Железнодорожники Березовского района рассказали о своей работе — BEREZA.BY

Железнодорожная станция – место с какой-то специфической аурой, романтикой дальних дорог. Обычный обыватель в основном сталкивается только с кассирами билетных касс и проводниками. А ведь профессия железнодорожника – собирательное название целого ряда профессий рабочих и служащих: машинисты, путейцы, вагонники, проводники, инженеры, техники, диспетчеры, начальники станций, вокзалов, участков, дежурные по станции, приемосдатчики, станционные рабочие. Как правило, эти сотрудники железной дороги остаются незаметными для пассажиров.

Дирижер движения

Прибывающие на станцию и отправляющиеся поезда выдерживают точный график, а составы приезжают на обозначенную платформу. Дирижером движения грамотно выступает дежурный по станции.

Рабочий день Елены Трубаковой, которая уже 32 года блестяще справляется с такой задачей, начинается и заканчивается в кресле перед большим, усыпанным различными кнопками и тумблерами пультом, а перед ним – специальное огромное табло, с мигающими лампочками – повторителями показаний загорающихся светофоров или прибывающих составов. Все это выглядит словно космический корабль, управляемый женщиной. Только представить, как ей удается справляться со всей этой россыпью переключателей да еще держать в голове прибывающие составы и направлять их на нужный путь, весьма сложно.

Елена мечтала учиться в медучилище, но, послушав представителей Оршанского железнодорожного техникума, не задумываясь, подала документы именно туда. Свой путь на магистрали после распределения Елена Евгеньевна начала стрелочником на станции Береза-Картузская. Продолжила постигать азы профессии оператором при дежурном на станции. Поэтому, впервые сев за пульт управления дежурного, все знала до мелочей, сложностей и страха не возникало.

Не зря пост дежурного по станции железнодорожники называют мозгом. Именно отсюда координируется движение грузовых, пассажирских и пригородных поездов, здесь собирается огромный объем информации, на протяжении смены приходится решать множество задач. Корреспонденты «Маяка» буквально за несколько минут оценили всю напряженность работы Елены Трубаковой. Телефоны, рации, громкоговорящая связь, открытие поездам светофоров, перевод стрелок по маршруту следования, пропуск очередного состава – дежурный по станции отвечает за прием, пропуск, отправку пассажирских и грузовых поездов, маневровые работы. Удивляешься, как у этой женщины элементарно хватает рук, чтобы всем вовремя дать четкие команды.

Дисциплинированность и максимальная собранность, острота ума, способность быстро принимать решения, оперативно и грамотно действовать в любой непредвиденной ситуации, чувство повышенной ответственности за свои действия – вот те качества, что отличают Елену Трубакову. И конечно, стрессоустойчивость – работа предполагает большие психологические нагрузки.

– А как же иначе, от нас напрямую зависит безопасность движения поездов, а это жизнь и здоровье пассажиров и железнодорожников, сохранность перевозимых грузов, – говорит Елена Евгеньевна и указывает нам на пунктирные святящиеся линии желтого цвета. – Это означает, что путь готовится к приему состава. Постепенно желтая полоса станет красной. Это приближающийся поезд…

Станция как живой организм, находящийся в постоянном движении. На станции Береза-Картузская пять дежурных, трудятся по 12 часов посменно. Каждый работает в напряженном, жестком ритме, в условиях постоянно меняющейся обстановки – так что расслабиться нельзя ни на минуту ни днем ни ночью.

– Сорок лет работы на железной дороге пролетели как один миг, на одном дыхании. Обычные трудовые будни и замечательный родной коллектив, – резюмирует Елена Евгеньевна. – Поздравляю всех коллег с праздником и желаю здоровья, терпения, успехов и чтобы на жизненном пути горел во всем зеленый светофор.

Надежность стальной магистрали

Железная дорога начинается с железнодорожного пути. Это только кажется, что путь неприхотлив, а на самом деле он требует ухода. О нем заботятся специальные рабочие, профессионалы своего дела. Люди в ярко-оранжевых жилетах содержат железнодорожный путь в исправном состоянии, чтобы по магистрали бесперебойно и без отклонений от графика следовали поезда. Специалисты 5-го околотка Жабинковской дистанции пути и в снег, и в дождь, и в изнуряющую жару несут вахту у железнодорожного полотна.

Главный путеец нашего района – дорожный мастер 5-го околотка Юрий Четырбок, пришедший на Жабинковкую дистанцию пути в 1985 году. В околотке пять бригад, весь состав – 30 человек. А километров железных дорог под опекой путейцев предостаточно: 40 км главных, 17 км станционных и 13 км необщего пользования. Обслуживают 71 стрелочный перевод, четыре железнодорожных переезда. На подконтрольном участке пассажирские поезда могут следовать со скоростью 140 км/ч, путь бесстыковой – длина рельсов 800 м, есть участки и по два километра.

Задача путейцев – обеспечить безопасность и безаварийность движения, комфорт пассажиров и сохранность перевозимых грузов. Сняли необходимые показания, выявили неисправности – перекосы пути, просадки. И монтеры пути, словно железнодорожные медики, устраняют каждое отклонение от нормы. А магистраль не остановишь, можно лишь только уложиться в окно графика движения поездов.

Труд путейца сопряжен с повышенной опасностью, тяжелый физически: инструменты нелегкие – лом, кувалда, молоток. Монтер пути должен владеть определенными знаниями – грамотно применять основы сопромата и азы электромеханики, уметь работать с шаблоном и штангель-циркулем, а также выполнять множество других работ. Балльность на этом околотке уже многие годы соответствует оценке отлично, что свидетельствует о высоком профессионализме путейцев. Этот показатель составляет два балла при задании 29. Рабочий день монтеров пути начинается с утренней планерки: определяется круг задач, даются поручения – и можно выходить на пути.

– На железной дороге много нюансов, в том числе и погодные условия. Лето – напряженный сезон путевых работ. В дни, когда устанавливается жаркая погода, возникает температурное напряжение, днем на путях очень трудно и опасно работать. Поэтому мы можем выходить рано утром, а потом вечером, – говорит Юрий Четырбок. – Мы осматриваем каждый метр, проверяем тщательно деформацию путей, наличие просадок, состояние полотна и креплений. Зимой свои трудности – снежные заносы, ледяной дождь. Но поезда должны идти в любую погоду.

Бригадир Сергей Кусков на железной дороге с 2006 года, начинал монтером пути после окончания Брестского железнодорожного колледжа. В его бригаде три монтера, все ответственные и надежные.

– Мы одна команда, ремонтируем пути и стрелочные переводы, заменяем рельсы, регулируем ширину колеи и выполняем много других работ, – рассказывает Сергей. – Здесь все любят свою профессию. Мы обследуем и знаем состояние каждой гаечки, болтика, нет ли расширения, сужения полотна. За семнадцать лет я прикипел к работе, уже не представляю себя на другом месте.

Даже если бригадир по личным делам едет поездом, то, сидя в вагоне, по его ходу может определить, что на каком-то участке есть небольшой дефект пути – поезд должен идти без раскачки.

Сын Сергея Денис – школьник, но уже подумывает продолжить семейную династию и стать железнодорожником. Многие тонкости и ситуации отец ему уже успел рассказать и показать. Сергей признается, чтобы был бы этому очень рад.

Жанна МИРОШНИК

Фото Сергея БОБРОВА

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: