Споровское сафари: съездили в гости к турам — BEREZA.BY

Чтобы вживую увидеть исчезнувших первобытных быков – туров – не нужно изобретать машину времени. Их потомки уже больше трех недель свободно расхаживают на Березовищине в угодьях республиканского биологического заказника «Споровский».

Это стало возможно благодаря реализации проекта «Реинтродукция популяций крупных травоядных животных для восстановления экосистем пойменных лугов», донором которого выступает АО «ОТЛК Евразийский железнодорожный альянс». Для бывалых натуралистов эта новость из разряда «молний», ведь последний древний тур, по мнению ученых, погиб в 1627 году в окрестностях Варшавы.

Неудивительно, что споровские туры быстро стали главными ньюсмейкерами в ведущих республиканских СМИ. Первым, кстати, эту новость сообщил Telegram-канал BEREZA.BY. Мы решили не останавливаться на достигнутом и спустя две недели отправились в гости к новоселам, чтобы посмотреть, как им на новом месте. Автору репортажа, вооруженному фотокамерой, посчастливилось попасть на настоящее сафари с дикими зверями, нетронутой природой и массой ярких впечатлений…

Ухабистая грунтовка в семи-восьми километрах от аг. Спорово, по которой мы отправились в путешествие, постоянно петляла. Такое ощущение, что, когда люди пробивали здесь скупую колею дороги, зажатую с двух сторон «болотной сельвой», матушка-природа в шутку перемешала топь и твердь. Настырного человека это не остановило, он упрямо шел вперед: «Здесь возьмем левее, теперь вправо. Ничего, пройдем!» Получилось как получилось, поэтому обычному туристу без опытного следопыта добраться в места, где прописались первые на Брестчине туры, почти невозможно. Автору этой публикации повезло: у него в проводниках директор заказника «Споровский» Вадим Протасевич, а значит невозможное возможно.

Идею заселить споровское приозерье туроподобными быками Вадим Николаевич вынашивал с тех пор, как в Беларусь прибыли первые особи. Потомков древних туров европейским генетикам удалось вывести лишь во второй половине XX века. Новую неприхотливую породу крупного рогатого скота, способную без проблем адаптироваться к свободному выпасу, назвали в честь братьев Хек из Германии, которые первыми попытались возродить туров. Споровские колонисты, кстати, родом из Латвии. Два года назад их привезли на Гомельщину и держали на карантине в окрестностях Турова (символично, не так ли?).

– На восток от озера Споровское мы выделили турам шесть тысяч гектаров угодий, можно сказать, реликтовые места. Они идеально им подходят, здесь находятся густо поросшие травой луга, вперемешку с ивняком, пролесками из берез, дубов, ольхи, осин и других лиственных. Это естественная для туров среда обитания, – поясняет Вадим Николаевич.

Места действительно уникальные, будто сошедшие с шишкинских полотен. С забытым детским чувством наблюдаю, как за боковым окном УАЗ Patriot проплывают пейзажи, залитые позолотой вечернего солнца. Вокруг тишина и эдемский покой.

Едем по известным только водителю тропам, одновременно слушаю его повествование.

– Весной на этих грудках встречаешь заросли тайника – цветок такой из семейства орхидей. Другой краснокнижник – венерин башмачок – целыми полянками цветет. Обалденное зрелище, – эмоционально рассказывает директор заказника. – Эти места я особенно люблю, здесь действительно нетронутая природа. Стараемся туристов сюда не водить. Хочется сохранить эту первозданность. Здесь еще пасека есть, чтобы собирать мед от пчел, которые никак не соприкасаются с цивилизацией. Этот экологически чистый мед реализуется в просветительном центре заказника.

Тем временем подъезжаем к наполовину затененной кронами поляне и видим впереди, метрах в 200–300, размытые силуэты на фоне лозняка. Вот они, туроподобные быки, особей 4–5…

До этого мирно что-то жевавшие звери насторожились, уставив в нашу сторону треугольные головы. Останавливаемся, глушим двигатель и некоторое время сидим в тишине. Когда игра в гляделки заканчивается, выходим из машины и неторопливо идем к животным. Ощущения смешанные, все-таки дикие быки, пойми, что им вздумается?

– Туры не агрессивные, главное – их не провоцировать. Они как осы: если начнешь громко кричать, размахивать руками, то могут атаковать, за себя они постоять умеют, – негромко рассказывает Вадим Протасевич.

Мы проверять не стали. Приблизившись на метров 60–70, сделали несколько снимков, чем вызвали интерес вожака. Он явно выделялся среди других почти угольным окрасом и размером рогов. Спустя 5–10 секунд темно-бурая группа, словно по команде, нырнула в зеленое облако из кустов – фотосессия окончена, всем спасибо.

На красивых и статных быков с выдающимися рогами-полумесяцами в заказнике возлагают большие надежды. Туров называют «живыми косилками», они съедают не только травы, но и веточки ивняка. Миссия рогатых – разнообразить здешний биотоп, улучшить места обитания для местных пернатых, прежде всего куликовых.

И по всему видно, что туры с этим неплохо справляются, это угадывается по утоптанным тропинкам и лежанкам среди высокой, почти в пояс, травы. Отдельные участки уже изрядно «подрезаны». Судя по всему, на них растет какая-то особенно вкусная для бычков трава. Спрашиваю у директора заказника про зимовку. Он спокоен: местного корма должно хватить, для подстраховки уже заготовили сено.

Кстати, как и все жвачные, туры очень любят яблоки. Однако владельцам садов и огородов бояться нечего: выйти к людям у споровских быков вряд ли получится. Место для их поселения выбиралось в том числе исходя из соображений безопасности: как для людей, так и животных. Царство споровских туров находится на минеральных островах или грудках, как говорят местные жители, среди осушенных болот. Эти угодья локализованы и изолированы сетью мелиоративных каналов, один из них – обводной канал – довольно внушительный по ширине и глубине.

Впрочем, животные на своей новой вотчине неплохо себя чувствуют. На обратной дороге мы заехали к пруду Октябрьский в надежде, что здесь увидим остальных быков, ведь всего их завезли 13 особей. У нас не получилось, а вот двум рыбакам, которых встретили у водоема, похоже удалось. Правда случилось это ночью, поэтому они приняли громко плескавшихся в воде зверей за стадо лосей. Когда объяснили мужчинам, кто это был, на вторую ночевку они решили не оставаться.

– В будущем планируете ваших бычков туристам показывать? – спрашиваю у директора заказника.

– Наша основная цель – это восстановление уникального природного биоразнообразия. К первым тринадцати турам в ближайшее время привезем еще одиннадцать, – отвечает Вадим Протасевич. – К ноябрю планируем поселить 25 тарпановидных лошадей. Для их передержки и адаптации к условиям обитания создается вольер площадью 5,1 га. Надеюсь, что туры и тарпаны помогут нам привести в порядок заросшие территории. Заказник «Споровский» – орнитологическая территория, и свои турпродукты в последние годы мы создавали под любителей птиц, семейный отдых на природе. Что касается туров и тарпанов – загадывать не будем. Время покажет.

Дмитрий МУЗЫКА

Фото автора и из архива заказника «Споровский»

Подписывайтесь на нас в Telegram!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: