О буднях сотрудника Госавтоинспекции и обстановке на березовских дорогах нам рассказал старший инспектор дорожно-патрульной службы ОГАИ Березовского РОВД старший лейтенант милиции Денис Макуха.
– Денис, как Вы пришли в Госавтоинспекцию, почему выбрали службу в правоохранительных органах?
– После окончания СШ №1 г. Березы имени В.Х. Головко профессию юриста-международника отправился получать в Белорусский институт правоведения. В 2019 году пришел служить инспектором ДПС в УГАИ Гродненского облисполкома. В прошлом году вернулся на малую родину и стал служить старшим инспектором ДПС в ОГАИ Березовского РОВД. Что касается отличий в работе, существенных, конечно, нет, но все же, исходя из масштабов города, соответственно, нагрузки на дорогах, разница ощущается. Здесь моя работа состоит не только в несении службы на линии, но и в организации этого процесса. Весомую часть времени занимает работа с отчетами, документами.
– Как оцениваете обстановку на дорогах Березовщины?
– Не могу назвать ее проблемной, обстановка регулируемая. Аварийность в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилась, что, естественно, радует. Если делать срез в сравнении с другими районными отделами, ситуация хорошая.
– Давайте обратим внимание на количество выявленных нарушений на территории района.
– Нарушений немало, в том числе и очень грубых. Касаемо управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, к сожалению, данных нарушений меньше не становится, несмотря на ужесточение со стороны закона. Каждый день выявляем большое количество таких нарушений, как непристегнутый ремень безопасности, мелкие неисправности авто, отсутствие техосмотра, переход дороги в неустановленном месте. Грубыми нарушениями считаю перевозку ребенка без удерживающего устройства, непропуск пешехода в установленном месте, проезд на запрещающий сигнал светофора.
– Какие наиболее аварийные участки в районе? Какие вопросы по дорожной безопасности остаются проблемными?
– Естественно, к таким участкам относятся автодороги международного и республиканского значения, так как там увеличивается максимально разрешенная скорость. На трассах более проблематично установить нарушителя из-за скоростного режима. Проблемными остаются перекрестки, пешеходные переходы, трасса М1.
– Что можете сказать об отношении современных водителей к вашей службе?
– В целом люди хорошо и уважительно относятся. Иногда ругаются, возмущаются, мол, неужели нельзя просто отпустить, простить за нарушение, не понимая, что у инспектора обязанности, которые нужно безукоризненно исполнять. От пьяных водителей приходится часто слышать нелестные выражения в свой адрес.
– Приходится ли сталкиваться с хамством и конфликтами?
– Чаще всего агрессией отвечают водители, которые пытаются избежать наказания. Как правило, это лица, не имеющие права управления транспортным средством и находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Поступают и угрозы, и оскорбления, но за все это предусмотрена ответственность. В оправдание от пьяного водителя приходится слышать, мол, «очень срочно понадобилось», «я ведь только здесь, по месту, подъехал» и т. п.
– Какие случаи в Вашей практике запомнились больше всего?
– Вспоминается ДТП с участием трактора, когда три автомобиля были повреждены прицепом. Как выяснилось позже со слов свидетеля, еще до приезда экипажа ГАИ тракторист успел поменять трактор, совершивший ДТП, на другое транспортное средство. Разные бывали случаи, когда люди пытались обхитрить правоохранителей, быстрее оформляли онлайн-страховку. Но, поверьте, все проверяется.
Также было ДТП, в котором фигурировали два бесправника и два лица, управлявших транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Ситуация вышла действительно курьезная: женщина без прав хотела отогнать машину, потом за руль сел пьяный муж.
– Работа нацелена на профилактику. Что проводите, какие акции, с какой аудиторией встречаетесь? Насколько эффективным считаете проведение профилактических мероприятий?
– Ежемесячно проводим акции, мероприятия с наиболее уязвимыми участниками дорожного движения: пешеходами, велосипедистами, мотоциклистами. Особенно актуальны и необходимы беседы при внесении изменений в Правила дорожного движения. В частности, инспекторы информировали жителей района о правилах использования средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, скейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса, ведь езда на них четко прописана в последней редакции ПДД. Сотрудники Госавтоинспекции регулярно выступают в трудовых коллективах, организациях. На особом счету работа с детьми: на протяжении учебного года посещают школы, детские сады, во время летних каникул едут в гости к детям в оздоровительные лагеря.
– Всегда вызывает обеспокоенность нахождение детей на дороге. Придерживаются ли наши дети Правил дорожного движения? Что можно сказать о профилактике детского травматизма?
– Несовершеннолетние также зачастую являются нарушителями Правил дорожного движения. Мое мнение: основной и самый эффективный рычаг воздействия – это родители. С 16-летнего возраста в отношении подростка может быть составлен административный протокол, в отдельных случаях – с 14 лет. Потом с юным нарушителем работают сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних. В моей практике был случай, когда 15-летний подросток управлял дедушкиным автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Хочется обратиться к родителям по поводу популярных сейчас самокатов и сегвеев: покупая ребенку средства индивидуальной мобильности, важно понимать, что это не игрушка, объясните детям основные правила безопасного поведения на улице во время катания.
– Как организована работа по предотвращению ДТП?
– Ежемесячно мы отрабатываем аварийно-опасные участки дорог: вблизи пешеходных переходов, велосипедных дорожек, перекрестков, почти каждый день следим за безопасностью дорожной обстановки на трассе М1. Совместно с отделом принудительного исполнения, транспортной инспекцией проводим рейдовые мероприятия по выявлению нарушителей.
– Профилактика, акции – это хорошо. Но самый верный способ навести порядок на дороге, наверное, наказание рублем?
– Исходя из своей практики, могу сказать, что к предупреждению нарушитель относится весьма лояльно, а вот получив наказание в виде штрафа, чаще всего начинает задумываться. Действенный способ – изъятие инспектором автомобиля на штрафстоянку. На нашей стоянке постоянно находятся автомобили, в настоящее время около двадцати. Штрафы немалые, поэтому часто требуется несколько месяцев для их уплаты.
– Кто больше нарушает на дороге – пешеходы или водители?
– Основные нарушители – водители. Пешеходы нарушают реже. Они являются более уязвимыми участниками дорожного движения и в случае ДТП страдают больше, получая телесные повреждения.
– Можно ли при незначительном нарушении ограничиться предупреждением?
– Если человек осознает вину, не идет на конфликт, с незначительным нарушением согласен, конечно, можно ограничиться устным замечанием.
– Какое самое серьезное нарушение, по Вашему мнению?
– Это пьяный за рулем. Практически каждый день в новостной ленте событий страны видим страшные картины ДТП с гибелью людей, когда виновник случившегося – водитель в нетрезвом виде. Также отнес бы сюда бесправников и водителей, перевозящих детей без специального удерживающего устройства.
– Бытует мнение, что у госавтоинспекторов чутье, какую машину остановить. Вам помогает интуиция?
– Отчасти да. Вычислить нарушителя помогает профессиональный взгляд. Часто манера вождения и сам автомобиль выдают нарушителя: тонировка, отсутствие регистрационного знака.
– Женщины за рулем более дисциплинированные? Кто лихачит больше?
– Считаю, что женщины более ответственно относятся к соблюдению Правил дорожного движения и скоростного режима, вовремя проходят техосмотр автомобиля, своевременно меняют водительское удостоверение, срок которого истекает. Но, как говорится, в каждом правиле есть исключения.
– Работа тяжела психологически? Как считаете, какими качествами должен обладать человек, желающий прийти в ряды сотрудников ГАИ?
– Нужно уметь урегулировать конфликт, успокоить агрессивно настроенного нарушителя. Конечно, для этого нужно обладать такими качествами, как стрессоустойчивость, умение находить к каждому подход. Как и любой другой сотрудник правоохранительных органов, инспектор ГАИ должен быть ответственным и дисциплинированным.
– Можете уверенно сказать, что выбрали правильную профессию?
– Могу сказать точно: что на службу иду с радостью и в хорошем настроении. Больше по душе работа на линии, то есть на дорогах, нежели в кабинете. Считаю самым важным аспектом в работе взаимопомощь. В Березовском РОВД служат люди, готовые в любую минуту помочь. Коллектив ОГАИ небольшой, дружный и сплоченный, каждый из нас нацелен на одно общее дело – обеспечение и сохранение безопасного движения на дорогах. Поздравляю коллег с профессиональным праздником и желаю легкой службы!
Рита ЛЮТЫЧ
Фото автора
Подписывайтесь на нас в Telegram!