Куда приводят мечты: судьба заслуженного пилота России из Березовского района Василия Трутько — BEREZA.BY

История советской авиации хранит немало имен выдающихся летчиков-белорусов. Многим из них судьба уготовила суровые испытания Великой Отечественной войной и бессмертные подвиги. В блеске славы военных летчиков мы нередко забываем о скромных «пахарях неба» – пилотах гражданской авиации. Сегодняшний рассказ о нашем земляке Василий Тихоновиче Трутько, которому в прошлом году присвоено почетное звание «Заслуженный пилот Российской Федерации».

Родился будущий авиатор 17 января 1962 года в д. Огородники в семье тружеников колхоза «33-я годовщина Октября» Тихона Ивановича и Софьи Степановны Трутько. Отец работал комбайнером, за ударный труд удостоен ордена Трудового Красного Знамени, медали «За трудовую доблесть», мама – счетоводом, впоследствии удостоившаяся почетного звания «Заслуженный колхозник».

В то время весь мир восхищался советскими летчиками и космонавтами, на счету которых не одно достижение с приставкой «впервые». Как и многие советские ребята, грезил о покорении небесных высей огородниковский паренек Василий Трутько. В школьные годы он увлекался рисованием, чтением книг, спортом – особенно любил футбол. Высокий уровень показывал в изучении немецкого языка, за что по сей день благодарен учительнице Огородниковской средней школы А.А. Войтко, но упорно шел к своей мечте о небе. Окончив в 1979 году десятый класс, поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации (Рязанская область). И в 1982 году, завершив учебу с красным дипломом, молодой выпускник авиаучилища по распределению прибыл во 2-й Краснодарский объединенный авиаотряд вторым пилотом самолета Ан-2.

Применение гражданской авиации в народном хозяйстве разнообразное – поиск и спасение людей, авиалесоохрана, перевозка пассажиров, грузов и почты, строительно-монтажные, экспериментальные и научно-исследовательские работы, медицинская эвакуация и прочее. С энтузиазмом погрузившись в авиационную работу, пилот Трутько параллельно повышал квалификацию. В 1989 году окончил Киевский институт гражданской авиации и стал командиром Ан-2, а в 1993-м перевелся во Всероссийский научно-исследовательский институт ПАНХ ГА (сейчас – АО «Научно-производственная компания «Применение авиации в народном хозяйстве»), где прошел переподготовку на вертолет Ка-32. Спустя два года окончил сборы в школе летчиков-испытателей в г. Жуковском и был допущен к испытательным полетам, первые из которых выполнялись на самолете МАИ-890, Ан-2 и вертолете Ка-32 по тематике применения авиации в народном хозяйстве.

С ростом мастерства пилота Трутько расширялась география его авиационной работы, сложность выполняемых производственных задач. В 1996 году в качестве командира вертолета Ка-32 он летал в Папуа – Новой Гвинее на разведке нефти и в интересах золотодобывающей компании. Спустя два года на Ка-32 с водосливным устройством на внешней подвеске принимал участие в тушении природных пожаров в Турции. В 1999-м, во время командировки в Малайзию, выполнял полеты по отработке технологии транспортировки древесины с горных лесосек с использованием замка-самозахвата на внешней подвеске. В следующем году по приглашению правительства Греции тушил стихийные пожары на острове Крит. Затем во время пожарной программы в Греции прошел переподготовку и приступил к полетам на вертолете Ми-26 в условиях реальных пожаров в горной местности.

В начале двухтысячных Василий Трутько окончил полный курс школы летчиков-испытателей им. А.В. Федотова при Летно-исследовательском институте имени М.М. Громова в г. Жуковском с присвоением квалификации летчика-испытателя 3-го класса. Одновременно обучался в ОКБ Сухого, участвовал в освоении опытного сельскохозяйственного самолета Су-38Л. Затем начал летать на польском вертолете W-3 «Сокол» и был назначен на должность командира летного отряда.

К 2005 году пилот Трутько уже обладал необходимым мастерством и опытом, чтобы успешно выполнять сложнейшие производственные задания. В этом году на внешней подвеске вертолета Ка-32 доставил из Ростова-на-Дону в Краснодар 3-тонную бронзовую скульптуру конного казака для установки перед зданием администрации края в честь 200-летия освоения земли Кубанской запорожскими казаками. В августе 2006 года в Москве на вертолете Ми-26 с применением выносной кабины и системы азимутальной ориентации груза на внешней подвеске выполнил монтаж телевышки высотой 258 м. Подобная работа требует от пилота высочайшего мастерства, выдержки и филигранной точности. Управлять огромной винтокрылой машиной (Ми-26 весит почти 30 тонн) необходимо так, чтобы обеспечить идеальную наводку стыкуемых конструкций. Ведь даже незначительное отклонение в сторону многотонного, раскачивающегося на подвесе груза может привести к травмированию или гибели монтажников. Они хотя и находятся на земле, но работают, как правило, на приличной высоте, да к тому же пристегнуты к опорам конструкций страховками. Случись чего – бежать некуда.

В послужном списке Василия Трутько подобные операции не единичны, притом что выполнять их могут единицы. В январе 2008-го по просьбе Русской православной церкви вертолетом Ка-32 установил крест (900 кг) в районе Гуамского ущелья в горной местности Краснодарского края. А еще выполнял строительство телебашен в Кущевской и Армавире высотой 127 м. Осуществил монтаж пяти тяжелых опор (более 40 тонн) в районе аэропорта Адлер; эвакуировал два опытных вертолета Ми-171А2 с горы Смотровая (высота 2 500 м, Приэльбрусье) в аэропорт Нальчика; выполнял транспортировку частей самолета «Боинг-319», попавшего в авиакатастрофу, из горной местности в г. Исламабад (Пакистан).

У высококвалифицированного пилота всегда много работы. С декабря 2005 по апрель 2006 года Василий Трутько участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Пакистане на вертолетах Ка-32 и Ми-26, в следующем году тушил пожары в Республике Кипр, затем выполнял большой объем авиационных работ по поддержке нефтегазового комплекса в Западной Сибири.


Неустанный труд нашего земляка отмечен коллегами по летному ремеслу: в 2008 году он стал номинантом премии Ассоциации вертолетной индустрии «Пилот года России», а в 2009-м внесен в энциклопедию «Авиация России» 1999–2009 гг. под редакцией генерал-полковника А.Н. Зелина


Следующие четыре года свой жизни Василий Тихонович посвятил участию в строительстве спортивных объектов в Красной Поляне в рамках подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи, наводил канатные дороги в Домбае и Архызе. Довелось также поработать на строительстве крыш футбольных арен в Волгограде и Казани, на полях которых проходили матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Затем была командировка в китайские провинции Харбин и Наньчан, где герой публикации обучал местных пилотов на Ми-26. С 2018 по 2022 год он выполнял полеты по поддержке миссии ООН в Конго.

За сорок лет, прожитых в гражданской авиации, Василий Тихонович Трутько прошел путь от второго пилота одномоторного биплана до заместителя генерального директора авиакомпании по организации летной работы. За это время освоил самолеты Ан-2, МАИ-890, Р-40, Су-38Л; вертолеты Ми-2, W-3, Ми-8, Ка-29, Ка-32, Ми-26 и их модификации. Общий безаварийный налет составляет более 15 000 часов(!). Имеет квалификацию летчика-испытателя 2-го класса, пилота гражданской авиации – 1-го класса. Обладая исключительным опытом строительно-монтажных работ, выполнил в качестве ведущего летчика-испытателя более 30 программ летных испытаний и исследований по отработке технологии выполнения различных авиаработ. Одной из уникальных стало испытание системы принудительного спуска снежных лавин в зоне строительства олимпийских объектов в Красной Поляне (Сочи).

За заслуги в освоении современной авиационной техники, высокие показатели в воспитании и обучении летных кадров, многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм, личный безаварийный налет В.Т. Трутько отмечен благодарностями руководства авиакомпании «ПАНХ» и губернатора Краснодарского края, награжден знаком «За безаварийный налет I степени», отраслевым знаком «Отличник воздушного транспорта». А 18 мая 2022 года Указом Президента России Владимира Путина удостоен почетного звания «Заслуженный пилот Российской Федерации».

Нагрудный знак «Заслуженный пилот Российской Федерации» Владимир Трутько принимал от губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева (справа)

Свой высокий уровень профессиональной подготовки, знания и бесценный опыт Василий Тихонович передает молодым пилотам: ввел в строй более пятидесяти командиров воздушных судов и двух пилотов. Он гордится сыном Тихоном, пилотом «Боинга-737», и племянником Николаем, бортинженером вертолета Ми-26, которые продолжили дело отца и дяди, посвятив себе гражданской авиации. Кстати, сестра героя публикации и мама племянника-авиатора – Нина Тихоновна Лобанова – всю трудовую жизнь работала в знаменитом когда-то на весь Советский Союз совхозе «АбрауДюрсо» в Краснодарском крае. За доблестный труд награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Похоже, умение работать на совесть и быть примером для других в роду Трутько передается по наследству.

Березовщина взрастила немало исключительных, выдающихся людей, которые проявили себя в различных сферах жизни на родной земле и на чужбине. Василий Тихонович Трутько прославил наш край мирным трудом гражданского пилота, заодно доказав, что у настоящей мечты нет преград.

Подготовил Григорий САВЧУК

Фото из архива героя публикации и из открытых источников

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: