию. В 1989 году окончил Киевский институт гражданской авиации и стал командиром Ан-2, а в 1993-м перевелся во Всероссийский научно-исследовательский институт ПАНХ ГА (сейчас – АО «Научно-производственная компания «Применение авиации в народном хозяйстве»), где прошел переподготовку на вертолет Ка-32. Спустя два года окончил сборы в школе летчиков-испытателей в г. Жуковском и был допущен к испытательным полетам, первые из которых выполнялись на самолете МАИ-890, Ан-2 и вертолете Ка-32 по тематике применения авиации в народном хозяйстве.
С ростом мастерства пилота Трутько расширялась география его авиационной работы, сложность выполняемых производственных задач. В 1996 году в качестве командира вертолета Ка-32 он летал в Папуа – Новой Гвинее на разведке нефти и в интересах золотодобывающей компании. Спустя два года на Ка-32 с водосливным устройством на внешней подвеске принимал участие в тушении природных пожаров в Турции. В 1999-м, во время командировки в Малайзию, выполнял полеты по отработке технологии транспортировки древесины с горных лесосек с использованием замка-самозахвата на внешней подвеске. В следующем году по приглашению правительства Греции тушил стихийные пожары на острове Крит. Затем во время пожарной программы в Греции прошел переподготовку и приступил к полетам на вертолете Ми-26 в условиях реальных пожаров в горной местности.
В начале двухтысячных Василий Трутько окончил полный курс школы летчиков-испытателей им. А.В. Федотова при Летно-исследовательском институте имени М.М. Громова в г. Жуковском с присвоением квалификации летчика-испытателя 3-го класса. Одновременно обучался в ОКБ Сухого, участвовал в освоении опытного сельскохозяйственного самолета Су-38Л. Затем начал летать на польском вертолете W-3 «Сокол» и был назначен на должность командира летного отряда.
К 2005 году пилот Трутько уже обладал необходимым мастерством и опытом, чтобы успешно выполнять сложнейшие производственные задания. В этом году на внешней подвеске вертолета Ка-32 доставил из Ростова-на-Дону в Краснодар 3-тонную бронзовую скульптуру конного казака для установки перед зданием администрации края в честь 200-летия освоения земли Кубанской запорожскими казаками. В августе 2006 года в Москве на вертолете Ми-26 с применением выносной кабины и системы азимутальной ориентации груза на внешней подвеске выполнил монтаж телевышки высотой 258 м. Подобная работа требует от пилота высочайшего мастерства, выдержки и филигранной точности. Управлять огромной винтокрылой машиной (Ми-26 весит почти 30 тонн) необходимо так, чтобы обеспечить идеальную наводку стыкуемых конструкций. Ведь даже незначительное отклонение в сторону многотонного, раскачивающегося на подвесе груза может привести к травмированию или гибели монтажников. Они хотя и находятся на земле, но работают, как правило, на приличной высоте, да к тому же пристегнуты к опорам конструкций страховками. Случись чего – бежать некуда.
В послужном списке Василия Трутько подобные операции не единичны, притом что выполнять их могут единицы. В январе 2008-го по просьбе Русской православной церкви вертолетом Ка-32 установил крест (900 кг) в районе Гуамского ущелья в горной местности Краснодарского края. А еще выполнял строительство телебашен в Кущевской и Армавире высотой 127 м. Осуществил монтаж пяти тяжелых опор (более 40 тонн) в районе аэропорта Адлер; эвакуировал два опытных вертолета Ми-171А2 с горы Смотровая (высота 2 500 м, Приэльбрусье) в аэропорт Нальчика; выполнял транспортировку частей самолета «Боинг-319», попавшего в авиакатастрофу, из горной местности в г. Исламабад (Пакистан).
У высококвалифицированного пилота всегда много работы. С декабря 2005 по апрель 2006 года Василий Трутько участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Пакистане на вертолетах Ка-32 и Ми-26, в следующем году тушил пожары в Республике Кипр, затем выполнял большой объем авиационных работ по поддержке нефтегазового комплекса в Западной Сибири.
Неустанный труд нашего земляка отмечен коллегами по летному ремеслу: в 2008 году он стал номинантом премии Ассоциации вертолетной индустрии «Пилот года России», а в 2009-м внесен в энциклопедию «Авиация России» 1999–2009 гг. под редакцией генерал-полковника А.Н. Зелина
Следующие четыре года свой жизни Василий Тихонович посвятил участию в строительстве спортивных объектов в Красной Поляне в рамках подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи, наводил канатные дороги в Домбае и Архызе. Довелось также поработать на строительстве крыш футбольных арен в Волгограде и Казани, на полях которых проходили матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Затем была командировка в китайские провинции Харбин и Наньчан, где герой публикации обучал местных пилотов на Ми-26. С 2018 по 2022 год он выполнял полеты по поддержке миссии ООН в Конго.
За сорок лет, прожитых в гражданской авиации, Василий Тихонович Трутько прошел путь от второго пилота одномоторного биплана до заместителя генерального директора авиакомпании по организации летной работы. За это время освоил самолеты Ан-2, МАИ-890, Р-40, Су-38Л; вертолеты Ми-2, W-3, Ми-8, Ка-29, Ка-32, Ми-26 и их модификации. Общий безаварийный налет составляет более 15 000 часов(!). Имеет квалификацию летчика-испытателя 2-го класса, пилота гражданской авиации – 1-го класса. Обладая исключительным опытом строительно-монтажных работ, выполнил в качестве ведущего летчика-испытателя более 30 программ летных испытаний и исследований по отработке технологии выполнения различных авиаработ. Одной из уникальных стало испытание системы принудительного спуска снежных лавин в зоне строительства олимпийских объектов в Красной Поляне (Сочи).
За заслуги в освоении современной авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров, многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм, личный безаварийный налет В.Т. Трутько отмечен благодарностями руководства авиакомпании «ПАНХ» и губернатора Краснодарского края, награжден знаком «За безаварийный налет I степени», отраслевым знаком «Отличник воздушного транспорта». А 18 мая 2022 года Указом Президента России Владимира Путина удостоен почетного звания «Заслуженный пилот Российской Федерации».
Свой высокий уровень профессиональной подготовки, знания и бесценный опыт Василий Тихонович передает молодым пилотам: ввел в строй более пятидесяти командиров воздушных судов и двух пилотов. Он гордится сыном Тихоном, пилотом «Боинга-737», и племянником Николаем, бортинженером вертолета Ми-26, которые продолжили дело отца и дяди, посвятив себе гражданской авиации. Кстати, сестра героя публикации и мама племянника-авиатора – Нина Тихоновна Лобанова – всю трудовую жизнь работала в знаменитом когда-то на весь Советский Союз совхозе «АбрауДюрсо» в Краснодарском крае. За доблестный труд награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Похоже, умение работать на совесть и быть примером для других в роду Трутько передается по наследству.
Березовщина взрастила немало исключительных, выдающихся людей, которые проявили себя в различных сферах жизни на родной земле и на чужбине. Василий Тихонович Трутько прославил наш край мирным трудом гражданского пилота, заодно доказав, что у настоящей мечты нет преград.
Подготовил Григорий САВЧУК
Фото из архива героя публикации и из открытых источников
Подписывайтесь на нас в Telegram!